Библиографическое описание:

Пискунова Е. Н. Формирование языковой личности студентов-нефилологов в контексте лингвокультурологической концепции обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-162.

Аннотация: статья посвящена исследованию процесса формирования языковой личности студентов в контексте лингвокультурологического подхода, реализуемого в практике обучения гуманитарным дисциплинам в технических вузах, прежде всего это обучение русскому языку и культуре речи, риторике.

Ключевые слова: языковая личность, лингвокультурология, лингвокультурологическая концепция обучения.


Основной целью работы является исследование процесса формирования языковой личности студентов негуманитарных вузов в контексте лингвокультурологического подхода. Актуальность обусловлена антропоцентрической направленностью современной лингвистической науки, высоким уровнем интереса к проблеме взаимосвязи языка и культуры, что стало предметом изучения новой интегрированной отрасли языкознания — лингвокультурологии. Основные положения лингвокультурологии реализуются в лингводидактике. В настоящее время активно разрабатываются и эффективно внедряются в систему высшего и школьного лингвистического образования методы и приемы лингвокультурологической концепции обучения русскому языку.

Антропоцентризм выражается в особом внимании к языку и речи, так как через них человек может реализоваться как языковая личность. В последние годы понятие «языковая личность» приобрело особую актуальность, оно связано со способностью человека общаться, создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными коммуникативными задачами, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь в разных сферах общения. Под «языковой личностью» понимают совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения. Кроме того, языковая личность рассматривается как национально-культурный прототип носителя определенного языка, формируемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций [1, с.64]. Можно сказать, что языковая личность существует только в пространстве культуры, что в свою очередь отражается в сознании на разных уровнях (научный, бытовой), поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры и т. д.

Главный посредник в межкультурном коммуникационном процессе — это язык, кроме того, язык является и главным выразителем самобытности той или иной культуры. Эти понятия неразделимы. По словам Э. Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык — это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления [5, с.259]. Также Э. Сепир отмечает, что значимость лингвистических данных для антропологии и истории культуры давно уже стала общепризнанным фактом. В процессе развития лингвистических исследований язык доказывает свою полезность как инструмент познания в науках о человеке и в свою очередь нуждается в этих науках, позволяющих пролить свет на его суть [там же].

В процессе обучения русскому языку, культуре речи и риторике в техническом вузе студенты должны осознать значимость языка как формы выражения национальной культуры, получить возможность совершенствовать знания о закономерностях развития данной системы, её функционирования, формируя на этой основе устойчивые умения и навыки нормативного, уместного и этичного использования языковых средств во всех сферах деловой и межличностной коммуникации.

В связи с вышеизложенным современному преподавателю лингвистических дисциплин становится трудно ограничиваться лишь своим традиционным предметом. Изучение русского языка и культуры речи, риторики должно строиться на объединении тех интересов, которые связывают лингвистику с антропологией и историей культуры, социологией, психологией, философией. Данное положение мы реализуем в процессе обучения через содержание той или иной дисциплины, а также посредством участия студентов в различных культурно-массовых, общественных и научно-исследовательских мероприятиях.

По мнению Э.Сепира, язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры. В некотором смысле система культурных стереотипов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию. Язык — это путеводитель в «социальной действительности». Хотя язык обычно не считается предметом особого интереса для обществоведения, он существенно влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе [5, с.260]. Представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире, по существу, без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления и коммуникации, — это всего лишь иллюзия. В действительности же «реальный мир» в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы [5, с.262].

Как уже говорилось, современные образовательные программы обладают антропоцентрической направленностью, что делает особенно актуальной проблему создания и понимания текстов, которая неразрывно связана с языком, языковой способностью человека, языковыми знаниями, а также актуальным становится понимание процесса исторического развития языка, что позволяет глубже рассматривать наиболее фундаментальные проблемы человеческой культуры.

В условиях обучения в техническом вузе именно знание языка и совершенствование языковых способностей дает возможность воспринимать все учебные дисциплины, реализовать творческий потенциал личности в соответствующей предметной области.

Существующие сегодня образовательные программы, признающие приоритет личности обучаемого, непременно должны учитывать то, что в структуре языковой личности значимым оказывается соотношение знания языка и знаний о языке. Язык — это в первую очередь продукт социокультурного развития и средство осуществления речевой коммуникации, и поэтому процесс обучения лингвистическим дисциплинам должен строиться на понимании студентами того, что язык представляет собой феномен культурно-исторического развития человека.

В период обучения в вузе студенты в максимальной степени вовлечены в социально-культурную деятельность, связанную с восприятием, переработкой и созданием множества текстов разных стилей и жанров. Это требует от студентов интенсивной самостоятельной работы над коммуникативно-речевыми навыками. При этом дисциплины «Русский язык и культура речи» и «Деловая риторика» составляют основу для развития и формирования культуры речи и лингвистической компетентности обучающихся, что является фундаментом для становления языковой личности. Безусловно, данный процесс должен происходить комплексно и во взаимодействии [4, с.130].

М. Р. Львов пишет: «Термин «культура речи» должен охватывать немалое число своих, речевых требований, вытекающих из личностных качеств говорящих, общающихся людей, — не языковых, а кинетических, интонационных и прочих средств дискурса. Нельзя рассматривать и оценивать культуру речи вне дискурса, без учета говорящей личности, других участников диалога, всей ситуации. Владеть этим гораздо труднее, чем правилами языковой нормы» [2, с.6]. Это ещё раз доказывает, что важнейшая составляющая языковой личности — общекультурная, которая включает сотрудничество и взаимоуважение, активность в речевом общении, умение слушать и слышать, знание этикета в сфере повседневного и делового общения, умение расположить к себе человека, убедить, доказать, аргументировать, которые позволяют студентам успешно использовать их в процессе предметного обучения [4, с.64].

Речевое общение носит культурологический характер, что непременно отражается на культуре учебной деятельности студентов и во многом определяет её эффективность. Очень часто студенты не обращают должного внимания на это, а между тем, речевое поведение — это визитная карточка любого человека. Культура речевого поведения включает владение специальными речевыми умениями и навыками, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру общения. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. В то же время общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения (например, самоконтроль, учет возрастных особенностей) и требования к речи в любых ситуациях общения [4, с.63].

Построение учебного процесса на принципах лингвокультурологической концепции носит и воспитательный характер. Так, в ходе продуктивного речевого взаимодействия как в процессе предметного обучения, так и вне его (культурно-массовые, спортивные, общественные мероприятия, научные конференции, научные семинары, научные конкурсы и т. д.) у студентов происходит формирование культурно-ценностных ориентаций по отношению к обучению, к окружающим, к самому себе, к социальной деятельности с позиций гуманистических принципов. Всё это составляет основу гармоничного воспитания и развития и, следовательно, базис формирования языковой личности студентов в условиях обучения в негуманитарном вузе.

Параметры языковой личности, как отмечает Маслова В. А., только начинают разрабатываться. Она характеризуется определенным запасом слов, имеющих тот или иной ранг частотности употребления, которые заполняют абстрактные синтаксические модели. Если модели достаточно типичны для представителя данного языкового коллектива, то лексикон и манера говорения могут указывать на его принадлежность к определенному социуму, свидетельствовать об уровне образованности, типе характера, указывать на пол и возраст и т. д. Языковой репертуар такой личности, деятельность которой связана с выполнением десятка социальных ролей, должен быть усвоен с учетом речевого этикета, принятого в социуме [3, с. 119]. Отметим, что языковая личность студентов негуманитарных вузов не возникает и не существует сама по себе, её появление и развитие возможно только в контексте культуры, что должно транслироваться через содержание лингвокультурологической концепции обучения (прежде всего обучения русскому языку и культуре речи, риторике, культурологии) и что должно отражаться в стратегиях и нормах поведения, общения, в индивидуальном использовании языковых средств в речи, то есть в активной речемыслительной деятельности, построенной в соответствии с принципами, заданными определенной этноязыковой культурой, а самое главное — в культурно-ценностном отношении к ним самого человека.

Итак, формирование языковой личности студентов-нефилологов происходит главным образом в ходе изучения гуманитарных дисциплин, прежде всего русского языка, культуры речи, риторики, если данный процесс имеет в своем содержании культурологический компонент, предусматривающий освоение культуры как эффективного средства повышения интереса к языку, что в свою очередь выражается в освоении правил и традиций речевого и неречевого поведения, способствующих формированию мировоззренческих установок и ценностных ориентаций студента, а также навыков адекватного употребления языковых единиц с целью эффективного воздействия на партнера по коммуникации в любой ситуации.


Литература:

  1. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] /С. Г. Воркачев// Филологические науки.– 2001.– № 1.– С. 64.

  2. Львов, М. Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) [Текст] /М. Р Львов //Русский язык и культура речи. — 2006. — № 4. –С.6.

  3. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. [Текст]/ В. А. Маслова.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.

  4. Пискунова Е. Н. Формирование лингвистической компетентности студентов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Пискунова Е. Н. [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова].- Димитровград, 2010.– 231 с.

  5. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст] /Э. Сепир.– М.: Прогресс, 1993. — С. 259.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle