Библиографическое описание:

Никитина Е. В. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 19-22.

Досуговая сфера оказывает большое влияние на развитие личности, так как является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В условиях досуга происходит активное взаимодействие формирующейся личности с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. В результате создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Готовность педагога к организации досуговой деятельности школьников выступает показателем того, насколько педагог способен решать проблемы творческой организации свободного времени школьников. Д. М. Комский отмечает, что «профессиональная деятельность педагога, организующего досуг школьников, весьма разнообразна и осуществляется в следующих функциональных видах деятельности: педагога-организатора, воспитателя, педагога дополнительного образования детей, социального педагога, специалиста по социальной работе» [2, С. 37].

В нашем исследовании использовались исследования по такому направлению организации досуга как event — организация уникальных событий на основе личностных запросов и желаний. Идеям, стратегиям, техникам, методам eventa, event-менеджменту, организации event-мероприятий посвящены работы: Э. Йеттингера, Б. Кнаусе, Р. Мозера, А. В. Сковородкина, М. Сондера, У. Хальцбаура, А. Шумовича; истории возникновения, организации праздников — Е. К. Пацюк, праздникам для детей, школьников, родителей — Е. Д. Агафоновой, И. Ю. Гераскиной, Л.Соколовой и др.

Система современного высшего профессионального педагогического образования имеет большие возможности для подготовки студентов педагогического вуза к общепедагогической работе с использованием ресурсов event-технологии, под которой мы понимаем инновационную деятельность по вовлечению участников образовательного процесса в event-мероприятия, суть которых сводится к тому, что каждое из них превращается в исключительное событие, прежде всего, с точки зрения участников.

Педагогический потенциал «event-технологии» как технологии организации внеучебной и досуговой деятельности детей состоит: в реализации личностных запросов школьников в проведении культурного досуга, в раскрытии качеств и свойств личности, в их развитии, в формировании коммуникативной культуры участников event-мероприятия; в проявлении обучающей функции event-мероприятия, в познании окружающей действительности, в психолого-релаксационном эффекте [4, С. 74].

В последние годы в сфере event-мероприятий активизировалось такое направление, как социокультурная анимация. Система современного высшего профессионального педагогического образования имеет большие возможности для подготовки студентов педагогического вуза к общепедагогической работе с использованием ресурсов анимационной деятельности, под которой мы понимаем инновационную деятельность по вовлечению участников образовательного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения в сфере досуга.

Анимационную деятельность следует рассматривать как сложную систему, структура (организация) которой представляет собой процесс, протекающий в определенной области непрерывной культурно — творческой развивающейся среды. Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации и покрывает себя пятнами организации. Аниматор — «вдохновитель» является таким «пятном организации», носителем среды вдохновления, одухотворения. Анимационная деятельность — это «синергетическое приключение» человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры-аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее, которое становится способом увидеть мир по-другому, активно встроиться в этот мир, рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, перереконструировать проблемное поле [1].

Изучение основ событийной досуговой деятельности является одним из эффективных путей развития педагогического творчества, позволяет понять сущность воспитательного взаимодействия, основанного на способности уважать и ценить другого человека, чужое мнение, готовность понять и принять нечто новое и непривычное [3].

Процесс подготовки будущих педагогов-аниматоров представлен в виде модели (рис. 1), которая состоит из внешних и внутренних организационно-педагогических условий: цели, задач, принципов, подходов (методологической основы), компонентов готовности (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного), содержания, результата, определения критериев и уровня подготовки.

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности.

Новизна представленной модели заключается в рассмотрении профессиональной подготовки педагога-аниматора как единства трех ее состояний: как процесса, как содержательного компонента, как состояния базовой готовности будущего педагога-аниматора к самостоятельной профессиональной деятельности. Модель ориентирована на реализацию личностного потенциала будущего педагога, а результатом подготовки является социокультурное развитие личности.

Одной из методологических основ построения данной модели выступает ценностно-смысловой подход. Важность ценностно-смыслового подхода в образовании обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации современного образования, поиском путей освоения культуротворческого опыта человечества [5].

Реализация предлагаемой модели предполагает введение в учебный план педагогического вуза по направлению 050100 «Педагогическое образование» курса по выбору «Основы анимационной деятельности». Содержание курса включает изучение следующих разделов: основы социокультурной анимации (цель, задачи, виды, функции, основные направления, ее природные и культурные ресурсы); требования к профессиональным качествам педагога-аниматора; драматургия и режиссура анимационной деятельности; технология создания и проведения event-мероприятий разного вида: спортивных, зрелищно-театрализованных, конкурсно-игровых, приключенческих, творческих, танцевальных.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами проводился анализ эффективности введения в учебный план дисциплины «Основы анимационной деятельности» и создания межфакультетского анимационного клуба «Вдохновение» для подготовки педагогов-аниматоров. Исследование было направлено на выяснение понимания студентами содержания понятий «досуг» и «анимация», места досуга в жизни современного студента, необходимости знаний по организации досуга и их практическом применении в педагогической деятельности, и проводилось среди 130 студентов Астраханского государственного университета.

Результаты анкетирования интересов, желаний и потребностей в области культурно-досуговой деятельности показали, что большая часть студентов в начале своего профессионального обучения не видит перспектив в специальном изучении основ подготовки программ проведения свободного времени и изучения основ анимации в педагогике (60 %), хотя в целом студенты положительно относятся к культурной составляющей досуга (90 %) и обосновывают это следующим: да, потому что молодежь в свободное время ничем полезным не занимается (11 %); да, чтобы с наибольшей пользой проводить свободное время (32 %); да, это способствует культурному и социальному развитию личности (54 %); да, это пригодится в профессиональной деятельности (13 %).

Можно сделать вывод о том, что изучение курса «Основы анимационной деятельности» будет способствовать формированию осознанного отношения к досугу, пониманию его роли в аспекте событийного подхода и практическому использованию в педагогической деятельности.


Литература:

  1. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. — 2007. — № 10. — С. 38–47.

  2. Комский Д. М. Основы теории творчества. — Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993. — С. 37–39.

  3. Сковородкин A. B. Использование event-технологии в организации досуга семьи // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. — № 4 (16). — С. 122–125.

  4. Солдатенкова М. Л. Подготовка социального педагога к организации культурно-досуговой деятельности // Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 74–76.

  5. Шульга И. И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. — 2008. — № 3. — С. 134–136.

  6. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. — М., РЗИ МГУКИ, 2000. — 109 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle