Библиографическое описание:

Закиева Л. Р., Хадиева Ф. И. Проектная деятельность педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.

Проект (от лат. рrojectus) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя

  • анализ проблемы;

  • формулировку темы;

  • постановку цели;

  • определение задач;

  • выбор средств достижения цели;

  • анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий);

  • поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

  • оценку полученных результатов и выводов;

  • презентацию и обсуждение результатов.

Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих учащихся. В первом случае это является педагогическим исследованием.

Педагогическое исследование- это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике, содержания, принципах, методах, организационных формах учебно-воспитательной работы.

Целями подобного исследования являются

  • Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей;

  • Проверка и подтверждение определенных фактов и теоретических положений. Проверка данных- непременное условие достоверности результатов исследования.

Состоит исследование из нижеперечисленных основных этапов:

  1. Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы) — 3–6 мес.

  2. Пилотажный (предварительный эксперимент) — 3–6 мес.

  3. Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) 1–3 года

  4. Оформление результатов (публикации, отчеты)

  5. Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации).

Логическим завершением исследования является оформление результатов в виде реферата, научной статьи, методического пособия, монографии, устного научного общения (научные семинары, конференции, съезды, конгрессы, симпозиумы, педагогические чтения и др.).

Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование проблемы языкового барьера в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, пр.).

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.).

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов предусматривает также определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов (исследовательского метода) на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Предлагаем структуру проекта, которую мы используем в своей деятельности.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Следовательно, выделяются следующие этапы работы над проектом:

  1. планирование;

  2. аналитический этап;

  3. этап обобщения информации;

  4. этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Педагогическая инновация- это процесс и результат перевода отдельных частей, компонентов или образовательной системы в целом из существующего состояния в качественно новое путем творческого освоения и внедрения новшества (результат научного исследования, уже прошедший апробацию, что в определенной степени гарантирует успешность инновации).


Литература:

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — № 4. — 2009 — с. 19–27.

2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– ПГПИ Павлодар, 2010. — 216 с.

3. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании. — Режим доступа: // http.www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/.

4. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. — Калининград: Изд-во КГУ, 2008. — 248 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle