Библиографическое описание:

Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 65-67.

Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учат их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

Преступая к работе по данной теме, мы провели обследование детей. Анализ результатов диагностики показывал, что у большинства воспитанников слабые представления о живой и неживой природе, об явлениях природы, особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях; дети в полной мере могут устанавливать условия, необходимые для жизни растений и т. д. Также наблюдались слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют при общении с животными и растениями. У детей не было интереса, они не проявляли сочувствия к попавшим в беду; не стремились удовлетворить потребности живого организма, проявить гуманные чувства к живому.

Поэтому перед нами встала задача — познакомить детей с живой и неживой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, с особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека не только к природе, но и к другим людям, к Родине и родному краю.

Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Определены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах;

  2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты;

  3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.

Материал, предлагаемый детям для усвоения, располагался «по спирали», от простого к сложному, благодаря чему удалось сочетать последовательность и цикличность его изучения, сохранять достаточно высокий уровень активности детей и постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. При реализации работы использовали следующие методы и формы работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения, эвристические беседы, работа с перфокартами, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, словесные игры, элементы подвижных игр, «экологическая тропа», викторины, КВНы, кроссворды.

Опыт работы включал в себя 3 этапа:

Первый этап предполагал первоначальное обследование детей, которое было направлено на выявление актуального уровня представлений детей, умений, отношений.

Методы проведения обследования — это диагностические карты, дидактические игры, рассматривание картин, также наблюдения за детьми во время экскурсий, индивидуальных поручений, дежурств в уголке природы, участия в экспериментальной работе, при рассматривании экспериментальных объектов.

Второй этап предполагал формирование экологических представлений и промежуточную диагностику.

Данный этап состоял из трёх блоков:

  • Первый блок посвящён знакомству детей 4–5 лет с понятиями живой и неживой природы: дети узнают о диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями и способами ухода за ними. Знакомясь с объектами неживой природы, узнают о сезонных изменениях и взаимосвязях между ними.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-следственное мышление, они легко запоминают то, что видят, поэтому для работы по экологическому воспитанию мы остановились на следующих методах и формах работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые таблицы, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения. Предпочтение было отведено нетрадиционным формам работы — игры с сюрпризными моментами и интегрированной непосредственно образовательной деятельности, где дети имеют возможность закрепить знания и в своих творческих работах показать знания о природе.

  • Второй блок посвящён расширению и обобщению знаний детей 5–6 лет об объектах живой и неживой природы.

Методы и формы работы расширяются, добавляются эвристические, работа с перфокартами, словесные игры, беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, элементы подвижных игр, «экологическая тропа».

  • Третий блок предполагает уточнение и систематизацию представлений детей 6–7 лет об объектах живой и неживой природы.

Методы и формы работы расширяются, вводятся викторины, КВНы, кроссворды.

Экологические представления дети получали из сказок, мифов и легенд, наблюдений, игр, опытов, музыки, рисования. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала вызывали у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Приём удивления использовался как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов.

Третий этап — мониторинг.

Формирование позитивного отношения к природе, стремление её оберегать, достигалось в ходе бесед «Чудо рядом с тобой», «По тропинке в лес пойдём», что позволило скорректировать имеющиеся у дошкольников первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. Через беседы формировались новые экологические знания, в том числе и о нормах поведения в лесу, побуждали детей к размышлениям, учили анализировать свои и чужие поступки, воспитывали эмоциональную отзывчивость, развивали наблюдательность дошкольников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного. Перед нами стояла задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Мы использовали как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества и проводились в двух направлениях:

  • педагог — родитель;

  • педагог — ребёнок — родитель.

Прежде, чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, её микроклимат). Важно было проводить работу дифференцированно, объединить родителей. Использовали и словесные ситуации, которые предлагали родителям обсудить дома с детьми.

Например, «На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их»:

  • Дайте оценку этому поступку.

  • Как бы Вы поступили?

  • Что надо делать, когда встречаете птиц?

  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

  • Надо ли помогать птицам? Как?

  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

  • Рассказывали о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывали их родителям;

  • Давали советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;

  • Напоминали родителям о том, что дети должны знать цель труда;

  • Советовали родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их, создавали совместные экологические плакаты.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В итоге вместе с родителями был сделан вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.

Таким образом, наш опыт работы показал, что желаемого результата в экологическом воспитании детей можно добиться при хорошо спланированном воспитательно-образовательном процессе и тесном сотрудничестве с родителями.


Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду (Текст)/А. К. Бондаренко. — М.,1991.

  2. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение (Текст) /Ю. Р. Васильев. — М.,1997.

  3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой (Текст)/ С. А. Веретенникова. — М.,1980.

  4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями (Текст)/ В. А. Дрязгунова. — М.,1981.

  5. Дыбина О. В. Что было до… (Текст)/О. В. Дыбина. — М.,1999.

  6. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных (Текст)/ Е. И. Золотова. — М.,1988.

  7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки (Текст)/ Ю. Г. Илларионова. — М.,1985.

  8. Козлова С. А. Мой мир (Текст)/ С. А. Козлова. — М.,2000.

  9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Текст)/ Н. В. Коломина — М.,2003.

  10. Азбука экологии (Текст)/Н. Н. Кондратьева. — СПб., 1996.

  11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми (Текст)/Л. П. Молодова. — Минск,1996.

  12. Николаева, С. И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве (Текст)/С. И. Николаева. — М.,1995.

  13. Рыжова Н. А. Волшебница вода (Текст)/Н. А. Рыжова. — М.,1997.

  14. Рыжова Н. А. Невидимка воздух (Текст)/ Н. А. Рыжова. — М., 1997.

  15. Смирнова В. Тропинка в природу (Текст)/В. Смирнова. — СПб..2003.

  16. Элиот Д. Детская энциклопедия (Текст)/Д. Элиот. — М.:Росмэн,1994.


Основные термины: дошкольного возраста, условиях детского сада, детей дошкольного возраста, экологической культуры, основ экологической культуры, неживой природы, детей старшего дошкольного, способностей детей дошкольного, формы работы, дошкольного возраста основ, творческих способностей детей, старшего дошкольного возраста, возраста основ безопасной, основ безопасной жизнедеятельности, обследование детей, представлений детей, элементы подвижных игр, внешнего строения живых, строения живых организмов, групповые практические занятия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle