Библиографическое описание:

Суетин М. И. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 108-109.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим, организация научной и учебно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Такая деятельность учащихся способствует истинному обучению, поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность.

Большинство учителей представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце темы или как дополнение к заданию. Тем не менее, в проектах, согласно со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

В своей работе я чаще использую межпредметные исследовательские проекты (биология-химия, биология-география, наиболее интересные биология-химия-информатика, которые позволяют охватить изучение сразу нескольких предметов и пр.) По договорённости с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии (в соответствии с программой изучения предмета) или на очных окружных, дистанционных и других конкурсах. Польза такого сотрудничества безусловно очевидна. Для учеников: углубленное изучение тем по биологии, химии, возможность к литературным источникам добавить интернет-ресурсы, отработать приёмы ИКТ, выполнить проект в учебное время. Для учителей: учащиеся на уроках не просто отрабатывают необходимые навыки и приёмы, а решают задачи на конкретном биологическом материале, выполнение проектов в учебное время.

Пример межпредметного проекта: «Изучение антиоксидантной активности плодов калины обыкновенной».

Проект включает стандартные этапы работы: постановка целей, задач, анализ литературы — эксперимент — анализ результатов, выводы — защита проекта.

Цель: изучить антиоксидантную активность плодов калины обыкновенной, произрастающей на территории парка «Сокольники»

Задачи:

-        Изучить особенности калины обыкновенной, дать полную морфологическую характеристику кустарника;

-        Изучить антиоксидантную активность плодов калины обыкновенной в период созревания;

-        Определить содержание аскорбиновой кислоты в настоях плодов калины обыкновенной в период созревания;

-        Определить оптимальные сроки для сбора плодов калины обыкновенной.

Объект изучения: плоды калины обыкновенной

Предмет: антиоксидантная активность исследуемых материалов (плодов)

Гипотеза работы: количество антиоксидантов в плодах калины обыкновенной зависит от времени сбора.

Ребята очень активно включаются в работу. В данном проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Изучая особенности растения учащиеся подробно знакомятся с анатомо-морфологическими характеристиками растений, определяя количество витамина С в плодах ученики знакомятся с методом титрования, а на уроках информатики развивают и закрепляют знания по ИКТ.

Также можно использовать метод проектов непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но как правило времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правила работы с определителем можно провести урок: «Определение вида растения по гербарному образцу». Формы работы может быть как индивидуальной, так и групповой. Задачей подобного проекта будет сбор и анализ информации, составление необходимых схем и таблиц, подготовка отчёта (письменного и устного). Учащиеся работают в течение 25 минут. Такие мини-проекты отрабатывают навыки работы с определёнными литературными источниками, гербарными образцами, карточками.

Безусловно работа над проектом с низким уровнем усвоения материала будет сводится лишь к констатации фактов, но это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное — не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Литература:

1.                 Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24–34.

2.                 Григорьян И. С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3.                 Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. — 1995. — № 6

4.                 Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М., 2003.

5.                 Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — М., 2004.

6.                 Савенков А. И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60–66

7.                 Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle