Библиографическое описание:

Ячменёва И. В. Реализации ФГТ в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 137-139.

В связи с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед всеми дошкольными учреждениями встала проблема, связанная с разработкой общеобразовательной программы, призванной создать целостное видение и обеспечить реализацию образовательного процесса в единстве обучения и воспитания.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования в процессе реализации ФГТ является создание условий для системного развития возможностей ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирования жизненной компетентности.

Приступая к разработке основной общеобразовательной программы, творческая группа педагогов БДОУ «Детский сад № 278 компенсирующего вида» изучила ряд документов [3]: Закон РФ «Об образовании»; Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования от 21 октября 2010 г. № 03–248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки РФ органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 июля 2010 г. 03–13 «О примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Анализ данных документов позволил сделать следующие выводы:

  1. основная общеобразовательная программа дошкольного образования — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса;

  2. основная образовательная программа дошкольного образования (Образовательная программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ;

  3. образовательная программа разрабатывается дошкольным образовательным учреждением в соответствии с ФГТ, и самое главное с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

  4. дошкольные образовательные учреждения должны соблюдать требования ФГТ к структуре основной образовательной программе при её разработке и реализации;

  5. образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного ДОУ, учитывать общие и специальные образовательные потребности воспитанников, а также запросы их родителей, общественности, социума в целом;

  6. дошкольным образовательным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, были нами сопоставлены с имеющейся программой обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [1].

В данной программе авторами выделены следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание, «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Названые разделы соответствуют определенным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста — общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельности.

В соответствии с новыми ФГТ нами было определено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми с нарушением интеллекта образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Названные образовательные области определяют следующие виды деятельности ребёнка: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Приведём пример. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач (по ФГТ): развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Однако, учитывая психофизические особенности контингента воспитанников ДОУ № 278, мы дополнили задачи теми, которые не противоречат ФГТ, а наоборот, реализуют такое требование как содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья). В числе выделенных нами задач следующие: укрепление здоровья воспитанников; создание условий для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной, двигательной систем воспитанников; развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждение возникновения вторичных отклонений в психофизическом развитии; совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Аналогично было определено содержание и остальных образовательных областей с учетом ФГТ.

Ещё одним спорным вопросом для нас стал «портрет выпускника» ДОУ, включающий в себя интегративные качества, которые фактически нельзя измерить и тем более «примерить» на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Например: Физически развитий, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Такой параметр совершенно неуместен в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Безусловно, по отношению к ребёнку дошкольного возраста, имеющему лёгкую степень умственной отсталости, данный параметр сложно применить. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Это параметр практически «не работает» в отношении ребёнка с заиканием или алалией.

В целом параметры, составляющие «портрет», характеризуют ребёнка с высокими потенциальными возможностями, психически и физически здорового, воспитывающегося в благоприятных социальных (в том числе семейных) условиях.

Следующим спорным вопросом для нас стал вопрос о смещении акцента с занятий на процесс совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также непосредственно самостоятельной деятельности самого ребёнка.

О занятиях в материнской школе писал ещё великий Я. А. Коменский. Занятия с детьми-дошкольниками успешно проводили выдающиеся отечественные педагоги: К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, В. А. Сухомлинский и многие другие.

В настоящий период времени предлагается отказаться от занятий как формы работы с ребёнком. Мы считаем, что такое решение нецелесообразно по отношению к дошкольникам, имеющим ОВЗ. Именно в процессе занятий создаются условия для развития у детей произвольности, умения «управлять собой», концентрации усилий на учёбе, навыков совместной деятельности со сверстниками и многое другое, что необходимо ребёнку в школьном обучении.

Формирование всех видов детской деятельности у детей с нарушением интеллекта происходит именно на специально организованных занятиях, а затем переносится в их свободную деятельность. Многолетними исследованиями известных отечественных олигофренопедагогов (Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, А. А. Катаева, А.Зорин, О. П. Гаврилушкина и др.) было доказано, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. В этой связи весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми должен быть организован взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но при этом ребёнок является активным участником обучающего процесса.

Чтобы выполнить условия ФГТ, необходимо совершенствовать структуру и планирование занятий, гибко приноравливаясь к возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Важно строить занятия с чередованием форм деятельности, с включением в их структуру игровых моментов, физкультминуток, с использованием различного рода наглядно-дидактических пособий.

Таким образом, вариативность, как явление в целом положительное, остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части программы, разрабатываемой на федеральном уровне и реализуемой всеми образовательными учреждениями дошкольного образования, она отражается через самостоятельный выбор каждым учреждением программных тем, форм, средств и методов образования. Это должно осуществляться с учетом особых образовательных потребностей воспитанников.


Литература:

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.

  2. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 208 с.

  3. Посашкова, И. П. Проектирование коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации / И. П. Посашкова. — Омск: ЮОУ ДПО «ИРООО», 2011. — 78 с.

  4. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. — М.: Академия, 2001. — 312 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle