Библиографическое описание:

Гаджимагомедова Ш. С. Особенности воспитания патриотизма в современной полиэтнической школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 79-81.

Ключевые слова: гражданско-патриотические качества, полиэтническая образовательная среда, патриотическое воспитание, национальное образование.

Формирование гражданско-патриотических качеств является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Особую остроту она приобретает в связи с изменениями, которые произошли в России в конце XX и начале XXI века. Переход из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде советской системы патриотического и интернационального воспитания. Отсутствие действенных идеологических установок привело к тому, что по данным СМИ, в России действует более 10 неонацистских организаций, объединяющих в своих рядах не менее 50 тысяч подростков, так называемых «скинхедов», и это в то время, когда в ведущих странах мира идет усиление патриотического воспитания, где культивируется верность родине, уважение к своему государству, историко-культурным ценностям, его символам, законодательным и нормативным актам и многое другое [2].
В этих условиях нестабильности особое значение приобретают формирования гражданско-патриотических качеств личности через изучение родной культуры, традиций, устного народного творчества, горской этики и т. д., чему подтверждением служит утверждение Д. С. Лихачева о том, что даже в XXI веке мы не должны забывать национальные особенности воспитания, поскольку построенный на этнопедагогике образовательный процесс, способствует социализации личности, обеспечивает максимальное раскрытие его потенциала в социуме [5].
Особенности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения анализированы в исследованиях З. Т. Гасанова, З. З. Гасановой, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, П. Ф. Каптерева, В. Я. Стоюнина, К. Яроша, О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Д. М. Маллаева, Э. И. Моносзона, Г. Н. Филонова, И. Ф. Харламова и др., где патриотизм рассматривается как осознанное отношение личности к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражаемая в эмоционально-смысловой оценке субъективных возможностей [2,4,6,7].
История зарождения и развития патриотического воспитания в Западной Европе и России, показывает, что одним из критериев становления личности выступает гражданское воспитание подрастающего поколения, занимаемая важное место в становлении страны и народа, формировании социальной жизни и экономическом процветании, культурном развитии и т. д., поскольку субъект социума должен любить и ценить свою Родину, оберегать ее от врагов, завоевателей, бережно относиться к духовному наследию и т. д.
Практика подготовки личности в системе общего образования показывает, что формирование гражданина и патриота начинается с малых лет в семье, в доме, на улице, в городе и родном крае, постепенным переходом к любви к стране, которая тесно переплетается с гражданственностью, которую невозможно представить без преданности, служения Родине, готовности к защите интересов Отечества и т. д.
Сегодня формирование гражданско-патриотических качеств личности обеспечивает: позицию хранителя и носителя семейных традиций (патриот семьи); владение культурой межличностных отношений, готовность защищать свои права и интересы в среде сверстников (патриот группы); осознание причастности к истории, культуре, традициям школы (патриот школы); знание и поддержание исторических и культурных традиций народа, социума (село, город, район и т. д.) (патриот малой родины); защита отечества (патриот страны), способность интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности (гражданина мира).
С этих позиций система национального образования должна стать социальным институтом, обеспечивающим оптимальные условия для овладения этнокультурой, традицией, формирования нравственных устоев, духовных ценностей в совокупности выступающих важной составляющей гражданско-патриотического воспитания. При этом накопленный педагогической наукой и практикой позитивный опыт патриотического воспитания, использования национально-регионального своеобразия, материальных и культурных условий жизни, религии, менталитета и т. д., представляется уместным использовать для формирования гражданско-патриотических позиций личности старшеклассника.
В современной общеобразовательной школе, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется формированию гражданско-патриотической позиции выступающей основой сплоченности и единства этноса, вследствие чего остро ощущается потребность в подготовке личности способной жить в гражданском обществе, готовой к выведению страны из экономического и социального кризиса и т. д., вследствие чего в практике гражданско-патриотического воспитания существуют ряд нерешенных проблем, среди которых:
  • необходимость формирования гражданско-патриотической позиции в кардинально изменившихся социокультурных условиях и отсутствием обоснованности концепции и системы, ориентированной на этот процесс;
  • возможности народных традиций, этических норм и ценностей, произведений устного народного творчества в формировании гражданственности и патриотизма и отсутствием научно обоснованных моделей их использования в образовательной практике;
  • значимость гражданско-патриотической позиции в поведении личности старшеклассника и отсутствием научно-обоснованной среды, способствующей проявлению гражданских и патриотических чувств и качеств и т. д.
Исходя из выше сказанного, для формирования гражданско-патриотических позиций личности старшеклассника в поликультурной образовательной среде на наш взгляд необходимо:
  • обеспечить учет общечеловеческих и национально-культурных ценностей: этноса, группы, рода и т. д. в воспитательном процессе;
  • использовать этнические традиции и устное народное творчество в гражданско-патриотическом воспитании личности старшеклассника;
  • использовать активные формы и методы, способствующие формированию гражданско-патриотических позиций старшеклассников.
Проблемы формирования гражданско-патриотических позиций имеют важное значение в полиэтническом, многоязычном Северо-Кавказском регионе, народы которого имеют много общих черт с точки зрения истории, культуры, менталитета, что способствует выбору определенных педагогических приемов, которые можно применить гражданско-патриотическом воспитании личности старшеклассника. Целью национальной школы, с этих позиций, выступает расширение социальной базы для возрождения или интенсификации национальной (этнической) культуры, что приведет к сближению и взаимному диалогу, воспитанию патриотизма, актуализации исторической памяти, ярким эмоциональным этническим чувствам характеризующим патриотизм на индивидуальном уровне.
В результате обеспечивается усвоение ценностей социума и этноса, осознание сопричастности к истории (гражданский долг, национальное достоинство, честь и др.), самооценка себя как личности, как гражданина, и, наконец, активная жизненная позиция, выраженная в личной ответственности за своё отечество в настоящем и будущем.
Кроме того, воспитанию патриотизма способствует усвоение знаний особенностей эпохи, тенденций развития общества, изменений, происходящих в стране, регионе, макро — и микросреде (город, семья, школа и др.), формируя критическое отношение к себе, к своему времени, различного рода событиям и т. д.
Процесс воспитания патриотизма осуществляется не только благодаря внешним и внутренним факторам, но и принципам целостности, преемственности и непрерывности во взаимодействии внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов. В этой совокупности факторов и условий активность самой личности выступает важным условием обеспечения целостности и неповторимости мировоззрения, индивидуальности, представления о себе самом (Я — осознающее (процесс), Я — объект (содержание), Я — реальное (каков я на самом деле), Я — идеальное (каким бы я хотел быть) и Я — зеркальное (каким меня воспринимают другие) в определенной социокультурной среде, коллектив Я, друзья Я, недруги Я и т. д. Через социальное Я-концепции происходит формирование исторического сознания и патриотизма старшеклассника, причем осуществляется данный процесс на основе формирования мировоззрения личности в результате усвоения её требований и эталонов данного общества, с одной стороны, и адаптации к социокультурному окружению, с другой.
Приведенные взаимосвязи определяют две группы факторов формирования чувства патриотизма: субъективные, понимаемые как внутренние движущие силы развития личности, включающие критическое отношение к жизни, пытливость к информации, с целью отделить истинное и ложное; восприимчивость к опыту, воспитание на традициях поколений; воспитанность как сформированность определенных качеств, воспитуемость как восприимчивость к влиянию в совокупности выступающие и результатом и источником самопознания и само проявления индивида; объективные, выступающие в качестве внешних предпосылок, создаваемые социальным окружением и характеризующие уровень экономической и политической лабильности в обществе, развитость чувства патриотизма и господствующего образа жизни, социально-ценный жизненный опыт старших поколений, ценностные ориентации, идеалы, влияющие на развитие направленность и степень активности индивида.
Чувство патриотизма, рассматриваемое как сложный феномен, формируется на основе стереотипов, отражающих образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представления о самоотносительности других народов, где важное место занимают показатели: этническая самоидентификация, установки, выявляющие направленность этнических отношений, социокультурные оценки и установки, этнические ценности и т. д..
Особое место в воспитании патриотизма сегодня отводится личности учителя, который владеет гуманистическими технологиями воспитания, умеет создавать оптимальные условия для воспитания чувства патриотизма, внутриэтнической консолидации, развития культуры этноса, расширения сферы функционирования языка и круга его носителей, формирования индивидуальной этнической идентичности и т. д.
Важной составляющей формирования гражданско-патриотической позиции в полиэтнической образовательной среде старшеклассников выступает технология с соответствующими способами и приемами взаимодействия учителя и учащихся, способствующих повышению уровня гражданственности и патриотизма выпускников общеобразовательных учебных заведений. Основными условиями формирования самосознания старшеклассника выступают воспитывающий характер обучения, единство педагогических позиций и требований, наличие традиций в семье и школе, связь школы, семьи и общественностью в восприятии традиций и опыта старших поколений.

Литература:
  1. Голев А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. — 56 с.
  2. Денисова Г. С. Национальная школа на Северном Кавказе: региональное или этнонациональное содержание // Тезисы докладов IV годичного собрания Южного отделения РАО. — Ростов н/д: издательство РГПУ, 1997. — Ч. II. — С. 47–48.
  3. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. — № 9. — 2003 г.
  4. Кузьменко П. Н. Ментальность общества и проблемы инноваций // Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. — Карачаевск: 1998, с. 53–55.
  5. Лихачев, Борис Тимофеевич. Педагогика [Текст]: учеб. пособие, рек. КВШ МНР / Лихачев, Борис Тимофеевич. — 4-е изд.; перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
  6. Смолин О. Н.. Российская национальная доктрина образования: размышление над концепцией // Педагогика. — 1999. — № 7. — С.3–14.
  7. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагог. — 1999. — № 2. — С. 30–35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle