Библиографическое описание:

Горохова П. В. О развертывании названия при проектировании программы дополнительного образования детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 114-119.

В 60-х годах XX века видными советскими учеными-педагогами (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин) была выдвинута концепция «культурологического подхода», рассматривающая содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте. На основе этой концепции должно осуществляться формирование (проектирование) содержания образования. Однако широкое применение культурологического подхода в педагогической практике сдерживается по ряду причин, в частности, в связи с отсутствием методологии проведению отбора учебного материала на «допредметной» стадии проектирования содержание образования.

В этой связи возникает необходимость разработки нового методического инструмента к формированию учебного материала при проектировании содержания образовательных программ, в частности программ дополнительного образования детей, что и является целью настоящей работы.

В требованиях к содержанию и оформлению образовательных программах дополнительного образования детей [1] приводится структура обязательных элементов дополнительной образовательной программы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы и список литературы.

Название дополнительной образовательной программы входит в состав титульного листа, как нечто известное, не требующее раскрытия содержания. Однако следует отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] дополнительная образовательная программа относится к произведениям литературы и является результатом интеллектуальной деятельности автора программы, его интеллектуальными правами, которые охраняются авторским правом.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора … [2, с. 23]. В большинстве случаев название программы и ее содержание являются самостоятельным результатам творческого труда автора и они, как части программы, охраняются авторским правом.

Известно, что содержание произведения должно соответствовать названию и наоборот. Тогда можно сказать, что название дополнительной образовательной программы должно соответствовать ее содержанию. Отсюда следует, что название дополнительной образовательной программы, состоящее из ряда слов, может служить первичной основой для построения ее содержанию.

По нашему мнению, название дополнительной образовательной программы выражает ее сущность, а содержание — задачи, формы и методы ее реализации. А сущность названия программы выражают составляющие ее слова. Слово является понятием многогранным.

В словаре С. И. Ожегова, слово — единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок [3, с.720].

Для анализа названия программы необходимо выделить и проанализировать ключевые слова, содержащие в названии программы. В качестве анализа ключевых слов в названии программы можно использовать их значения (толкования) из словарей, как общего, так и специального назначения. Для каждого ключевого слова из выбранного словаря выбирается его значение, которое может состоять из нескольких слов (предложения). Затем из каждого такого предложения выделяются другие ключевые слова, для которых из словаря приводятся их значения. Подобный анализ может быть продолжен и дальше до накопления необходимого объема информации. Тем самым можно получить многоуровневую структуру названия дополнительной образовательной программы, на первом уровне которой будут первичные ключевые слова названия программы, на втором уровне — выбранные ключевые слова ключевых слов первого уровня, на третьем уровне — выбранные ключевые слова ключевых слов второго уровня и т. д.

Допустим, что для первого уровня названия программы было выбрано одно ключевое слово, которое обозначим буквой А. На втором уровне названия программы у значения ключевого слова А выбраны ключевые слова А1…Аn. На третьем уровне у значения слова А1 выбраны ключевые слова — А1.1…А1.m. У значения слова, например А2, второго уровня выбраны ключевые слова — А2.1… А2.ld. У значения слова, например А3, второго уровня выбраны ключевые слова — А3.1…А3.g. У значения слова, например А4, второго уровня выбраны ключевые слова — А4.1…А4.z. Обозначения n, m, d,g, z –выражают количество ключевых слов на втором и третьем уровнях иерархии слова А.

Ограничим наше рассмотрение тремя уровнями ключевых слов, чтобы не усложнять понимаемого предлагаемого анализа. На основе приведенных выше данных можно составить модель многоуровневой системы слова А (рис. 1).

Рис. 1 Модель многоуровневой системы ключевого слова, обозначенного буквой А


Также можно составить и морфологическую матрицу, чтобы выявить возможные комбинации (сочетания) слов, которые потребуются в дальнейшем для описания содержания программы. Для представленного выше многоуровневой системы слова А матрицу связей слов можно составить виде таблицы. В головке таблицы можно привести обозначения ключевых слов первого и второго уровня: А, А1 … Аn. В боковике таблицы привести обозначения ключевых слов третьего уровня. Фрагмент построения модели морфологической матрицы приведен в табл. 1.

Таблица 1

Модель морфологической матрицы ключевых слов от ключевого слова А

Символ слова

А

А1

Аn

А1.1









А1.m





А2.1

А, А2.1








А2.d





А3.1




Аn, А3.1





А3.g





А4.1


А1, А4.1







А4.z






Теперь можно составлять различные комбинации букв, приведенных в матрице, для получения смысловых описаний на пересечении букв, например, А, А2.1 или А1, А4.1, или Аn, А3.1 и т. д. (см. табл.1).

Комбинации слов, имеющих смысловое значение, следует отбирать и заносить в банк словосочетаний для последующего анализа на предмет целесообразности дальнейшей обработки. Полученные смысловые сочетания слов следует развивать с помощью задания вопросов: что?, где?, когда?, кто?, как?, зачем? и сколько?. Модель развития смысловых сочетаний слов приведена в табл.2.

Таблица 2

Модель развития смыслового сочетания ключевых слов А, Аz

Символ слова

Вопрос

Уточнение вопроса

Ответ в форме учебной задачи

А, А4.z

Что



А, А4.z

Где



А, А4.z

Когда



А, А4.z

Кто



А, А4.z

Как



А, А4.z

Зачем



А, А4.z

Сколько




После отбора смысловых описаний и развития их с помощью семи вопросов получим не структурированное содержание дополнительной образовательной программы.

Сущность процесса структурирования состоит в выявлении системы смысловых связей между элементами дидактической единицы содержания и позволяет расположить учебный материал в последовательности, вытекающей из этой системы связей.

В соответствии с нормативным документом [1] структурирования учебного материала дополнительных образовательных программ осуществляется по разделам и учебным темам в рамках каждого раздела. Если дополнительная образовательная программа рассчитана на обучение детей на срок не более одного года, то структурирование учебного материала может осуществляться по учебным темам.

Каждая учебная тема дополнительной образовательной программы является самостоятельной учебной единицей, которая характеризуется общей функциональной направленностью и логической завершенностью. В структурном отношении каждая учебная тема состоит из ряда элементарных дидактических единиц, называемых, по определению академика А. М. Новикова, учебными задачами [4].

По нашему мнению, содержание дополнительной образовательной программы представляет собой совокупность учебных задач, структурированных по учебным темам и разделам, и размещенных в определенной последовательности в учебно-тематическом плане программы.

Структурирование учебного материала начинается с формирования учебных задач с последующим объединением их в учебные темы. После завершения структурирования учебных тем программы приступают к структурированию учебных разделов.

Учебные разделы программы структурируются путем объединения учебных тем по определенным признакам: теоретическим знаниям нужной направленности, практическим умениям и навыкам, реализующим эти знания, опыту творческой деятельности и опыту эмоционально-ценностных отношений, что соответствует реализации культурологической концепции построения содержания образовательных программ.

В качестве иллюстрации рассмотрим пример анализа названия образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист» [5].

В качестве ключевого слова в названии программы выберем слово «Журналист», которое обозначим символом (буквой) А. Для установления значения ключевого слова «журналист» и входящих в него слов, будем ориентироваться на справочник [3].

В табл. 3 приведены значение и буквенное обозначение слова «журналист», а также значения и обозначения входящих в него ключевых слов первого, второго и третьего уровней иерархии.

Таблица 3

Анализ содержания ключевых слов в названии дополнительной образовательной программы «Юный журналист»

Символ слова

Название слова

Значение слова

А

Журналист

Литературный работник, занимающийся журналистикой [3, с. 191]

А1

Журналистика

Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах [3, с.191]

А2

Занятие

То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа, а также всеобщее заполнение чем-н. своего времени [3, с. 208]

А3

Работник

Человек, который работает, трудится. Человек, работающий в какой-н. сфере трудовой деятельности [3, с. 627]

А4

Литературный (литература)

Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Совокупность произведений какой-н. отрасли знания, по какому-н. специальному вопросу [3, с. 321]

А1.1

Газета

Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни [3, с.121]

А1.2

Журнал

Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания [3, с.191]

А1.3

Деятельность

Занятие, труд. Работа каких-н. органов, а также сил природы [3, с.159]

А1.4

Публицистика

Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества [3, с. 620]

А2.1

Работа

Занятие, труд, деятельность [3, с. 627]

А2.2

Труд

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Привитие умений и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности. [3, с. 802]

А2.3

Дело

Круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-н., входит в чьи-н. задачи. [3, с. 154]

А3.1

Сфера

Область, пределы распространения чего-н. [3, с. 771]

А3.2

Человек

Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда [3, с. 667]

А4.1

Произведение

Созданный продукт труда, творчества [3, с. 600]

А4.2

Художественный

Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства [3, с. 858]

А4.3

Форма

Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Внешнее очертание наружный вид предмета. Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения. [3, с. 843]

А4.4

Письменность

Совокупность языковых и графических средств письменного общения [3, с. 509]

А4.5

Значение

Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. Важность, значительность, роль. [3, с. 227]

А4.6

Познать

Постигнуть, приобрести знание о ком-чем-н., узнать вполне. Способствующий познанию, расширению знаний [3, с. 538]

А4.7

Общественное (общество)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами общественной жизни и деятельности [3, с. 434]

А4.8

Искусство

Творческая деятельность, воспроизведение действительности в художественных образах. Умение, мастерство, знание дела [3, с.247]

А4.9

Отрасль

Отдельная область деятельности, науки, производства [3, с.469]

А4.10

Знание

Результаты познания, научные сведения. Совокупность сведений в какой-н. области [3, с. 227]


По данным табл. 3 можно построить морфологическую матрицу ключевых слов, составленную от ключевого слова «Журналист» (табл. 4). Соединение выбранных символов, одного по горизонтали, а другого — по вертикали записывается в ячейке матрицы в буквенной форме и представляет собой вариант словосочетания. Например, соединение символа А с символом А2.1 дает комбинацию А, А2.1., которую нужно ввести в ячейку матрицы. Аналогичным образом вносятся в ячейки табл. 4 все возможные варианты сочетания букв, а затем проводится отбор смысловых сочетаний и их развитие.

Таблица 4

Морфологическая матрица ключевых слов от ключевого слова «Журналист» (А)

Символы слова

А

А1

А2

А3

А4

А1.1

А, А1.1

А1, А1.1

А2, А1.1

А3, А1.1

А4, А1.1

А1.2

А, А1.2

А1, А1.2

А2, А1.2

А3, А1.2

А4, А1.2

А1.3

А, А1.3

А1, А1.3

А2, А1.3

А3, А1.3

А4, А1.3

А1.4

А, А1.4

А1, А1.4

А2, А1.4

А3, А1.4

А4, А1.4

А2.1

А, А2.1

А1, А2.1

А2, А2.1

А3, А2.1

А4, А2.1

А2.2

А, А2.2

А1, А2.2

А2, А2.2

А3, А2.2

А4, А2.2

А2.3

А, А2.3

А1. А2.3

А2, А2.3

А3, А2.3

А4, А2.3

А3.1

А, А3.1

А1, А3.1

А2, А3.1

А3, А3.1

А4, А3.1

А3.2

А, А3.2

А1, А3.2

А2, А3.2

А3, А3.2

А4, А3.2

А4.1

А, А4.1

А1, А4.1

А2, А4.1

А3, А4.1

А4, А4.1

А4.2

А, А4.2

А1, А4.2

А2, А4.2

А3, А4.2

А4, А4.2

А4.10

А, А4.10

А1, А4.10

А2, А4.10

А3, А4.10

А4, А4.10


Рассмотрим, например, на предмет развития комбинацию слов А, А2.1, которая означает: «журналист, работа» или можно сказать «работа журналиста» (табл. 5).

Таблица 5

Фрагмент развития отобранного словосочетания «Работа журналиста»

Символ слова

Вопрос

Уточнение вопроса

Ответ в форме учебной задачи

А А2.1

Что

такое

Виды работ журналиста

А А2.1

Где

ведется

Рабочее место журналиста

А А2.1

Когда

выполняется

Рабочее время журналиста

А А2.1

Кто

управляет

Органы управления организации

А А2.1

Как

выполняется

Содержание работы журналиста

А А2.1

Зачем

желает

Престижность работы

А А2.1

Сколько

Ценится

Условия оплаты труда журналиста


После применения вопросов развития для отобранного словосочетания «Работа журналиста» получаем семь разных элементов или учебных задач содержания программы.

Таким образом, на основе данных табл. 4 можно осуществить отбор множества смысловых словосочетаний и после применения к ним семи вопросов (табл. 5) получить не структурированное содержание программы.

Полученные в табл. 5 учебные задачи следует структурировать в учебные темы. Можно учебные задачи «Рабочее место журналиста», «Рабочее время журналиста», «Условия оплаты труда журналиста» объединить в учебную тему — «Условия и оплата труда журналистов». Учебные задачи «Престижность работы журналиста», «Виды работ журналиста» и «Содержание работ журналиста» можно объединить в другую учебную тему — «Журналистская деятельность». «Управление работой журналистов» можно выделить в учебную тему — «Управление издательской деятельностью».

Для реализации культурологического подхода следует учебные темы «Условия и оплата труда журналистов» и «Управление издательской деятельностью» отнести к теоретическим знаниям, а учебную тему «Журналистская деятельность» — к теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам.

Однако после проведенного исследования возникает вопрос, а может разработанные учебные темы с учебными задачами получили рассмотрение и в действующей образовательной программе дополнительного образования детей «Юный журналист»?

Для сравнения приведем названия учебных тем из данной образовательной программы:

1. Введение в программу; 2. История российской журналистики; 3. Журналистика как профессия; 4. Функции журналистики; 5. Требования к журналисту; 6. Формирование жанров журналистики; 7. Знакомство с оформительским делом; 8. СМИ — воспитатель гражданственности; 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. 10. Подведение итогов работы объединения.

Как можно заметить, разработанные в ходе настоящего исследования учебные темы «Условия и оплата труда журналистов» и «Управление издательской деятельностью» в образовательной программе дополнительного образования детей «Юный журналист» не получили должного применения. Содержание предложенной темы «Журналистская деятельность» гораздо шире и глубже по знаниям, умениям и навыкам, чем содержание учебных тем № № 4,5,6 в действующей программе.

В заключение следует отметить, что предложенная методология анализа ключевых слов в названии программы дополнительного образования детей может служить одним из инструментов реализации культурологического подхода при проектировании содержания новых образовательных программ.


Литература:

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 176 с.

  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.

  4. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. – 176 с.

  5. Селюта И. Л. Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Selyuta_programma_zhur.doc

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle