Библиографическое описание:

Избуллаева Г. В. Педагогическое нравственное творчество Маулана Джалаладдин Руми [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 30-32.

Джалаладдин Руми великий поэт и наставник в духовном мире. Источник силы Руми — его любовь, любовь, переживаемая в человеческих пределах, но полностью укоренённая в Боге. Соединённый в любви с Божественной волей, он нашёл решение загадки предопределения и обрёл способность подняться в вершина радости из глубочайшей бездны страданий.

Наиболее достоверным источником информации о жизни и учении Руми, считаются книги, написанные его сыном, Султаном-Веледом. Руми родился в городе Балх, крупном городом провинции Хорасан, в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Мухаммада ибн Хусайна Хусайни Бакри известного как Мавлана Беха ад-Дин. Примерно в 1215 году отец Руми вместе с семьёй и 40 учениками, опасаясь преследований со стороны Хорезмшаха, которого он критиковал в своих проповедях, под предлогом паломничества в Мекку покидает Балх. После долгих скитаний семья Руми обосновалась в городе Конья, столице Рума. В те времена учёные, поэты и мистики всего восточно-мусульманского мира искали убежища в Конье, которая была одним из немногих безопасных мест в период, когда монгольское нашествие опустошило большую часть исламского мира. Поэтому Конья жила особенно напряжённой интеллектуальной и религиозной жизнью. Персидский язык оставался литературным, но население говорило на греческом и тюркском языках. Некоторые стихи Руми писал и на этих двух языках.

Джалаладдин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук. С 1228 по 1231 года отец Джалаладдина был руководителем главной коранической школы города. После смерти отца этот пост унаследовал Руми. Однако вскоре он отправился в Алеппо, а затем в Дамашк, где его учителем был Ибн ал-Араби. В 1244 году, уже по возвращении в Конью, он впервые и встретился с бродячим суфийским проповедником Шамс ад-Дином Мухаммадом ат-Табризи, чьи идеи, представлявшие собой эклектическое соединение постулатов нормативного богословия с восторженной мистикой ал-Бистами, оказали решающее влияние на Руми. Именно Шамс ад-Дин, этот странный взыскующий мистик, возжёг в душе Руми огонь мистической любви — любви абсолютной и всепоглощающей. Постоянное общение Руми с пантеистами вызвало недовольство клерикального духовенства и его учеников, что в итоге привело к гибели сына Джалал ад-Дина и друга-учителя Шамс ад-Дином ат-Табризи. [1, с. 5–11]

После смерти Шамс ад-Дина Руми начинает соединять преподавание мусульманской учёности с суфийской практикой прямо в коранической школе, чего до него никогда не было. В своих воззрениях Руми постоянно стремился занимать промежуточную позицию между мистикой и мусульманским богословием.

Руми скончался 17 декабря 1272 года в Конье и был там же похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий — мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др.,— выразившими почтение к человеку, воспевавшему «религию сердца».— единодушие всех людей разных племен и вероисповеданий:

Как часто можно увидеть тюрка и индуса едиными

Как часто можно увидеть двух тюрков — словно чужих.

Следовательно, язык единодушия — нечто особенное:

Единодушие превыше единоязычия.

Сегодня Руми признаётся крупнейшим мистиком всех времён. Духовное наследие Руми высоко ценится и на Западе.

Когда я умру, ищите меня не в земле,

а в сердцах просвещённых людей. [3, с. 258]

Педагогическое наследие Руми имеет большое значение для обогащения педагогической науки, расширяет воспитательно-образовательные возможности.

Для любого путника без проводника

каждое двухдневное путешествие

превращается в столетнее странствие.

Тот, кто практикует ремесло,

не имея при этом учителя,

станет посмешищем, где бы он ни жил. [2, с. 114]

В своем творчестве Руми придавал важное значения вопросам науки и знания, патриотизму, трудолюбию, гуманизму и всем другим компонентам положительных качеств присущих человеку. Свои сложные теоретические положения Руми иллюстрирует притчами, баснями и другими небольшими рассказами из восточного фольклора и его взгляды наполнены глубоким гуманизмом, идеями толерантности, дружбы народов и наций, населяющих нашу планету Земля, единства религиозного закона и вероисповедания. Важнейшее наследие Руми «Маснави» («Стихи, обращенные к внутренней сути вещей») в отличие от «Дивана Кабир» («Великий диван»), или, иначе, «Диван Шамса Табрези» результат трезвого состояния. «Маснави» (Стихи, обращенные ко внутренней сути вещей) -ценнейший свод устного народного творчества XIII века. «Маснави» — двухстрочие содержащиеся в шести частях — тетрадях его этическое произведение о любви к человеку (без различий верований), изложенное на основе притч и басен. «Маснави» состоит не меньше чем из 40.000 байтов (двустиший) и охватывает более 1800 тем различного характера или содержания. Поэтому «Маснави» по праву считается подлинной энциклопедией пантеистического суфизма, с одной стороны и средневекового фольклора — с другой. Этот весьма объемистое произведение переведено на многие языки мира и во многих научных изысканиях указывается, что «Маснави» кроме образовательного и духовного (божественного) знаний содержит поведенческую и воспитательную мысли. Многие великие учёные педагогических наук нашего времени едины во мнении, что «Маснави» это одно из величайших произведений мира, самая читаемая книга сегодняшнего дня, это своеобразная педагогика и система воспитания суфизма в поэзии. Всё это является веским доказательством того, что методика и педагогический стиль «Маснави» могут быть использованы в качестве наставления в процессе воспитательной работы в различных учебных и воспитательных учреждениях, в разработке новых морально-духовных стандартов.

Руми в «Маснави» указывает, что воспитание прежде всего означает воспитание души человека и поскольку душа — это природа человека, т. е. его сущностные особенности, то воспитание души человека как второй половины духовного воспитания, более важно, чем воспитание духа, И с этой целью и позиции Руми воспевает эту тему во многих различных по тематике и содержанию баснях и притчах. Руми стремились к тому, чтобы между различными науками и познанием Бога воцарились мир и понимание. Из «Маснави»: Спор византийцев с китайцами. Как-то заспорили китайцы и византийцы о том, кто из них искуснее в живописи. Спор этот был беспредметным, и слушавший его царь сказал:

— К чему пустые слова? Пусть каждый из вас на деле покажет, каково его умение.

Спорящих разместили в просторном покое, разделенном непрозрачной перегородкой на две мастерские. Китайцы, заняв одну из них, сразу же потребовали себе красок и холстов, и их просьба была немедленно выполнена. Византийцы же сразу заперлись в своей мастерской, сказав, что им ничего не нужно.

Началось соревнование. Китайцы искусно покрывали холсты различными узорами, а византийцы у себя, выбрав одну из стен, полировали ее одним из известных им способов. Через некоторое время работы были закончены, и китайцы громким боем барабана призвали к себе царя, чтобы он взглянул на результаты их труда. Властелин был изумлен красотой и многоцветьем созданных китайцами узоров и, побыв около их картин, решил посмотреть работу византийцев. Те при нем сняли покров со стены, отполированной до зеркального блеска, и на ней вместо жалкого творения рук человеческих он увидел отражение иного мира — мира Истины.

Созданное византийцами зеркало можно было сравнить только с сердцем чистого и праведного человека, отражающим беспредельность духа. [2, с. 98]

Богатое педагогического наследия Руми показывает, что он был выдающимся теоретиком и практиком педагогики и дидактики средневекового Востока, создавшим целостную систему педагогико-дидактических идей, содержащих в себе проблемы человека и его воспитания, цели и средства воспитания. Из «Маснави»: Спор на корабле. На одном из кораблей в качестве пассажира оказался ученый грамматик. Не успев ступить на палубу, этот ученый сразу же спросил капитана, знает ли он законы грамматики.

— Книг по грамматике я не читал — и тайн этой науки не постиг! — ответил капитан.

— Это очень плохо! — сказал ученый. — Можешь считать, что полжизни ты прожил впустую.

Корабль ушел в долгое плавание, и в море его настигли буря и смерч.

— Посудине нашей конец, — сказал капитан ученому. -Учился ли ты когда-нибудь плавать, о мудрый человек?

— Никогда! Это занятие недостойно меня, — отвечал ученый.

— Ну тогда считай, что у тебя пропало не полжизни, а вся жизнь целиком! — заключил капитан.

Так и в нашей жизни, когда все вокруг нас бушует, готовность рискнуть и преодолеть невзгоды важнее иных наук. Многие современные авторитетные исследователи педагогических проблем едины во мнении, что понятие воспитания и обучения понимаются искажённо, а сам процесс обучения и воспитания, соответственно, идёт не тем путём, по которому следовало бы ему идти. И глобальное падение нравственности, смещение нравственных ценностей тому непререкаемое подтверждение. Основной задачей воспитания и обучения Руми считал нравственную подготовку человека. С его точки зрения, человека нужно воспитывать в духе гуманизма, патриотизма, бескорыстия, честности и порядочности. Из «Маснави»: Правитель и наставник. В некотором государстве правитель его спросил своего учителя:

— О мой шейх! Не терпишь ли ты какой-нибудь нужды? Есть ли у тебя достойная одежда? Хватает ли еды?

— Великий царь! — ответил шейх.- Как же я могу испытывать в чем-нибудь недостаток, если я сам владею двумя рабами, которые, в свою очередь, управляют всеми правящими на Земле государями?

— Кто же эти два раба, которые, судя по твоим словам, управляют и мной? — удивился царь.

— Эти два раба — гнев и желание,- прямо и откровенно сказал шейх.- И истинный царь лишь тот, кто держит их в узде, помня о том, что солнце с небес светит не только для Царей, но и для всех прочих, включая рабов.

Педагогико-дидактической тематики творчества Руми, можно сделать следующие выводы относительно этих понятий: воспитание это не приручение, а освобождение; не быть зависимым, а быть свободным; обучение это не насыщение знаниями, не нахождение известного, а нахождение неизвестного; это не заучивание, а творчество; обучение это не накопление информации, а ускорение образования. Воспитательные процессы не являются заранее составленными формулами, а наоборот, являются процессами, которые возникают в результате различных взаимоотношений и связей между наставником и учеником.


Литература:

  1. Муҳаммад Истеъломий. Мавлоно жалолиддин Муҳаммад Балхий. Теҳрон — 2001. — 88 б.

  2. Румий Жалолиддин. Маснавийи маънавий // Ж.Камол тарж. –Т.: “Мериюс” ХХМК, 2010. — 846 б.

  3. Фиш Радий. Жалолиддин Румий: Тарихий биографик роман /Русчадан Ж.Камол тарж. — Т.:Адабиёт ва санъат нашриёти, 1986.-272 б.




Основные термины: наследие Руми, Джалаладдин Руми, ад-Дина Руми, Маулана Джалаладдин Руми, Шамс ад-Дина Руми, Источник силы Руми, отец Руми, Духовное наследие Руми, учении Руми, стихи Руми, скитаний семья Руми, Педагогическое наследие Руми, Руми огонь мистической, Важнейшее наследие Руми, Постоянное общение Руми, воззрениях Руми, теоретические положения Руми, творчестве Руми, педагогического наследия Руми, тематики творчества Руми

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle