Библиографическое описание:

Степанова А. Е. Работа с зерном как средство сенсомоторного развития детей с нарушением зрения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 135-137.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1].

К старшему дошкольному возрасту изучение окружающего мира приобретает характер: экспериментирования, исследования. Последовательность действий по обследованию предмета определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним взрослым задачей. Таким образом, главным приобретением этого возраста является изменение характера ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики [3].

У детей с нарушением зрения, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Неполноценное зрение наших детей, дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушением зрения необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения [4].

Там где трудно получить зрительную информацию, мы учим детей активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных и т. д.). Тематикой ознакомления с окружающей действительностью становится ближайшее окружение ребенка дома, в детском саду, природе. Мы видим, что сенсорное воспитание и познавательное развитие ребенка с нарушением зрения тесно взаимосвязаны [5].

Сенсомоторное развитие целесообразно и эффективно осуществлять через продуктивную деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного и творческого развития.

На специальных коррекционных занятиях, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т. д.

Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач. Всегда включаем в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В занятиях используем упражнения, нацеленные на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Данные упражнения комплексно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности: лепка, аппликационная лепка, мозаики, конструкторы, ниткопись, работа со штампами, зернотерапия и др [2].

Используем те приемы и методы, с помощью которых можно организовать сенсомоторное развитие детей нарушением зрения в дошкольном учреждении таким образом, чтобы оно обеспечило ребенку гармоничное развитие, способность познавать мир во всем его многообразии и изменчивости.

В работе с детьми старшего возраста с нарушением зрения мы применяем методическую разработку «Зернышко». Она представляет комплекс современных коррекционно-развивающих занятий, учитывающий потребности детей старшего возраста с нарушением зрения, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. В содержании занятий учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с различными проявлениями нарушениями [4]. Цель данной разработки развивать сенсомоторные навыки в соответствии с возрастной нормой, учитывая зрительные возможности каждого ребенка. Достижение данной цели происходит через развитие зрительного восприятия (усвоение сенсорных эталонов), осязания и мелкой моторики, эстетического и творческого воображения, формирование пространственной ориентации. Работа строится по принципу от простого, к сложному. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с использованием стихов, потешек, физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастик. Все занятия соответствуют тематическому плану МБУ.

Реализация методической разработки «Зернышко» включает в себя этапы:

I. Подготовительный этап:

  • Подготовка зерна. Самый богатый материал нам дарит осень.

Семена арбуза, тыквы, кабачка, яблока, калины, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зерна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зерна сохнут, но их цвет и форма остаются прежними. Просушенные сокровища раскладываются по видам, размерам и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках. Так же в своих творениях можно использовать различные крупы: гречка, горох, рис, фасоль, манка, перловка. В ход пойдут зерна кофе, семена мака.

А если вы вернулись из экзотических стран с коллекцией удивительных растений, семян и плодов, они также смогут быть интересны для творческих работ. Чем разнообразнее собранные материалы, тем легче и удобнее будет с ними работать.

  • Выбор основы. Бумага должна быть достаточно плотной и иметь матовую поверхность. Это может быть как белая, так и цветная бумага, можно использовать картон.

При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.

Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.

  • Для работы потребуются: клей ПВА (или же можно приготовить клейстер), пластилин. Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. Для работы с пластилином пригодятся стеки. Для работы с зерном деревянные палочки, пинцет. Для яркости работ можно использовать краски гуашевые (кроющие), для окраски крупы гуашь или пищевые красители, кисточки для краски.

II.Знакомство с зерном.

Для знакомства с зерном мы берем от 1 до 3 видов зерен, разных по форме, цвету, величине (горох, кукуруза, гречка, пшеница, семена подсолнуха и т. д.). На этом этапе дети учатся, сравниваем зерна на ощупь, по цвету, форме и величине. Обучаем детей правильному захвату зерна (пинцетный и щипковый). Далее знакомим детей со способами манипуляции с материалом (засыпание поверхности силуэта, выкладывание по контуру, рисование орнамента, и т. д.). Важным этапом знакомства с зерном является развитие умения соотносить зерна с растениями, из которых мы его получаем. По мере усвоения детьми предложенного материала, в работу добавляются новые виды зерен. Процесс первичного взаимодействия с зерном дает возможность узнать новые свойства крупы еще и как изобразительного материала.

III.Работа с зерном.

Формы работы с зерном зависят от уровня развития мелкой моторики и зрительных возможностей детей.

а) Выкладывание зерен по контуру (овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.).

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

б) Декорирование зерном плоскостных изображений (платье, посуда и т. д.).

Цель: Закрепление умения выкладывать сериационный ряд по цвету, форме, величине, ориентироваться на микроплоскости.

в). Вдавливание зерен в пластилиновую основу. (иголки у ежика- гречка, пятен у жирафа — красная фасоль, полосок у зебры –семечки подсолнуха, хвоста у петуха — зеленый горох, кукуруза, чечевица, и т. д.).

Цель: Закрепление сенсорных эталонов, развитие воображения.

г) Работа с более мелкими крупами (манка, дробленная кукуруза, пшено и т. д.), окраска крупы в разные цвета и оттенки при необходимости (красная грудка снегиря, зеленой травы, голубых облаков и т. д.).

Цель: Закрепление знаний об основных цветах, промежуточных, получения новых цветов путем смешивания красок.

д). Заполнение клеевой основы силуэта, не выходя за контур, данного изображения — зерном (сарафан у матрешки — красная манка, грудки у синички- дробленная кукуруза, лебеди-манка, мак и т.д).

Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации.

е) Творческие задания (преврати летний пейзаж в зимний, укрась елочную игрушку, зоопарк, и т. д.)

Цель: Развитие творческих способностей.

Анализ проведенной работы показал, что использование данной методической разработки способствует закреплению представлений о сенсорных эталонах; развитию у детей логики, воображения, внимания, усидчивости; зрительно — моторной координации, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.


Используемая литература

1. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: Владос.-2001.

2. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. — М.: Просвещение — 1978.

3. Моурлот Л. И., Ремезова Л. И. развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста.-Самара,-2007.

4. Плаксина Л. И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. — М.: ГороД, — 1998.

5 Ткаченко Т.А Развиваем мелкую моторику. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle