Библиографическое описание:

Егошин И. В. К проблеме формирования защитной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России средствами развития обобщенных умений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 153-156.

В основе современного подхода модернизации системы российского образования находится гуманистическая парадигма, т. е. совокупность концептуальных взглядов на вопросы организации и содержания образования [1], одной из главных целей которой должно являться личностное развитие обучающихся. Развитие личности человека в процессе образования рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2], возможно только при реализации гуманистического подхода. Только ориентированное на такой подход образование готово воссоздавать совершенные связи между обществом и человеком [3].

Идеи гуманистического подхода в образовании утверждают личностно- ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Проблемы гуманизации в образовательном процессе нашли отражение в научных трудах Н. А. Алексеева, М. М. Берулава, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Л. Н. Куликовой, Г. Н. Неустроева, И. С. Якиманской и др.

На современном этапе важнейшей проблемой высшего профессионального образования является проблема повышения качества подготовки специалистов. Модернизация отечественного образования на основе гуманизации и компетентностного подхода находится в основном русле развития мирового образования.

На основе этого подхода формируются и учебные программы подготовки будущих офицеров правоохранительных органов [4]. В связи с этим, принимая тот разносторонний круг обязанностей сотрудника органов внутренних дел, представляется целесообразным сделать акцент на формирование у них защитной компетенции, которая в отличие от других разрозненных компетенций, позволяет им осуществлять профилактику преступлений и правонарушений в отношении жизни, здоровья и имущества граждан, а не в обязательном и неотвратимом наказании за совершенные преступления. Готовясь к защите граждан от беззакония и произвола личность будущих офицеров полиции должна самосовершенствоваться. Их подготовка будет наиболее качественной, если они овладеют и смогут использовать полученные знания и умения будущей специальности, а также сформируют необходимые для этого качества личности.

В очень тесной взаимосвязи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — освоенные человеком способы действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков [5]. Умение может выступать способом деятельности человека, который способен применять используемые знания [6]. Они могут формироваться путем выполнения упражнений и действий не только в обычных, но и в изменившихся или даже — экстремальных условиях. Если у человека есть умение, то есть и готовность к деятельности. Умение всегда проявляется только в деятельности, причем, чем сложнее деятельность, тем сложнее умение. Т. В. Габай подчеркивал, что «умение — это возможность осуществления деятельности субъектом при актуализации у него соответствующей потребности» [7].

Знания, умения и навыки интегрируются в компетенциях. Наиболее точное и развернутое определение понятию компетенции высказал А. В. Хуторской: «Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8]. Компетенция понимается как «основополагающий поведенческий аспект или характеристика, которая может проявляться в эффективном или успешном действии, и которая зависит от контекста действия, организационных факторов, а также характеристик профессиональной деятельности» [9]. Английский психолог Джон Равен в своей работе это понятие также рассматривает как характеристику субъекта деятельности [10].

Следует отметить, что главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО III-го поколения в образовательном вузе МВД России являются компетенции, которые должны быть получены курсантами в ходе обучения [11]. В совокупности все компоненты компетенций должны формировать поведенческие модели, позволяющие выпускнику самостоятельно сориентироваться в любой, самой сложной ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи, а по возможности и ставить новые. В тоже время, умения, которые должны строиться на основе знаний, в стандартах практически не отделяются от способностей и весьма редко хоть как-то дифференцируются от них. Под способностями понимают высокий уровень развития индивидуальных особенностей человека, обеспечивающий успешное выполнение им различных видов деятельности [12, с 535].

К сожалению, в повседневной практике образования понятия «способности» и «умения» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам. Классическим примером такого рода может служить ситуация, когда от курсантов-первокурсников преподаватели и командиры требуют быть «способным» или «способным ко всему» безотносительно к какому-либо занятию. Однако курсанты «не рождаются», имея задатки, развитые самопроизвольно в способности к той или иной деятельности, в частности к деятельности по защите граждан. Врожденными у них могут быть только задатки, составляющие природную основу развития их способностей. Их вначале необходимо выявить, а потом развивать в образовательном процессе. Несмотря на то, что задатки способностей в виде мотивации выполнения защитной функции в отношении граждан у некоторых из курсантов проявляются достаточно рано, в самом начале обучения [13], однако необходимых умений и навыков по выполнению защитной функции в отношении граждан у них еще нет.

Сегодня к выпускнику полицейского вуза предъявляются требования профессиональной и социальной компетенции. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современных условиях полученное человеком образование активно воздействует на социальную и нравственную стороны жизни. Исходя из этого, перед образовательным учреждением МВД России стоят сложные задачи передачи выпускникам профессиональных знаний и умений, воспитания у них социально-значимых качеств личности.

Стоит отметить, что в ФГОС ВПО III-го поколения, реализуемых в образовательном учреждении МВД России, пока не выделена одна из самых важных, но в то же время слаборазработанных и соответственно слабосформированных компонент компетенций — обобщенные умения. Под обобщенными умениями понимают органичное сочетание несколько простых и сложных разнородных и даже — внутренне противоречивых умений, которые могут стать комплексной основой для формирования компетенций профессиональной деятельности и поведенческих действий в повседневной жизни. Их «обобщенность» заключается в том, что они синтезируют разнородные, разрозненные и даже − противоположные умения. Обобщенные умения могут быть:

  • однородными;

  • линейными;

  • неоднородными (многокомпонентными), имеющие внутреннюю регуляцию.

Если у сотрудника полиции не будут сформированы обобщенные умения, то он совершенно не готов и не сможет осуществлять деятельность по защите граждан. В любом случае ему необходимы обобщенные умения, потому что они позволяют сформироваться целостной личности.

Следует отметить, что в обобщенных умениях одну из ключевых ролей играет также «преодоление предела» — умение, формируемое внутри обобщенного умения. Это готовность правильно преодолевать барьер между разнородными умениями, а после преодоления — переходить непосредственно к действиям.

Проблемами обобщения знаний и умений, формирования обобщенных умений посвящены исследования многих ученых (В. А. Беликов, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.). При этом среди исследователей существуют различные взгляды на природу обобщения. Так, в работах Е. Н. Кабановой-Меллер главное внимание обращалось на свойства, по которым происходит обобщение, с точки зрения их физической природы, существенности, значимости в решении задач [14], а в теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) [15], обобщение рассматривается как одна из основных характеристик любого действия.

О том, что в структуре профессиональной компетенции современного сотрудника полиции обязательно должны быть данные обобщающие умения, без которых они не реализуемы, свидетельствует и то, что они прописаны в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации», а также в нормативных правовых актах МВД России, которые должны стать основой для формирования защитной компетенции полиции.

Очевидной является ориентация профессионального образования сотрудников полиции на овладение обобщенными умениями, которые непосредственно включены в соответствующие компетенции. Для подготовки будущих офицеров МВД России к реализации содержания государственного образовательного стандарта, требуется разработка дополнительных организационно-педагогических мероприятий, позволяющих сформировать у курсантов обобщенные умения необходимые для формирования защитной компетенции в отношении населения.

Таким образом, формирование защитной компетенции у курсантов образовательных учреждений МВД России средствами обобщенных умений — особо сложная педагогическая задача. Обобщенные умения, часть из которых затем у них автоматизируются и станут навыками, необходимо формировать на всем протяжении периода обучения, потому что они позволяют ему формироваться как целостной личности. Для их формирования наиболее оптимально применение практических занятий.


Литература:

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 5.- С. 34–42

  2. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.

  3. Куроленко Е. М. Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании. // Вестник ТГПУ. 2010. № 12.

  4. Коровкин А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России. Диссертация канд.пед.наук, Москва, 2011

  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энцикл. Т.2. 1998. — 672 с.

  6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог. вузов и колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагог. о-во России, 1998. 640 с.

  7. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 197 с.

  8. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». — М.,2002.- С.8

  9. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J. G. van Merrienboer / Пер. с английского Е.Орел. Open University of the Netherlands, 2004.

  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ.. М.: Когито-Центр, 2002, 396 с.

  11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 № 20 // СПС «Гарант»

  12. Общая психология. — СПб: Питер, 2002. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») — С. 535.

  13. Егошин И. В. Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России // Вестн. Москов. ун-та МВД России. — 2010. — № 3. — С. 106–109.

  14. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.

  15. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М: Наука, 1966. — С. 236–278.

1



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle