Библиографическое описание:

Петрова Е. В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 63-65.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей [5, с. 6]. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей — важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи [5, с. 10].

Какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга на современном этапе? Родители в большинстве своем жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм их образования.

В детском саду я работаю 3- й год и меня заинтересовала проблема отношения родителей к воспитанию своего ребенка. Однако сами сотрудники ДОУ иногда берут на себя все заботы по воспитанию детей, забывая, что именно родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Для себя разработала критерий, который отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделила качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители — активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эти родители очень активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

  2. Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но желающие решать проблемы с помощью специалистов.

  3. Родители — наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

И у меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ вела по четырем направлениям.

  1. Информационно-аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. На основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем [11, с. 45]. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть ее индивидуальные особенности.

  1. Познавательное направление.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста [4, с.35].

Я использовала активные формы и методы работы с родителями (родительские собрания, консультации, совместные проекты, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году), Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотовыставок, совместное создание предметно — развивающей среды, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи у нас активно используются инновационные формы и методы [2, с. 256]. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации [4, с.67].

К таким собраниям я очень тщательно готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираю музыку, стараюсь создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует на моих собраниях к созданию доверительной атмосферы, что помогает родителям откровенно говорить о своих проблемах. Родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители после таких собраний становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками.

  1. Наглядно-информационное направление.

Наглядно–информационное направление включает в себя: родительские уголки, семейный и групповые альбомы, фотомонтажи, фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

  1. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

  • консультации для родителей;

  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

  • индивидуальные встречи и консультации;

  • изготовление атрибутов, пособий.

Праздник в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — писал Ф. Ларошфуко [9, с.34]. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждая зона используется для развития детей. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга [1, с. 7]. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Литература:

  1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

  2. Акулова Е. Ф., Царева Т. М.,Елесеева С. В. Среди людей. Учебно-методическое пособие. — Тольятти, 2007. — 295с.

  3. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — с. 23–35. 19. Варюхина, С. И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. — Минск.: 1987.

  4. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, — М.: Просвещение, 1989. — 192с.: ил.

  5. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2001.-224 с.

  6. Детский сад и семья / Т. А. Маркова, М. В. Загик, В. М. Иванова и др.; Под редакцией Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1981. — 176с. — (Библиотека воспитателя детского сада).

  7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

  8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

  9. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1968.

  10. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников в семье / Т. А. Маркова. — М.: 1979.

  11. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. — М.: 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle