Библиографическое описание:

Смотракова Л. Н. Реализация творческого потенциала учащегося в воспитательном процессе посредством постановки музыкального шоу [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 24-25.

Феномен «творческий потенциал личности» является предметом исследования как педагогики, психологии, так и философии. В 60–80-х гг этим вопросом активно занималась как философия (С. Р. Евинзон, М. С. Каган, Е. В. Колесникова, П. Ф. Коравчук, И. О. Мартынюк и др.), так и психология (Л. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Г. С. Сухобская и др.). Всплеск изучения данного вопроса в педагогике приходится на 80–90-е гг XX века (Т. Г. Браже, Л. А. Даринская, И. В. Волков, Е. А. Глуховская, О. Л. Калинина, В. В. Коробкова, Н. Е. Мажар, А. И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил.

В XXI веке стало понятно, что реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей процессов воспитания и обучения. В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применить свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, в науке и технике.

В концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны <…> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с.6]. «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» [1, с.12].

Следовательно, современное образование должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного образования.

Уже давно психологам известно, что каждый ребенок обладает мощным творческим потенциалом, но в процессе взросления не всем удается эти задатки сохранить или развить. Творчество рассматривается уже никак процесс или деятельность, но как характеристики личности, стиль жизни, способ отношений с миром [2].

Главной особенностью детского творчества является его всеобщий характер. Все дети обладают разнообразными творческими способностями — задача современного учителя развить эти задатки в процессе не только воспитания и обучения, но и межличностного общения.

МБОУ «Гимназия № 24» г. Ульяновска на протяжении 7 лет ведется инновационная деятельность, одной из ключевых форм работы по организации воспитательного процесса стал проект «Воспитание сценой», лауреат Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» в 2012 году. Целью проекта является создание воспитывающей среды посредством активных инновационных методов сотрудничества с детьми, направленных на формирование, сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья учащихся через вовлечение в театральную деятельность. Школьный театр дает возможность реализации человеческого потенциала.

В течение многих лет автором статьи проводилась работа по развитию творческого потенциала учащихся как в образовательном, так и воспитательном процессе: научные конференции юных исследователей, интегрированные уроки, строевая подготовка, постановка новогоднего бала — все перечисленные инновационные формы работы позволили учащимся раскрыть свою одаренность, реализовать свой творческий потенциал, обогатиться духовно, создать позитивный настрой, повысить самооценку ребенка.

Необходимо сформировать у ребенка «вкус успеха», уверенность в своих силах, доброжелательное отношение между участниками инновационных форм воспитательной работы, радостное отношение к познанию, положительные эмоции.

Участие в проекте «Воспитание сценой» открывает перед творчески работающим учителем колоссальные возможности, не ограничивает только воспитательной или образовательной целями, а позволяет включить учащихся в огромное разнообразие видов деятельности, повысить мотивацию к саморазвитию, сплотить классные коллективы, организовать общение и передачу опыта ребят разных возрастов.

Одним из таких явлений стала постановка музыкального мюзикла «Зажигать будем вместе». Мероприятие объединило ребят 8-х и 10-х классов.

Что нравится детям этого возраста, что занимает их и днем и ночью, и дома и, очень часто, на уроках?

Музыка! Музыка разных исполнителей и разных стилей. Поэтому, опираясь на современные вкусы этого поколения, мы можем решить первостепенные задачи воспитания и обучения. Сюжет мюзикла должен быть приближен к реальной жизни. Основная цель музыкального шоу — создать позитивное настроение у участников и передать его всем зрителям — одноклассникам, родителям и учителям. Но при такой легкой и на вид простой цели решаются глобальные проблемы подростка 14–16 лет: блокирование творческих способностей, подавление индивидуальности, самобытности.

Основное правило создания такого вида деятельности — не отказывать ни одному ребенку, пришедшему на первую репетицию, независимо от того, каким набором творческих умений и навыков он обладает. Это мероприятие не ставит перед собой целью демонстрации хореографических, вокальных и сценических данных, это — возможность найти в себе эти задатки.

Есть дети, таящие в себе огромный потенциал, но не имеющие возможности его раскрыть. Физиологические и психологические особенности личности могут стать преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может компенсировать недостаток одаренности.

Ключевые моменты мюзикла соответствуют возрасту участников и течениям современной жизни: влюбленность, дружба, преодоление собственных страхов.

По мнению автора стати, мюзикл — еще одна инновационная форма организации воспитательного процесса, так как в отличие от традиционного театрального действа фабула мюзикла сразу не раскрывается детям. Это еще одна возможность для ребят проявить себя — стать соавторами сценария. К детям надо выходит с идеей! Педагог-куратор при такой постановке вопроса становится не руководителем, а другом, методическим конструктором, который может помочь увидеть в себе и в других новое и интересное. Педагог в такой позиции должен знать психологические, возрастные, межличностные особенности этих ребят, быть готовым не только учить, но и учиться! Инновацией становится совместный поиск решения проблемной ситуации.

У каждого участника мюзикла появляется возможность примерить на себе роль, которая подходит ему больше других. Идея была проста: жила-была девочка «синий чулок», таившая в себе огромные возможности, были у этой девочки друзья, которые по-разному настроены, но помогающее увидеть в себе, то в чем ты боишься признаться, это люди, дающие нам смелость и помогающие преодолеть страхи. Символом преодоления для героини стало участие в танцевальном и песенном конкурсе, а наградой — влюбленность в прекрасного юношу.

Интерес к новой форме, ранее не использованной в практике воспитательной работы привел к тому, что на первую репетицию явилось более 10 человек, а конечной цифрой участников стало — 50 человек. Ребята пели популярные песни разных лет, исполняли дворовые хиты под гитару и акапелло.

Конечно, репертуар и исполнители могут быть иными, все будет определяться личными особенностями участников шоу. Предвидя многочисленные вопросы, скажу сразу, можно не иметь музыкального, хореографического образования, но должно быть огромное желание работать с молодым поколением и воспитывать их лучшие качества. Огромную помощь при постановке шоу оказывали сами дети: бывшие и нынешние участники танцевальных коллективов, желающие проявить себя, любители попеть для себя и, конечно, активные и позитивные личности, за которыми тянутся более робкие ребята.

Новая форма организации воспитательного процесса привели к тому, что из разрозненной группы участников, из «синих чулков» (которых было большинство), появился конгломерат под названием «Зажигать будем вместе»!

Участники впервые играли роли на сцене, впервые пели перед большой аудиторией, впервые участвовали в танцевальных номерах без специальных хореографических навыков.

Нельзя оставить без внимания и психологический комфорт, о котором говорит непредвиденный случай: юная исполнительница одного из музыкального номера мюзикла от волнения забыла первые строчки, тогда запели все участники, чтобы ее поддержать.

И самое главное — создание нового творческого коллектива, содружества 8-х, 10-х классов, которые решили продолжить совместную работу над спектаклем «Потомок» к празднованию Дня Победы.

Создатель мюзикла и автор данной статьи в очередной раз доказал, что любая совместная деятельность педагога и детей — обоюдный процесс самореализации и самоактуализации.

Инновационная форма — мюзикл — способствовала переходу личности на новый уровень жизнедеятельности — творческий, изменяющий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения.

Литература:

1.                 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Издательство «Просвещение», 2009.

2.                 Леонтьев Д. А. Творческий потенциал личности: траектории развития. Образовательная политика. № 7–8 (45–46). 2010. — С.43–48

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle