Библиографическое описание:

Канунникова Т. А. Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-121.

Ключевые слова: методы обучения, цвет, колорит, педагогические технологии, компетентности.

В современной России серьёзную роль в воспитании и предпрофессиональном обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого — мотивация ребёнка к познанию и творчеству. Но кроме названных, есть ещё одна важнейшая задача — это формирование и развитие профессиональной компетентности учащихся. В художественной школе, например, речь идёт не только о приобретении базовых знаний и навыков профессиональной изобразительной деятельности, но и о формировании предметно-практической компетентности юных художников. Это значит, что образовательный процесс должен предусматривать организацию творческой проектной и исследовательской деятельности. Всё выше сказанное объясняет необходимость совершенствования методической базы и программного обеспечения образовательного процесса в ДХШ.
Эта многоплановая задача требует скорейшего профессионального решения.
Рассмотрим один из аспектов проблемы: методику обучения работе с цветом.
Изучать цвет в живописи можно в нескольких направлениях:
  • первое, мы назовём конкретно-историческим, когда проблема цвета в живописи изучается на примере творчества одного художника, школы, направления;
  • второе — теоретическим, когда цвет рассматривается как элемент художественной формы, абстрагировано от конкретных произведений, или как определённая система, имеющая генетические и структурные связи;
  • третье направление — практическое, когда через деятельность формируется понимание выразительных возможностей цвета и особенностей взаимовлияния цветов.
Занятия по истории искусства, беседы с учащимися позволяют познакомить с понятиями «цвет» и «колорит» на примере картин великих художников или целых направлений в искусстве. С другой стороны, базовое теоретическое знакомство и деятельностное изучение понятий «цвет» и «колорит» происходит в процессе практической работы над живописными этюдами и композициями. Например, можно изучать колорит в картинах Левитана или Репина, а также можно и нужно изучать колорит вообще, как феномен цветовых отношений, возникающих в пространстве картины. Интереснейший пример работы с цветом и светотенью в живописи — картины Рембрандта. Когда зритель подходит к его картине «Блудный сын», сначала он словно ослеплён ярко освещёнными участками картины, затем глаз, постепенно привыкая, различает объекты в полутени, и наконец, видит всю глубину пространства, окутанную тенями, причём и света, и полутени, и тени — всё имеет свой цвет. Любой портрет работы И. Е. Репина или пейзаж кисти И.Левитана, этюд Коровина — это колоссальная школа для современного живописца и пример сознательной вдумчивой и, вместе с тем, вдохновенной и страстной работы с цветом в живописи. Какая же методика может быть основой обучения работе с цветом, в художественной школе? Думаем, что наиболее эффективной является методика Николая Николаевича Ростовцева. [7,103] Н. Н. Ростовцев отмечал, что, организовывая творческую познавательную деятельность детей и подростков, «особенно внимательно и обдуманно надо относиться к методике обучения живописи» [7,107].
Методика Н. Н. Ростовцева в современной педагогической литературе может быть обозначена термином «частнопредметная педагогическая технология». Эта методика объединила и подытожила лучшие, на наш взгляд, методические наработки, такие как: изучение теории живописи Н. Н. Волковым, методические разработки Крымова, методику обучения рисованию В. Д. Кардовского и других художников-педагогов. На основе данной методики разработаны широко известные, признанные и применяемые в общеобразовательной школе программы под редакцией В. С. Кузина, УМК под редакцией С. Е. Игнатьева и других авторов. Методика Н. Н. Ростовцева следует традиционным дидактическим принципам и совместима с современными эффективными общепедагогическими технологиями.
Следуя принципу научности, который гласит, что учащиеся должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, педагоги знакомят учеников с основами цветоведения [7,106]. В каждой возрастной группе эта теоретическая работа имеет свою специфику и по количеству отводимого на неё времени и по качеству и глубине проникновения в сущность вопроса. Дошкольники знакомятся с понятиями «основные и производные цвета» в игровой форме. Смело экспериментируя с красками на палитре, юные живописцы «изобретают» новые цвета и оттенки, доводя игру цветовых превращений до появления неизменяемой серо-чёрной грязи (что, как правило, вызывает наибольший восторг). Удачный момент для применения игровых педагогических технологий, например, сюжетно-ролевой игры «волшебники». Моделирование игровой ситуации зависит от педагога, возраста и интересов учащихся. Более взрослые воспитанники, подростки, поступающие на первый курс художественной школы, вполне готовы к постижению научных основ цветоведения: хорошо понимают закономерность расположения цветов в цветовом круге, запоминают и осознают значение терминов «ахроматические и хроматические, тёплые и холодные цвета». Здесь вполне уместно использование методики работы с применением технологических карт и дидактических таблиц по цветоведению. Работа с таблицами и технологическими картами активизирует внимание учащихся, развивает их самостоятельность. Изготовление таблиц по цветоведению превращает полученные учащимися сведения по теории цвета в настоящие знания — результат работы собственной мысли детей.
Следуя принципу наглядности, необходимо использовать разнообразные визуальные средства [7,121]. Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность. Безусловно, натурная постановка должна быть красива. Это условие воспитания эстетического вкуса учащихся, формирования устойчивой мотивации к живописи с натуры. Однако важно, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, была выдержана в едином колорите, показывала влияние освещения на цвет предметов, наглядно объясняла бы принципы взаимовлияния цветов. Составление натурных постановок — хорошая школа, как для педагога, так и для учеников, если их сознательно привлекают к этой работе. Н. Н. Ростовцев советует на занятиях по живописи применять методические таблицы Н. П. Крымова, наглядно демонстрирующие изменение цветовых и тональных отношений в зависимости от освещения и расстояния, раскрывающие понятия: «цветовой тон», «светлота» и «насыщенность» [7,136].
Хороший наглядный материал к занятию можно сформировать из удачных студенческих и собственных этюдов. Для этого во время просмотров полезно проводить отбор работ и формировать школьный методических фонд. К средствам наглядности можно отнести посещение художественных музеев, творческих мастерских, участие в мастер-классах, где можно увидеть приём нанесения краски на бумагу или холст, особенности цветовой и тональной трактовки света и тени, моделировки формы, построения пространства световоздушной перспективой. На помощь приходят информационно-коммуникационные технологии: интернет — ресурсы профильных сайтов, позволяют пригласить учащихся в музей, любой страны мира.
На протяжении всего курса обучения в художественной школе необходимо организовывать творческую проектную деятельность учащихся. Технология проектной деятельности способствует развитию регулятивной и информационной, поликультурной и общехудожественной компетентностей, начиная с выбора темы исследования, материалов, техники исполнения и заканчивая полной реализацией результатов исследования.
Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования, имеет использование разнообразных техник и материалов на занятиях по живописи и композиции. Акварель, гуашь, пастель — материалы, с которыми могут работать учащиеся уже на первом курсе. Обучая работе «от пятна» в рисунке мягкими материалами, педагог обращает внимание учащихся на живописность таких материалов как уголь, сангина, сепия. На старших курсах можно добавить темперу, масло. Тогда, подходя к итоговому аттестационному проектированию, учащиеся четвёртого курса уже могут сознательно выбирать не только тему для своего творческого исследования, но и художественные материалы, технику выполнения работы для создания художественного образа.
Ничто не вызывает у человека столько разноплановых эмоций, как цвет. Психология восприятия цвета проанализирована в ряде исследований: Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Игнатьев С. Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей» [1;4,34]. Поскольку цвет связывается в нашем сознании с ощущением тепла и холода, радости и печали, возбуждения и спокойствия, то цветовое решение картины, колорит оказываются важнейшей составляющей при создании художественного образа. Основная задача педагога по живописи и композиции состоит в том, чтобы научить работать цветовыми и тональными отношениями, воспитать «культуру работы с цветом». Раскрывая это понятие, мы характеризуем ещё один дидактический принцип, использованный в методике Н. Н. Ростовцева — это принцип воспитывающего обучения [7,104].
Обучая детей живописи, педагогу нужно использовать эмоциональное воздействие цвета на человека как мощный инструмент эстетического воспитания. Подкреплять силу эмоционального воздействия цвета можно музыкальным и литературным сопровождением занятия, тем самым устанавливая межпредметные связи различных учебных дисциплин.
Объяснять учащимся «что такое хорошо» в искусстве — лучше всего на примерах картин известных художников. Только накопив значительный опыт визуального и эмоционального восприятия природы и искусства, учащиеся смогут сформировать у себя «культуру работы с цветом». И без сомнений, источником культуры для учащихся является педагог — а значит, в профессиональные задачи педагога входит саморазвитие и самообразование, творческий рост.
В завершении отметим, что, несмотря на разнообразие методических наработок в области обучения живописи и конкретно работы с цветом, педагогика искусства — это широкое поле плодородной земли, на котором творческий педагог может вырастить собственные эффективные методические разработки.


Литература:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. — 392с.

  2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1985. — 480с.

  3. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., «Искусство», 1986. — 190c.

  4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208с.

  5. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д. Н. и др.. М.: Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208 с.ил.

  6. Крымов Н. П. Николай Петрович Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 224с; ил.

  7. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. — 242с.

  8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle