Автор: Морозова Наталия Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Библиографическое описание:

Морозова Н. Ю. Формирование результативной самостоятельной работы студентов в образовательном процессе ресурсного центра [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 146-149.

В образовательной системе российского образования в настоящее время реализуется инновационная модель, определяющая приоритеты, цели и этапы формирования специалистов на период до 2020 года. Эта модель требует перехода профессионального образования на модульно-компетентностный подход формирования специалиста, что, в свою очередь, делает необходимым изменение содержания и методики образовательного процесса.

Концепция устойчивого развития цивилизации, разработанная в 90-х гг. ХХ века и принятая как основа деятельности в РФ требует такой организации образовательного процесса в учебном заведении, которая обеспечивала бы формирование качеств личности, обеспечивающей различные виды и уровни безопасной жизнедеятельности [5].

В современном динамично развивающемся обществе требуются люди инициативные и самостоятельные, легко адаптирующиеся к новым условиям. Поэтому одной из главных задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и креативной деятельности. Решение данной проблемы возможно только при переходе от традиционной модели обучения к инновационной, с чем связана реформа профессионального образования, проходящая в настоящее время.

Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, способного критически мыслить, планировать свои самостоятельные действия, умеющего проявлять инициативу, сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность, а также успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.

Новая парадигма образования придает большое значение самостоятельной учебной деятельности студентов, которая позволяет более успешно освоить компетенции, необходимые для реализации будущей профессиональной и бытовой деятельности. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности и творческих креативных качеств личности обучающихся в решении стоящих перед ними проблем различного уровня.

Одной из форм самостоятельной учебной деятельности является самостоятельная работа студентов, которая подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу. Эти разновидности самостоятельной работы имеют свои особенности и специфику. Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.

В связи с этим, можно утверждать, что подготовка студентов в учебном заведении требует применения технологий обучения, обеспечивающих формирование профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. Важнейшей задачей профессиональной подготовки студентов становится целенаправленное развитие интеллектуальных умений, которые являются основой одной из ключевых компетенций, обеспечивающих их профессиональную мобильность и гибкость. Таким образом, одним из условий подготовки конкурентоспособного специалиста выступает компетентностный подход, обеспечивающий формирование у студента высокого уровня научных знаний, а главной целью становится повышение роли самостоятельной работы как формы учебного процесса в высшей школе [3]. Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, где основная деятельность учащегося заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым набором действий (алгоритмом), и не требует глубоких умственных размышлений. Самостоятельная же работа предполагает развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, его способность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, а также формировать способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний [1].

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности [2]. Поэтому самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Именно ее многие ведущие специалисты считают одним из наиболее эффективных способов (методов) активации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Причем особого внимания здесь требуют вопросы мотивационного обеспечения самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Главная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании на занятиях условий для развития их инициативы и мышления. К таким дидактическим условиям, повышающим эффективность формирования профессиональной компетенции обучающихся можно отнести:

  • структурирование учебного материала, обеспечивающее оптимальное осуществление студентами учебно-познавательной деятельности;

  • разработку и применение системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрыть и обогатить умственный потенциал студентов;

  • обеспечение межпредметных связей;

  • внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;

  • осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.

Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности.

Мотивация учебной деятельности будущих специалистов может быть усилена разъяснением значимости учения, необходимости и важности саморазвития, а также подготовкой к предстоящей профессиональной деятельности. Необходимо также отметить, что способы воспитания положительной мотивации, такие, как стремление к позитивному результату, самоутверждению, самореализации, чувство успеха, уверенность в своих силах, эмоциональная приподнятость, имеют немаловажное значение в усилении мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой заинтересованности в получении знаний. Наибольшей побудительной силой обладает внутренняя мотивация, которая исходит от самой деятельности. Можно говорить об интересе к учению и о создании условий для успешного развития интеллектуальных умений студента, когда восприятие новой информации вызывает положительные эмоции, а сама деятельность побуждает учиться [4].

Решающую роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы развить лучшие качества студента, его творческие способности, привить навыки поисковой работы, научить анализировать и критически оценивать полученную информацию. Для этого он должен так организовать учебный процесс и деятельность учащихся, чтобы они шли к выполнению поставленной цели, без его непосредственного руководства. В этом случае студенты сами самостоятельно выполняют задания, а преподаватель выступает только в роли консультанта, направляя их деятельность в нужное русло.

Таким образом, следует отметить, что при организации самостоятельной работы наиболее целесообразным является опора на принципы личностно-ориентированного образования, которые позволяют учитывать индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

Проблемам внеаудиторной самостоятельной работы студентов в последнее время уделяется большое внимание, но само понятие такой работы разными учеными трактуется по-разному. В настоящем исследовании используется нижеприведенное рабочее понятие:

Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) студентов — это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, в специально отведенное внеаудиторное время, направленные на активизацию их познавательной деятельности [6].

В процессе внеаудиторной самостоятельной работы, как и любой самостоятельной работы, лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность, включающая целевой, смысловой и исполнительский компоненты. Организуя свою познавательную траекторию обучающийся в процессе рефлексии приходит к формулировке конкретной цели своей познавательной деятельности. Далее он определяет ее задачи в конкретной области, планирует ее, выбирает способы и средства для выполнения необходимой деятельности, выполняет ее этапы, получает определенные результаты, анализирует их сам (самоанализ), контролирует свою деятельность (самоконтроль), обсуждает результаты с преподавателем, при необходимости корректирует характер деятельности и рассматривает возможные перспективы. При завершении одного этапа, обучающийся включается в другие этапы своей самостоятельной работы.

Успешная внеаудиторная самостоятельная работа возможна при наличии следующих условий:

  • обучающийся должен быть подготовлен к осуществлению самостоятельной деятельности (морально готов к необходимости такой деятельности);

  • необходима позитивная мотивация получения новых знаний в конкретной области познания;

  • наличие и доступность необходимого научного, учебно-методического и справочного материала;

  • обеспечение преподавателем консультационной помощи;

  • системный и систематический само- и внешний контроль уровня достижений обучающегося в реализуемой им самостоятельной познавательной деятельности во внеаудиторное время.

На первый план в педагогической деятельности профессиональной школы выходит принцип «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Следовательно, преподаватель организует свою деятельность так, чтобы реализовались перечисленные выше условия. Под его руководством у обучающихся формируются и развиваются умения работы с учебной, научно-популярной и научной литературой. Преподаватель способствует нахождению обучающимся оптимальных вариантов решений сложных вопросов, проблем, выходя из различных неблагоприятных ситуаций, отработке умений в проведении учебных научно-исследовательских работ и т. д.

Внеаудиторная самостоятельная работа может включать в себя:

  • чтение текста;

  • составление плана или тезисов текста; графическое изображение структуры текста;

  • составление таблиц;

  • работу со словарями и справочниками;

  • изучение нормативных документов;

  • аналитическую обработку текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

  • использование аудио-, видеозаписей, компьютерной техники (включая Интернет);

  • подготовку сообщений для выступления на семинаре, конференции и т. д.;

  • подготовку докладов, рефератов;

  • разработку проектов и проведение учебно-исследовательских работ на их основе;

  • составление библиографических списков, тематических кроссвордов, тестов;

  • решение ситуационных задач и др.

В любом образовательном процессе самостоятельная работа студентов является видом учебной работы, когда студент сам изучает те или иные проблемы, по различным источникам (учебным пособиям, научным статьям, Интернету и др.). Самостоятельная работа, в том числе и внеаудиторная, является важнейшим компонентом методической системы формирования компетенций в соответствии с «концепцией устойчивого развития цивилизации».

В межрегиональном ресурсном центре ГБОУ СПО КАС № 7 была апробирована методическая система организации самостоятельной работы в области формирования общеобразовательных экологических компетенций. Эта система включает в себя целевой, содержательный, технологический и диагностический компоненты, в состав которых входит организация самостоятельной работы, как элемент технологического и диагностирующего компонентов.

Были разработаны и практически реализованы мероприятия, включающие полипредметные занятия, семинары, научно-практические конференции, деловые игры, комплексные экологические экскурсии. В осуществлении этих мероприятий большую роль играет внеаудиторная самостоятельная работа, заключающаяся в решении ряда проблем различными методами, важнейшими среди которых являются источниковое обучение и метод проектов. Большой интерес вызывают научно-практические конференции на тему: «Экологические проблемы». Интересные результаты дает самостоятельная работа по подготовке полипредметных занятий, показывающих роль знаний экологических закономерностей в будущей профессиональной деятельности. Так, рассматривая проблемы экономики, права и экологии студенты получают интегрированную картину взаимосвязи этих проблем, учатся комплексному решению возникающих проблем. И, что очень важно, эти представления они получают самостоятельно, добывая знания в процессе внеаудиторной деятельности через различные источники (Интернет, общение со специалистами и т. д.).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы весьма многообразна и зависит от особенностей колледжа, его местоположения, интересов студентов, что важно учитывать при разработке содержания такой работы. Интересным направлением внеаудиторной самостоятельной работы является подготовка к экскурсиям. Экскурсии играют большую роль в формировании экологической культуры и умений в общении с природой. Подобные экскурсии делают возможным совершенствование умений анализа экосистем, формирование бережного отношения к биологическим объектам, способствуют воспитанию чувства ответственности за природные территории района проживания, совершенствование навыков системного экологического мышления студентов. После проведения экскурсии студенты составляют отчеты, систематизирующие их представления об экскурсионном объекте и том новом, что они познали в процессе экскурсии.

Как показано выше, формы самостоятельной работы студентов весьма многообразны и тесно переплетаются. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа взаимосвязана и взаимодополняющая друг с другом. Их применение позволяет активизировать учебно-воспитательный процесс, осуществить межпредметные связи и принцип содержательной профильности [7]. Реализованные формы аудиторных и внеаудиторных мероприятий, проведенных на основе самостоятельной работы, позволяют повысить когнитивность, креативность и энотивность студентов и выявить эффективность проектной деятельности, предметных экскурсий и полипредметных форм занятий в процессе формирования экологического сознания студентов колледжей.

Таким образом, в свете происходящей реформы образования трансформация учебного процесса в учебном заведении в соответствии с компетентностным подходом предполагает создание эффективной системы самостоятельной работы, которая играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Абросимов А. Г. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов // Журнал «Вестник РУДН». 2004. № 1. С. 56.

  2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.

  3. Гончарук Н. П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов//Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 6. С. 217–221.

  4. Гончарук Н. П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов//Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 6. С. 217–221.

  5. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А. М. Шелехова. М., 2002. — 161 с.

  6. Тупикин Е. И., Скурко О. В. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в интегрированных колледжах. Сб. Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования, Оренбург, Изд-во ОГПУ, 2009, т. 1, с. 88.

  7. Тупикин Е. И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образования. — М., Изд. центр АПО, 2002, с. 12.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle