Библиографическое описание:

Литошина М. Ю. Управление профессиональным ростом педагогов, обеспечивающих сопровождение детей с нарушением зрения в современном дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 58-61.

Модернизация российского образования, как определено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является основой динамического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует также и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетентности, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о нем, как хорошо обученном специалисте, и педагоге — профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Именно поэтому сегодня все более актуальной становится проблема повышения профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных качеств каждого педагога и перспектив его роста.

Отсюда выстраиваются задачи кадровой стратегии:

1.                 создание условий для постоянного самообразования педагогов;

2.                 создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективному развитию образовательного учреждения;

3.                 формирование педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигается интеграцией действий и усилий всего педагогического сообщества.

В рамках реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в условиях личностно — ориентированного подхода к сопровождению воспитанников, выступает необходимость пересмотра существующих подходов к проблеме профессионального роста педагогических кадров.

Отказ от унифицированной формы педагогической помощи, уход от жестко определенного способа взаимодействия с педагогическим персоналом, переход на индивидуально ориентированный подход, направленный на профессиональные потребности каждого педагога, создание условий для реализации индивидуальной траектории его личностного самосовершенствования — вот адекватный способ управления повышением профессионализма педагогических кадров сегодня.

Основываясь на ключевые циклы управленческой деятельности, данный процесс включает в себя несколько этапов: диагностики, планирования, организации и контроля.

В условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, осуществляющего квалифицированную коррекцию нарушений в развитии детей со зрительной патологией, реализация диагностического этапа направлена на изучение затруднений педагогов в вопросах сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также в выявлении проблем в их педагогической деятельности и включает в себя выявление уровня профессиональной компетентности педагогов по следующим параметрам:

-        профессионально-педагогическая подготовленность;

-        профессионально-педагогическая деятельность;

-        профессионально-педагогическая поисковая или исследовательская активность;

-        информационно-коммуникативная функция;

-        регуляторно-коммуникативная функция;

-        коммуникативный компонент профессионально-педагогической деятельности;

-        организаторский компонент профессионально-педагогической деятельности;

-        конструктивно-проектировочный компонент профессионально-педагогической деятельности.

Этап планирования предполагает актуализацию необходимых направлений для профессионального роста и самосовершенствования педагогов, определение профессиональных задач повышения педагогической компетентности, составление индивидуальных программ профессионального роста с учетом выявленных затруднений в каждом индивидуальном случае, а также определение системы оценки решения поставленных задач и реализации программы; их корректировку.

Каждое учреждение имеет в своем составе педагогов различной квалификационной категории и стажа педагогической деятельности, что соответственно позволяет разделить персонал на подгруппы, например, «Первоклассник» — группа педагогов без категории и стажем работы до пяти лет. «Юниор» — группа педагогов с первой квалификационной категорией и стажем работы от пяти до десяти лет, а также группа «Мастер», в состав которой входят педагоги с высшей квалификационной категорией и стажем работы от десяти лет.

Содержательный компонент этапа планирования основан на теории Е.И.Машбица, «системе функционального структурирования учебной деятельности», обязательный минимум которого (представлен в таблице) дополняется мероприятиями или формами взаимодействия с учетом индивидуальных потребностей каждого педагога:

Педагогические подгруппы.

«Первоклассник»

«Юниор»

«Мастер»

Содержательный компонент — деятельность, направленная на усвоение заданной системы профессиональных действий.

1.                   Консультация «Строение и функции зрительного анализатора».

2.                   Слайд — презентация «Патологические состояния и нарушения функций органа зрения детей дошкольного возраста».

3.                   Практикум «Причины зрительных расстройств».

4.                   Мастер — класс «Детское косоглазие. Его влияние на психофизическое развитие ребенка».

5.                   Семинар «Амблиопия. Виды амблиопии при косоглазии».

6.                   Практикум «Учет офтальмо-гигиенических требований в непосредственной образовательной деятельности с учетом индивидуальных зрительных возможностей каждого воспитанника».

7.                   Круглый стол «Адаптация стимульного материала в работе со слабовидящими дошкольниками».

8.                   Мастер-класс «Методы развития зрительного восприятия».

1.                       Консультация «Офтальмологические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения».

2.                       Слайд-консультация «Как портится детское зрение?»

3.                       Составление буклета «Профилактика зрительных нарушений».

4.                       Круглый стол «Приемы развития и тренировки зрительного анализатора у детей».

5.                       Семинар «Особенности коррекции и компенсации в работе с дошкольниками с нарушенным зрением».

6.                       Решение проблемной задачи «Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией в непосредственной образовательной деятельности».

7.                       Консультация «Особенности психоэмоциональ-ного напряжения детей с косоглазием и амблиопией».

8.                       Консультация «Особенности развития предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения».

9.                       Педагогический форум «Развитие компенсаторных механизмов в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения».

1.                      Круглый стол «Технологии, методы и приемы развития зрительного восприятия».

2.                      Составление буклета «Развитие зрительных функций с раннего возраста».

3.                      Семинар-практикум «Приемы коррекции дисбинокулярной амблиопии».

4.                      Консультация «Возрастные особенности усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками групп с нарушением зрения».

5.                      Слайд — презентация «Педагогическая коррекция сходящегося и расходящегося косоглазия дошкольников».

6.                      Проектирование в рамках темы «Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения».

7.                      Дискуссия «Приемы и способы управления развитием зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения на разных возрастных этапах».

Мотивационный компонент — выработка системы ценностных ориентаций, позволяющих определить место и значимость педагога в его профессиональной деятельности.

1.                   Психологический тренинг «Профессия — педагог».

2.                   Круглый стол «Методики специального воспитания дошкольников».

3.                   Семинар-практикум «Роль социализации дошкольников с нарушением зрения в окружающую действительность».

1.                    Практикум «Составление портрета выпускника детского сада (с нарушением зрения)».

2.                    Проигрывание тренинговых ситуаций «Слепой в обществе зрячих».

3.                    Психологический тренинг «В защиту слабовидящих».

4.                    Педагогический практикум «Немного слов в пользу специального педагога».

1.                          Педагогическая игра «Что?», «Где?», «Когда?» по проблеме «Как вырастить здорового ребенка».

2.                          Проектная деятельность в рамках темы «Нормы и отклонения в развитии детей с нарушением зрения. Что осложняет социализацию?»

3.                          Практикум «Составление типового индивидуального коррекционного маршрута для дошкольника с нарушением зрения».

Ориентировочный компонент — процесс использования ориентировочной основы профессионально-педагогической деятельности.

1. Выполнение индивидуальных практических заданий по типу подбора индивидуальных офтальмо-гигиенических условий для реализации непосредственной образовательной деятельности с детьми.

2. Составление буклета «Способы развития и тренировки зрения в домашних условиях».

3. Анкетирование «Некоторые аспекты работы при детских зрительных нарушениях».

1. Составление или подбор индивидуальных мини-программ по коррекции восприятия цвета, формы, величины, моторики рук, ориентировки и .д.

2. Составление слайд — отчетов «Условия пребывания дошкольников с нарушением зрения в детском саду», «Приемы коррекции в работе воспитателя специализированной группы» и т.п.

3. Конкурс практических работ «Дидактическая игра для развития восприятия».

1. Брейн-ринг «Специальный педагог. Знания и требования в работе».

2. Практикум «Анализ результатов входящей диагностики усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Способы и приемы коррекции выявленных проблем».

3. Мастер — класс «Работа с родителями воспитанников с ОВЗ. Пути и способы планирования взаимодействия».

Исполнительный компонент — преобразование полученных знаний и профессиональных умений; получение результата.

1.                   Практическая консультация для родителей воспитанников «Развивайте зрение дома».

2.                   Деятельность педагогов по выполнению требований к учету зрительных нагрузок воспитанников; реализации индивидуальных потребностей воспитанников при календарном планировании работы с детьми.

3.                   Участие в конкурсе презентаций «Мои достижения в работе».

1.                       Мастер — класс для педагогов «Технологический аспект развития восприятия цвета, формы и величины».

2.                       Проектная деятельность в рамках темы «Способы формирования сенсорных эталонов при реализации психолого-педагогической работы по образовательной области «Социализация».

1.                   Родительский интерактив «Развитие зрительно-моторной координации при подготовке дошкольников с нарушением зрения к школе».

2.                   Участие в конкурсе «Лучший специальный педагог МБУ».

3.                   Составление перспективного планирования по реализации психолого-педагогической работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБУ для воспитанников с нарушением зрения.

Организация, как следующий этап управления профессиональным ростом педагогов, включает в себя собственно реализацию индивидуального плана профессионального развития педагогов, составленного с учетом затруднений каждого, а также в рамках осуществления текущей коррекционно-педагогической деятельности в условиях выполнения федеральных государственных требований.

Этап контроля как оценки полученного результата включает в себя проверку правильности составления индивидуальных программ профессионального роста педагогов, уровня их усвоения и степени качества реализации в педагогической деятельности полученной теоретической и практической информации.

Педагогические подгруппы.

«Первоклассник»

«Юниор»

«Мастер»

1.                            Предупредительный контроль «условия выполнения офтальмо-гигиенических требований».

2.                            Тематический контроль «об уровне наполняемости предметно-развивающей среды групп для детей с нарушением зрения материалом по развитию зрительного восприятия».

3.                            Персональный контроль «уровень реализации федеральных государственных требований на прогулке».

1.                   Предупредительный контроль «технологический аспект сенсорного развития в индивидуальной работе с дошкольниками с нарушением зрения».

2.                   Персональный контроль «уровень реализации федеральных государственных требований в режимных моментах».

3.                   Тематический контроль «о систематичности реализации индивидуальной работы с воспитанникам».

1.                                     Предупредительный контроль «о реализации индивидуально-дифференцированного подхода в режимных моментах».

2.                                     Персональный контроль «уровень реализации федеральных государственных требований в непосредственной образовательной деятельности».

3.                                     Фронтальный контроль «об эффективности коррекционно-педагогического сопровождения воспитанников с нарушением зрения по итогам года».

Примерная логико-систематизированная организация контролирующих мероприятий в течение всего периода обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет отслеживать правильность усвоения и, соответственно, реализации усвоенных специальных дефектологических знаний и умений. Несоответствие выявленных результатов установленных контролем параметрам требуют внесения соответствующих корректировок в дальнейшую деятельность, как теоретическую, так и практическую.

Сегодня дошкольное образовательное учреждение не может развиваться без создания и освоения новой практики профессиональной деятельности.

Каждая личность индивидуальна и неповторима, поэтому, личностно –ориентированный подход к профессиональному саморазвитию педагогов, безусловно, приводит к их успешной трудовой деятельности.

Управление персоналом, основанное на стратегии постоянных улучшений, способствует нарастанию потенциала образовательного учреждения и привлечения новых ресурсов.

Литература:

1.                 Галенко В.П., Страхова О.А. Как эффективно управлять организацией. М. — 2003г.

2.                 Даутова О.Б., Христофоров С.В. Инновации и образование. СПб. — 2003г.

3.                 Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. М. — 1997г.

4.                 Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. М. — 2000г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle