Библиографическое описание:

Джиемуратова Г. А. Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-5.

В данной статье раскрыта сущность процесса творческой деятельности учащихся, обозначены и охарактеризованы этапы дидактического цикла занятий, направленных на формирование у учащихся механизмов творческого мышления и создания условий для выполнения творческих заданий.

В статье также описаны технологические приемы, побуждающие учащихся активно участвовать в поисковом и созидательном процессе обучения.


Уровень развития творческой личности проявляется в её деятельности. Творческая личность обладает большими интеллектуальными возможностями для проявления своего потенциала. Творческая деятельность для способного ученика представляет большой интерес, потому что эта деятельность связана для каждого ученика с поиском интересного, нестандартного способа решения проблемы. Важной особенностью творческой личности, как считают многие специалисты [1;3;4;5;6], является умение выйти за рамки одной проблемы и быстро переключаться на смежные или новые вопросы. Поэтому очень важно сформировать у учащихся умения видеть возникающие проблемы, ставить их перед собой и искать пути их решения.

Поиски новых, нерешенных задач вызывают у учащихся чувство радости и удовольствия, так как творчески мыслящие ученики постоянно стремятся к самостоятельной, индивидуальной деятельности. Они вступают в творческие взаимоотношения и сотрудничество. В результате творческой деятельности и учета особенностей талантливых школьников в классе можно и нужно создавать атмосферу межличностного содружества, способствующего раскрытию творческих возможностей учащихся. В такой ситуации появляется соответствующая психологическая среда, в которой успешно реализуются и находят удовлетворение интересы и потребности учащихся.

В личностно-ориентированном процессе обучения обеспечивается возможность учащимся ознакомиться с новой информацией и приемами творческой работы с ней, способами усвоения учебного материала, возможность достижения каждым учеником творческих результатов. Результативность достигается за счет дидактических циклов, основой которых являются постоянные творческие упражнения.

Эффективность дидактического цикла объясняется тем, что учащиеся последовательно, поэтапно усваивают учебные материалы. Такая преемственность дает возможность учащимся проявить творчество и самостоятельность.

Представим здесь характеристику этапов дидактического цикла.

  1. Этап — знакомство с проблемой (введение в проблему). Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, изучают определенные учебные материалы в рамках программы. На данном этапе учащиеся стараются рационально использовать учебные материалы, получить от них для себя наиболее ценное и интересное. Учащиеся подходят к изучению материала творчески, размышляют о том, что нового, индивидуального можно внести в данный материал. На следующих этапах творческое изучение информации будет закрепляться.

  2. Этап — посвящен исследованию особенностей творческих заданий, определению их структуры и принципов разработки. Учащиеся на данном этапе начинают размышлять над характером творческих заданий, которые им предложены.

Для того чтобы учащиеся поняли механизм научного мышления и в целях освоения новых операций, необходимо распределить информацию на две части. Первоначально учащиеся знакомятся с общей информацией по учебной теме.

Чтобы глубже вникнуть в содержание, целесообразно использовать метод «мозгового штурма» на основе сотрудничества между учащимися. После того, как учащимся будут предложены творческие задания, их необходимо ознакомить с механизмами совместной деятельности. Прежде чем показать учащимся способы выполнения заданий, учитель даёт им сведения о приемах и методах работы. Учащиеся же, получив творческое задание, приступают к его коллективному обсуждению. И в этот момент начинается второй этап — этап исследования.

Учащиеся выясняют причинно-следственные связи в содержании задания и анализируют возможности творческого решения поставленной проблемы. Для этого они должны правильно провести рассуждение о механизме причинно-следственных связей. И в этом случае им понадобится целенаправленно использовать информацию. Поэтому, помимо сведений, представленных в учебнике, следует применить диалогические формы обсуждения темы.

Среди принципов личностно-ориентированного учебного процесса особо следует выделить принцип получения необходимых данных на основе эвристического мышления. Встречаясь с проблемной ситуацией, ученик старается прежде всего найти нужную информацию. В своих поисках, он естественно, обращается к материалам учебника. Возникает вопрос: получит ли он правильное и полное представление о всех аспектах проблемы только таким путем?

Если говорить о вышеназванном принципе, то реализовать его можно с помощью определенных технологических приемов. В их числе:

  1. Первый способ (приём) — создание мотивационной установки для творческой деятельности на основе установления общения между одноклассниками. В этом процессе обогащаются представления учащихся о различных явлениях природы и их причинно-следственной взаимосвязи, поскольку данные явления составляют сущность творческих заданий. Путем участия в диалогах учащиеся усваивают приемы и операции, связанные с анализом результатов мыслительной деятельности. Данные приемы облегчают процесс творческой деятельности учащихся.

  2. Второй приём — «мозговой штурм» расширяет представления учащихся о структуре творческих заданий в условиях определенной учебной ситуации. Учащиеся усваивают методы разработки самостоятельных творческих заданий в сходных ситуациях и с учетом различных условий деятельности выполняют творческие операции (действия).

В процессе выполнения творческих заданий учащиеся, разделившись на группы, обмениваются мыслями и стараются найти ответы на сложные вопросы. Задания побуждают учащихся активно мыслить и использовать разные методы для решения предложенных задач. В творческой деятельности необходимо проявить и аналитические способности и творческие мыслительные операции.

Третий приём — разработка самостоятельных творческих заданий по образцу для одноклассников. Учащиеся сами составляют творческие задания и несколько вариантов их решения. В учебной ситуации учитель представляет задания учащимся и создает условия для самостоятельного решения. Затем учащиеся — «авторы — разработчики» заданий самостоятельно проверяют их выполнение.

III этап — учащиеся проектируют творческие задания для себя и одноклассников. Проектирование — особый вид учебной деятельности, в основе которого находят своё воплощение творческое воображение, координация приемов усвоения творческого опыта, конструктивная техника, восприятие нового опыта. Подразумевается, что на этапе реализации творческой деятельности появляются неограниченные возможности для учащихся применить на практике весь накопленный творческий опыт.


Литература:

  1. Адизов Б. Р. Бошланғич таълимни ижодий ташкил этишнинг назарий асослари. Пед. фан. док. дисс... — Тошкент, 2003. — 320 б.

  2. Козленко В. М. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. Автореф. дис.... к.псих.н. — М.,1982. 169 с.

  3. Нишоналиев У. Инновационные педагогические технологии обучения и развития. — В сб. материалов научно-практической конференции «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи». — Алма-Ата: Респ. издат. каб. казахск. акад. образования им. И.Алтынсарина, 2000. — С. 235–240.

  4. Сафарова Р., Мусаев У. ва б. Умумий ўтра таълим мазмунини модернизациялашнинг дидактик параметрлари. –Т.: Фан, 2008. 222 б.

  5. Шарипов Ш. С. Касб-ҳунар таълимида ўқувчилар ижодкорлик қобилиятларини узлуксиз ривожлантириш. Монография.-Тошкент, Фан, 2005.-140 б.

  6. Ғозиев Э. Психология: (Ёш даврлари психологияси): Пед. ин-тлари ва ун-тларнинг талабалари учун ўқув қўлланма.- Т.: Ўқитувчи, 1994. — 224 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle