Библиографическое описание:

Галицкая Л. В. Роль социального проектирования в становлении личности учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 82-83.

Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:

Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.

Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.

В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).

Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, знакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:

Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации «компьютерного» обучающегося к существованию в социуме.

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.

В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.

Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.

Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).

Ученический и педагогический коллектив нашей школы участвует в проектной деятельности с 2003 года. Создаются локальные проекты группы для работы над каким-либо проектом. Однако с каждым новым проектом составы групп меняются. Участие каждой из групп является однократным, но тематика проектов носит общешкольную гражданско-патриотическую направленность «Растим гражданина — воспитываем патриота». Было проведено обучение классных руководителей основам социального проектирования.

В 2003 году в школе разработана опытно-экспериментальная программа «Социально-педагогический компонент как условие реализации компетентностного подхода в образовательной школе». Была сформирована группа из числа классных руководителей по созданию проектов, обеспечивающих взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитательного процесса, усилению социального компонента в инновационной деятельности школы. В 2006 году эта группа приняла участие в работе IV Всероссийской конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: становление учителя, становление педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности». Классным руководителям вручены грамоты.

В школе продолжается целенаправленная работа по внедрению активных воспитательных технологий в воспитательную практику класса, группы. В 2009 году прошел городской семинар заместителей директоров по воспитательной работе по теме: «Проектная деятельность классного руководителя как системообразующий компонент воспитательной системы класса». Для формирования четкого представления о видах проектной деятельности у учащихся, им предлагается определять направленность своих проектов:

Информационная — анализ и обобщение информации и предоставление для широкой аудитории.

Исследовательская — решение исследовательской задачи, с наличием основных этапов.

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих приемов.

Результатом работы классных коллективов в проекте можно считать:

  • Формирование сильного актива класса.

  • Качественное изменение личностных характеристик лидеров класса.

  • Положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни.

  • Происходит смена внутренней позиции учащихся.

  • Заметно формирование основных нравственных качеств, в регуляции поведения действуют определенные социальные нормы.

Мониторинг использования классными руководителями проектного подхода показывает, что 29 из31 (90 %) работают по инновационной технологии в 2011–2012 учебном году.


Литература:

  1. Мудрик, А. В. Что такое социализация? /А. В. Мудрик //Классный руководитель.- 2009.-№ 8.-С.29–34

  2. Созонов, В. П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания /В. П. Созонов //Классный руководитель.-2009.-№ 8.-С.35–46

  3. Паршина, М. Методика для изучения степени социализации личности учащегося /М. Паршина //Школьное планирование.-2008.-№ 6.-С.88–90

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle