Библиографическое описание:

Пичугина Л. Н. Астрономия e-learning на платформе Moodle [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 169-171.

Вот уже на протяжении почти четверти века электронное обучение (e-learning) рассматривается как альтернатива обучения в традиционных формах. В 2003 году было проведено масштабное исследование по влиянию формы обучения на результаты, достигаемые обучаемыми. Рассматривались 318 курсов самого разного профиля. Результаты показали, что примерно в половине случаев оба способа обучения обеспечили одинаковое качество образования. В оставшихся случаях в половине курсов более высокое качество обучения было обеспечено традиционным преподаванием, но примерно в таком же количестве случаев более высокое качество обеспечило электронное обучение. Это позволило авторам исследования сделать заключение, что в настоящее время качество образования зависит не от того, в какой форме оно ведется, а определяется исключительно качеством материала курса. Хороший преподаватель, ведущий занятия в традиционной форме, обеспечит более высокое качество обучения, чем посредственный электронный курс и наоборот.
Очевидно, дальнейшее развитие инфокоммуникационных технологий будет постепенно смещать это равновесие в сторону электронных форм обучения, однако никогда не вытеснит полностью прямого общения с преподавателем. Дело в том, что система образования — это один из ключевых элементов, которые формируют культуру общества: от совокупности знаний и компетенций до этики взаимоотношений в обществе. Поэтому качественное образование предполагает не только обучение, но и воспитание человека, которое подразумевает передачу молодому поколению социального опыта предшествующих поколений. Очевидно, личное общение студента с крупным ученым оказывает сильнейшее воздействие на его становление как личности и формирование профессиональных качеств.
2011 год объявлен в Российской Федерации Годом российской космонавтики — соответствующий указ был подписан президентом РФ в июле 2008 года. Но с 2008 г. астрономия исключена из школьной программы, как самостоятельный предмет. Результаты не заставили себя долго ждать… Наши дети не знают — почему этот год был объявлен годом космонавтики. Анкетирование обучающихся с 7 по 11 класс, дало очень печальные результаты, более 60 процентов респондентов ответили, что первыми, кто запустил в космос ИСЗ, были США, и более того, некоторые даже попытались вспомнить его название, примерно столько же учащихся на вопрос: «Кто первый полетел в космос?» — ответили, что, естественно, это были американцы! 20 процентов затруднилось с ответом и только 20 процентов респондентов ответило правильно. Сегодня выпускники школ не знают, что вокруг чего вращается — Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли… 40 процентов, уверены, что Солнце — спутник Земли. Таким образом, наши дети в некотором смысле получают качественное образование уровня средневековья.
Обучающиеся не имеют начальных сведений в области фундаментальной науки — астрономии. Также, заметно очень слабое знание достижений нашей родины в освоении космоса. Ситуация немного изменилась в этом году, благодаря рекламе, установленной на улицах нашего города. И, наконец, нижегородские школьники узнали, в честь кого назван главный проспект города — проспект Ю. А. Гагарина! Но все же это мало, что изменило. Как уже было показано выше, опрос показал, что запуск первого спутника и высадка лунохода до сих пор в представлении более половины школьников — достижения США. И это еще более удручающий результат опроса, ибо говорит о том, что наши дети перестают гордиться своей Родиной, в их умах уже утвердился стереотип — все лучшее — американское, заграничное, наша страна и наши люди ничего достойного, прогрессивного создать не могут!
Думаю, как и для взрослых, так и для детей необходимо испытывать чувство гордости за свою страну. Достижения космонавтики — достижения, которые могли бы возродить патриотические чувства в душах наших детей.
Из опыта своей работы в школе, могу сказать, что не все потеряно. Детям все еще интересно, они еще хотят знать правду и гордиться своей Родиной.
Выходом из сложившейся ситуации, когда астрономия изгнана из школы, но интерес к ней не угас, на мой взгляд, могут служить дополнительное и дистанционное образование.
Как один из вариантов дистанционное образование по астрономии может быть реализовано с помощью среды Moodle.
Moodle — это система управления курсами (CMS), также известная как система управления обучением (LMS) или виртуальная обучающая среда (VLE). Это бесплатное веб-приложение, предоставляющее возможность преподавателям создавать эффективные сайты для онлайн обучения. Целью проекта Moodle является предоставление преподавателям всегда самых лучших средств для управления и способствования процессу обучения. Есть несколько путей использования Moodle:
  • Moodle имеет возможности для масштабирования вплоть до нескольких сотен тысяч учащихся, а может использоваться даже для начальной школы или самостоятельного обучения.
  • Многие организации используют Moodle в качестве платформы для создания полностью онлайновых курсов (известное как смешанное обучение).
Многим пользователям нравятся модули элементов курса (такие как форумы, базы данных и вики) за возможность создания удобной среды для обмена информацией по изучаемым темам (в традициях социального конструктивизма), в то время как другие предпочитают использовать Moodle как способ предоставления информации для студентов (например, стандарт пакетов SCORM) и оценки обучения с использованием заданий или тестов.
Moodle является аббревиатурой словосочетания «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных иинтернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Последней на данный момент является версия Moodle2.2. Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного), так и послевузовского (корпоративного) обучения. На сегодняшний день имеются более 72 116 зарегистрированных инсталляций платформы Moodle в 223 странах мира, она переведена на 78 языков. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 57 миллионов студентов. Посредством этой системы сегодня преподаются около 5 млн. курсов с использованием почти 50 миллионов электронных ресурсов. Moodle, как любая другая система управления обучением, является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. Сервер может быть расположен в здании школы, университета или факультета, но он может находиться в любом другом месте. В своей основе, СУО дает преподавателю возможность создать веб-сайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его. Кроме контроля доступа, СУО предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным.
Загрузка материалов. Большинство СУО имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в СУО просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере. По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.
Онлайн тесты. Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и обучающимися текущего уровня освоения материала.
Сбор и проверка заданий. Размещение и прием заданий онлайн, значительно упрощает процедуру текущего контроля — оценки отслеживаются автоматически. Кроме этого, средствами Moodle можно организовать кросс-рецензирование заданий с анонимным оцениванием работ школьников или студентов друг другом, что позволяет увеличить мотивацию и эффективность обучения.
Контроль успеваемости. Онлайн-вариант журнала контроля успеваемости позволяет обучающимся видеть свой прогресс в освоении курса, а так же их родителям. При этом доступ легко организовать так, чтобы учащийся видел только свои оценки и не знал об оценках сокурсников.
Форумы и чаты. Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации за пределами учебных аудиторий. Форумы дают обучающимся больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяя организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала. С другой стороны, чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение сокурсников друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем, независимо от того, где они находятся. Чаты можно использовать для различных целей — от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.
Программные коды Moodle относятся к числу открытых источников (opensource) из чего вытекает две важные особенности:
  1. открытость кодов означает, что каждый пользователь имеет доступ к исходному тексту программы, может проконтролировать работу любых ее частей, исправить ошибки, дорабатывать и дальше развивать эту систему.
  2. в отличие от достаточно дорогих коммерческих СУО, требующих приобретения лицензий и контрактов по поддержке, Moodle может быть скачан и инсталлирован бесплатно с сайта http://www.moodle.org. При этом нет никаких ограничений ни на число инсталляций, число пользователей и т. д. И хотя система располагает практически всем набором образовательных инструментов, при наличии грамотных программистов она может быть доработана дальше, чтобы учесть более тонкие особенности образовательного учреждения.
Большинство коммерческих СУО созданы компьютерными инженерами как система инструментов для организации образовательного курса. В отличие от этих разработок, Moodle является более ориентированным на само обучение. Главный упор в нем делается не столько на доставку учебной информации, сколько на ее активное обсуждение, конструирование знаний самими обучающимися.
Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т. д.
Moodle обладая всеми основными возможностями коммерческих систем, предоставляет ряд дополнительных опций проистекающих из ее изначальной педагогической ориентированности на активное вовлечение учащихся в процесс обучения.
Задача е-Learning состоит не в том, чтобы вытеснить традиционное обучение «лицом-к-лицу», а в том, чтобы эффективно интегрироваться в него. Очевидно, при правильной организации смешанное обучение способно обеспечить наивысшее качество образования. В этом случае задачу доставки материалов преподаваемого курса можно в значительной степени осуществить электронными средствами Moodle, в то время как во время очных встреч преподаватель может сфокусироваться на вопросах обучающихся, на разъяснении сложных моментов, на организации дискуссий, т. е. для активизации процесса обучения. Электронные формы обучения предоставляют новые возможности для более активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Например, многие учащиеся из-за скромности неохотно отвечают на очных занятиях. Он-лайн форумы устраняют эти ограничения, более глубоко вовлекая школьника или студента в обучение.
Таким образом, у астрономического образования есть шанс сохраниться в форме е-Learning. Причем, как выше было отмечено, это дает возможность вовлечь в него самые разные группы людей. Учитывая то факт, что наибольший интерес к астрономии есть у подростков в возрасте 13–15 лет, а это тот возраст, когда человека можно всерьез на всю жизнь чем то заинтересовать, потом будет все меньше времени на чтение, а интересы становятся все более приземленными, это позволит решить проблему с возрождением интереса к естественнонаучному образованию в целом. В противном случае наша страна рискует тем, что молодые талантливые люди выберут не естественные науки, а пойдут в юристы, в экономисты и дантисты. По закону больших чисел это так и будет, вернее уже происходит. А оставшиеся немногочисленные ученые будут с детства стремиться вывести свои умные головы на запад.

Литература:
  1. Robert, M. B. How Does Distance Education Compare With Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature / M. B. Robert, P. C. Abrami, Y. Lou, et al. // Review of Educational Research. — 2004. — V. 74. — pp. 379–439.
  2. http://www.moodle.org

  3. Статистические данные взяты с официального сайта http://www.moodle.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle