Библиографическое описание:

Асташова А. Г. Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах В.А. Сухомлинского в обучении младших школьников искусству кукольного театра. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-111.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский


Известно, что с детства любой ребёнок обладает богатым творческим потенциалом, который реализовывается в играх и занятиях. Перешагнув порог школы, ученик продолжает искать применение своим способностям к построению диалогов, перевоплощению, импровизации, игре. Многие ребята приходят для получения и развития таких навыков в детский кукольный театр.

Каждый ребёнок мечтает, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили. Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механичны и еще более далеки от желаемого "оживления", которого ждёт ребёнок.

Кукла-перчатка — удивительное создание человеческих рук. Тряпичную мягкую куклу можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Ребёнок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки — все одновременно выражается на его лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

У перчаточной куклы есть множество преимуществ. Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла — веселая или грустная — изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Использование в образовательном процессе нескольких разнохарактерных кукол-перчаток поможет ему ответить на вопрос, каково это — быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным...

Наиболее оптимальным вариантом анализа поведения героев, соотнесения положительных и отрицательных качеств персонажей является использование в образовательном процессе приобщения младших школьников к искусству кукольного театра не только кукольной игры, но и знакомство с литературными произведениями, на материале которых ребёнок учится определять характерные черты героев.

Целью данной работы является: определить важность рассмотрения положительных и отрицательных героев в рассказах В.А. Сухомлинского в процессе приобщения младших школьников к искусству кукольного театра. Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Предмет исследования: рассказы, новеллы, притчи, написанные Василием Александровичем Сухомлинским. Задача исследования: раскрыть концепцию положительного и отрицательного героя в рассказах В.А. Сухомлинского.

Теа́тр кукол — это одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения [12]. Интерес к кукольным постановкам начинается у ребят в младшем школьном возрасте. Именно тогда у них появляется желание стать не зрителем, а кукловодом. И для того, чтобы правильно выбрать роль, необходимо четко понимать, почему один герой положительный, а другой — отрицательный, уметь объяснить концептуальные различия. Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, система) — главный замысел, руководящая идея. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе. Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса. [5] Иногда дети младшего школьного возраста находятся в замешательстве перед тем, куда отнести героя, к положительному персонажу или отрицательному. Поэтому градация должна быть очень ясной. Положи́тельный геро́й — литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой — носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем — носителем антиидеала. [8].

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные — положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт — заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф.М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он — только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в русской литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев — таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, — это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем русском обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (например, Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения — рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

Положительный герой — не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему. Противоположность ему — отрицательный герой, злодей.

Злоде́й — злой персонаж в исторических повествованиях или в художественной литературе. Обычно это плохой человек, который борется с героем. Злодей-женщина называется злы́дня или злоде́йка. Один из словарей определяет злодея, как «безжалостно злобный человек, занимающийся злодеяниями или посвящён злобе или преступлениям; негодяй, или персонаж в игре, романе и т.п., который представляет собой важного посредника зла в сюжете». [4]

Владимир Пропп в своём анализе русских сказок пришёл к выводу, что есть только 8 действующих лиц, из которых одно является злодеем, [9, с 79] и его анализ широко применяется для нерусских сказок. Действиями, которые попадают в сферу злодея, являются: подлость в начале рассказа, где злодей причиняет вред герою или его семье; конфликт между героем и злодеем либо борьба или иное противостояние; преследование героя после его заслуженной победы в борьбе или получение чего-либо от злодея.

Ни одно из этих действий не является обязательным для сказки, но если они присутствуют, персонаж их совершающий является злодеем. Поэтому злодей может появляться дважды: один раз в начале повествования и повторно как лицо, разыскиваемое героем. [9, с 84]

Когда персонаж выполняет только эти действия, он является чистым злодеем. Разные злодеи также выполняют и другие функции в сказке; ведьма, воевавшая с героем и сбежавшая, позволяет герою следовать за ней, а также выполняет задачи по даче «рекомендаций» и, таким образом, действует в качестве помощника. [9, с 81]

Кроме того, функции могут быть распределены среди нескольких персонажей. Если дракон выступал в качестве злодея, но был убит героем, другой персонаж, например, сёстры дракона, могли бы взять на себя роль злодея и вести героя. [9, с 81]

Два других персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем смысле. Один из них является ложным героем; этот персонаж всегда злодейский, предъявляет герою ложные претензии, которые герой должен опровергнуть со счастливым концом. [9, с 60] В числе этих персонажей сёстры Золушки, пытающиеся уменьшить свои ступни ног, чтобы надеть туфельку. [14, с 136] Другой персонаж, диспетчер, отправляет героя в его путешествие. Это может быть невинной просьбой об исполнении законной потребности, но диспетчер также может, злостно солгав, отправить персонажа в путешествие в надежде избавиться от него на какое-то время. [9, с 77] Это одна из популярных концепций отрицательного героя.

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.С. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ младших школьников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Занимаясь в кукольном театре, дети играют знакомые персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают в их руках, говорят, совершают добрые или злые деяния. Необычность кукольной игры захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно [6].

Психологами (М.В. Ермолаева, Г.А. Урунтаева и др.) доказано, что младшие школьники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. [2], [7].

Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал воспитание как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [13, с.23]. Поэтому так необходимо каждому ребенку уметь ставить себя на место как положительного героя, так и отрицательного. Только отождествляя себя с персонажем, он сможет с помощью педагога раскрыть в себе те качества, которыми наделён положительный герой, и избавиться от тех, которые присущи отрицательному.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд. Большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В приводимом ниже тексте была сделана попытка показать важность духовно-нравственных бесед с использованием коротких рассказов из книги В.А. Сухомлинского. Нужно отметить, что рассказы в книге не перегружены назидательностью, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.

Занятия с использованием рассказов из «Хрестоматии по этике» тоже не должны быть перегружены излишней назидательностью, дидактичностью. Они будут успешными, если дадут возможность для самостоятельных детских размышлений и принятия нравственных решений. С этой целью некоторые рассказы можно инсценировать (посредством драматизации или с помощью персонажей кукольного театра, игрушек), придумывать к ним продолжение.

В книге Сухомлинского «Хрестоматия по этике» несколько разделов. В раздел «Красота — радость жизни» вошли произведения, повествующие о красоте человеческих поступков, о разнообразии, многоликости и индивидуальности окружающей ребёнка природы, о желании её сберечь и приумножить. Слушая на занятии эти рассказы, ребёнок представляет себя главным героем, находит в нём положительные черты. Также он анализирует поведение второстепенных персонажей, объясняет их поступки. Беседуя о прочитанном рассказе с детьми, часто можно услышать фразу: «Если бы я был главным героем…», «Про кота можно сказать, что он и положительный, и отрицательный герой…». В процессе обсуждения можно выявить закономерности поведения того или иного персонажа по другим сказкам, известным детям, и сделать вывод о том, каким героем он является в прочитанном рассказе. Любопытно, что общепринятое мнение в рассказах Сухомлинского может быть нарушено. Так, в рассказе «Дождик и гром» Дождик является положительным героем, к которому дети испытывают чувство сопереживания. А в рассказе «Чтобы бабочка не укололась» мама Зои первоначально предстаёт в глазах юных слушателей отрицательной героиней, которая печётся о сохранности куста акации. Однако, в совместном рассуждении, нетрудно прийти к выводу о том, что мама беспокоится о здоровье дочери, и Зоя переняла мамино беспокойство и, увидев бабочку, берегла её, отламывая колючки с куста акации. [11 с.7]

В раздел «Человек-это сила духа» включены художественные миниатюры, раскрывающие силу духа людей, верность идеям, Родине, презрение к измене и предательству. Дети без труда могут сказать, что положительный герой рассказа «Отцовский карандаш» сын солдата, который «с уважением отнёсся к предмету отца — карандашу, которым написал из Армии важные слова своей маме: «Клянусь, мамочка, что буду таким же верным сыном Отчизны, как и мой отец», а отрицательные герои — враги, напавшие на Российскую землю. Здесь же дети знакомятся с понятием символа, которое пригодится им в дальнейшем при анализе и игре спектаклей. [11 с 59]. Элемент сказочности использует Сухомлинский в произведении «Старый и Новый год». Слушая это произведение, дети приходят к выводу о том, что нужно быть щедрыми во всём, а оружие использовать только в крайних случаях, тогда такого человека можно будет назвать положительным героем. [11 с.57]

Раздел «Человек — высшая ценность» содержит художественные произведения, отражающие верность долгу человека перед человеком, идею любви и уважения к людям, идею долженствования, потребности человека в человеке, умение чувствовать настроения и желания окружающих людей. Сухомлинский одушевляет предметы, окружающие человека. В рассказе «Пряник и Колосок» младшие школьники становятся свидетелями диалога Пряника и Колоска — положительных героев, которым присуща любознательность. Именно благодаря ей главные герои приходят к выводу о значимости в своей судьбе Человека. [11 с. 91] Дети с удовольствием выстраивают новые диалоги, используя идентичные пары положительных героев: Шерстяная Ниточка и Вязаная Шапочка, Доска и Скамейка, Катушка с нитками и Рубашка.

Раздел «Уважение и почитание старших» — это сказки, рассказы, притчи об отношении к бабушке и дедушке, отцу и маме, о жизни одиноких пожилых людей. В сказке «Если бы у меня был ковёр-самолёт…» рассказчик предстаёт перед юными слушателями положительным героем благодаря своей заботе об окружающих людях, ради которых он готов привезти на ковре-самолёте из-за гор волшебный цветок, оберегающий от всех болезней. [11 с.126] А в рассказе «Протоптали дорожку» положительными героями, по мнению юных кукловодов, становятся дети, которые идут в школу и видят заметённый снегом двор одинокой бабушки Марии. Ребята протаптывают дорожку от её дома до колодца и только тогда продолжают свой путь за знаниями. Примечательно, что младшие школьники не представляют наличие положительного героя в произведении без отрицательного. Они ищут антипод детей, протоптавших дорожку, и находят его в лице других жителей, которые чистят для себя дорогу от снега, а про бабушку Марию забывают. [11 с.126]

Раздел «Путешествия к истокам мысли» состоит из художественных миниатюр, раскрывающих роль и значение школы, знаний, учителя в становлении личности. Слушая рассказы, дети учатся воспринимать мнение других детей, ставить себя на их место. Это умение поможет им при игре кукольным героем и перевоплощении («Огонёк», «Молоко ведь чистое…»). [11 с.158].

Сложные вопросы рождения и смерти человека, детской дружбы, юношеской любви нашли отражение в художественных произведениях, вошедших в раздел «Человек оставляет себя в человеке». В рассказе «За грибами» ребята находят двух положительных героев: третьеклассника Федю и его одноклассницу Алёнку. Несмотря на то, что Федя предстаёт неудачником, который не собрал ни одного гриба, дети не наделяют его в своих рассуждениях этим качеством, а называют «упорным и настойчивым». Об Алёнке у них складывается мнение как о доброй девочке, которая помогает своему однокласснику в трудную минуту, проявляет чувство товарищества. [11 с. 190] Сухомлинский в своих рассказах рассматривает важные для детей младшего школьного возраста вопросы, придаёт им в произведениях назидательный оттенок. Так, в повествовании «Братик родился» педагог затрагивает такую важную проблему в семье, как появление второго ребёнка, в нескольких строках описывает переживания первенца и даёт мудрый ответ, вкладывая слова в уста Солнца. Дети отмечают здесь беспокойство девочки, её любовь к маме и маленькому братику, а также умный ответ Солнца, называют обоих героев положительными. [11 с.192]

Раздел «Гармония труда, счастья и долга» состоит из новелл, в которых труд расценивается как основа формирования личности, как важнейшее средство нравственного воспитания детей. Размышляя о новелле «Правая и левая рука», дети находят, что левая рука Маринки из отрицательной героини, которая не полет сорняки, после обличительного обращения правой руки, становится положительной героиней и начинает помогать спасать морковь от бурьянов. [11 с.231] Попутно младшие школьники могут вспомнить известные им сказки, в которых отрицательные герои раскаиваются в своих поступках и просят прощение за содеянное. С удивлением для себя дети открывают возможность представить отрицательные качества как положительные. В новелле «Ленивая подушка» дедушка применил хитрость в воспитательных целях, и она помогла Иринке стабилизировать свои силы. [11 с. 230]

Раздел «Развивай в себе чуткость» посвящён вопросам формирования чувства совести как категории нравственности и проявления его в поступках, отражающих нравственную сущность человека. Таков рассказ «Петрик, собака и котёнок». В нём дети видят мальчика Петрика — положительного героя — и его благородство по отношению к просившему помощи котёнку, который убегал от собаки. [11 с. 264] Воспитывают рассказы В.А. Сухомлинского и бережное отношение к своим игрушкам, чувство совестливости к ним. Девочка Зина из рассказа «Кукла под дождём» во время грозы побежала на улицу, чтобы принести забытую куклу Зою. Зина предстаёт в глазах детей положительной героиней, как и её мама, которая не ругала дочь, а предложила полотенце, чтобы обтереть куклу Зою. [11 с. 266] Так, на примерах из повседневной жизни, учатся младшие школьники мудрости воспитания.

Рассмотрев художественные произведения из книги «Хрестоматия по этике» Василия Александровича Сухомлинского, можно сказать, что педагог вывел на страницах образы самых разнообразных положительных и отрицательных героев. Во всех восьми разделах они представлены как одушевлёнными, так и неодушевлёнными персонажами, среди которых особенно часто встречаются растения (деревья, цветы) и явления природы (солнце, дождик, гром, зарница).

Положительные герои нередко предстают в восприятии младших школьников отрицательными героями. Но в процессе анализа их поведения и поступков, при участии педагога, ребёнок приходит к правильному мнению. Такая неоднозначность при рассмотрении рассказов не случайна. Как правило, в младшем школьном возрасте ребёнок только закрепляет знания о полярных состояниях, полученные в детском саду. В кукольном театре он учится смотреть на характерные персонажи глубже, анализировать более вдумчиво.

Также Сухомлинский использует в рассказах символизм. Юный кукловод уже знаком с этим понятием, он знает, что солнце символизирует новый день, тепло, доброту. Ассоциативный ряд может продолжаться. И в рассказах солнце всегда положительный персонаж. Педагог идёт дальше, он показывает символы через идейные понятия о чести, долге, любви к ближнему.

Диалоги, которые Василий Александрович использует во всех рассказах, почти всегда имеют воспитательный характер. Один положительный герой поучает другого, менее мудрого. Здесь ребёнок в игровой форме продолжает закреплять универсальные понятия бытия о единичном и общем, явлении и сущности, части и целом.

Изучение рассказов Сухомлинского на занятиях в детском кукольном театре также способствует оттачиванию мастерства перевоплощения у ребёнка, так как, анализируя небольшие рассказы, младший школьник неоднократно вникает в образ и мысли разных героев, а, инсценируя сюжет в кукольной игре, добавляет в образ героя свои слова, поступки, интонацию.

В ходе проведения бесед с детьми по рассказам В.А. Сухомлинского было выявлено следующее: младшие школьники в силу возраста и существенной поддержки дома — родственников, в школе — педагогов, ещё не успели озлобиться, их сердца всегда отзывчивы и добры. Оттого они и в героях «Хрестоматии…» в первую очередь видят только положительные черты характера. И великий педагог в своём художественном труде даёт необъятных размеров поле умственной деятельности для развития этих личностных черт. Дети, имеющие театральные навыки, основанные на педагогике В.А. Сухомлинского, всегда будут отличаться гуманизмом.

Мир сказок, рассказов, легенд и притч «Хрестоматии по этике» населён персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума, и он с лёгкостью постигает их. Очень часто художественная миниатюра несёт в себе ситуацию нравственного выбора, который или поставлен, или разрешён Сухомлинским. Рассказы, притчи и сказки, созданные Василием Александровичем, прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы на Кировоградщине, которой он руководил. На материалах хрестоматии воспитывалось и продолжает воспитываться не одно поколение учеников. Диапазон её творческого применения очень широк: от осмысления содержания, живой беседы по поводу услышанного или прочитанного до обобщений и дискуссий по рассматриваемой нравственной проблеме, анализу поведения того или иного героя, до организации аналогичной ситуации нравственного выбора на примере разыгрываемых кукольных постановок.


Литература:

  1. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры — занятия. — СПб.: Союз, 2001. — 310 с.

  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.- 206 с.

  3. Генов Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 1968. — 157 с.

  4. Злодей/ Режим доступа: http://dictionary.reference.com/browse/villain

  5. Концепция/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // — Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.

  7. Немов Р.С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2001.- 640 с.

  8. Положительный герой/ Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature

  9. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — 512 с.

  10. Соловьева Н. Театр кукол. — М.: Госиздат, 1960.

  11. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990. — 304 с.

  12. Театр кукол/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8 — М.-Л.: АПН РСФСР, 1950

  14. Tatar М. Аннотация к сказкам братьев Гримм.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle