Библиографическое описание:

Малькова Н. В. Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 56-60.

В последние годы все большее внимание уделяется проблеме предшкольной подготовки» детей. При решении этого вопроса сочетаются теоретические построения с одной стороны и практический опыт с другой. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л. И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием «готовности» к обучению в школе. Она рассматривает «готовность к обучению» — как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых необходимо для участия в организованном обучении в школе. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. По мнению зарубежных психологов: А. Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  • мотивационная (личностная),

  • эмоционально-волевая,

  • интеллектуальная.

Мотивационная готовность — наличие у ребенка желания учиться. В исследованиях А. К. Марковой, Т. А. Мати, А. Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

  1. Социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений.

  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает формирование у детей качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Формирование эмоционально — волевой готовности будущего первоклассника требует серьезного внимания. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, программа. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Интеллектуальная готовность к обучению детей в школе — это определенный уровень интеллектуального развития, обеспечивающий способность ребенка понимать и решать учебные задачи. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием, творческим воображением. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.

Таким образом, результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитиюсоциальному, личностному, познавательному, а так же интеллектуальная готовность, которая предполагает:

  • формирование памяти и воображения, эти психические функции являются главными психическими новообразованиями предыдущих периодов. Развитие словесно-логической памяти с соответствующими приемами запоминания;

  • созревание аналитических психологических процессов, овладение навыками мыслительной деятельности; обобщенными формами мышления и основными логическими операциями;

  • формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности: умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;

  • овладение планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу;

  • превращение воображения из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое. Соединение его с мышлением, включение в процесс планирования действий, что способствует приобретению осознанного, целенаправленного характера деятельности.

В предшкольный период немало важную роль играет формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях — вот те задачи, которые являются актуальными в современном обществе.

В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Огромную тревогу испытываем за ее самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Необходимость введения в систему занятий с детьми дошкольного возраста курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уже очевидна всем. Именно поэтому используется в работе программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Таким образом, появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте. Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Дети — одна из наиболее уязвимых групп населения. Они становятся объектом различных преступлений в силу своей беспомощности, доверчивости, физической слабости, да и просто незнания жизни. Живя в многоликом мире детям трудно отличить хороших людей от плохих. В жизни же злоумышленники выглядят как обычные люди.

Оставаясь дома одни, дети беспечно открывают дверь, посторонним людям пообещавшим им что — то интересное. Беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то стоит. Сообщают свой адрес по телефону незнакомым людям, садятся в лифт со злоумышленниками, не задумываясь над последствиями.

И это лишь небольшой перечень ошибок, которые допускают дети.

Поэтому обучение детей личной безопасности при контакте с незнакомыми людьми является одной из актуальных проблем, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители.

Как же научить ребенка осторожности?

Ориентируясь на данную проблему и то, что дети скоро пойдут в школу и будут оставаться дома одни, начали работу над темой «Содействие становлению социальной адаптации детей дошкольного возраста в предшкольный период».

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы: если правильно организовать работу по формированию коммуникативных навыков, основ безопасного поведения в общении со сверстниками и взрослыми, во взаимодействии семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по данной теме.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель: разработка основ воспитания дошкольников, способствующего становлению позитивной социализации будущего школьника, формирование умений и навыков безопасного межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми».

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • способствовать становлению и развитию разных форм личной активности ребёнка: практической, коммуникативной, когнитивной;

  • формировать и развивать у детей способность адаптироваться в окружающей среде: способность понимать и обучаться на опыте, приобретать и сохранять знания, способность быстро и правильно реагировать на новую ситуацию, умение рассуждать при выборе стратегии действия, меры успешности;

  • развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, формирование потребности в безопасном общении, развитие самоконтроля безопасного поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения;

  • развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции), закрепить навык пользования речевыми этикетными формулами;

  • подобрать методический инструментарий, который поможет педагогам в совместной деятельности с детьми, реализовать поставленную цель;

  • привлечь родителей к совместной работе.

Обоснование деятельности работы

Данный опыт работы призван помочь педагогам в решении социальной адаптации, коммуникации, проблем воспитания безопасного поведения ребенка дошкольного возраста при общении с ровесниками и взрослыми. Ознакомление дошкольников с возможными реальными опасностями пребывания дома без родителей дает им эмоциональный выход их активности, акцентирует внимание на потенциальную опасность окружающих и соблюдение осторожности при общении с ними. Учит находить выход из трудной ситуации, быть находчивыми и бдительными. Эти знания разумного поведения в дальнейшем пригодятся будущим первоклассникам, когда они будут оставаться дома одни. Помочь родителям осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране жизни детей.

В ходе работы в данном направлении была создана соответствующая предметно-развивающая среда:

В группе создан «Уголок безопасности», в котором размещены: альбомы («Если чужой приходит в дом», «Ребенок и чужой человек» и др.), дидактические игры («Хорошо-плохо», «Кому ты откроешь дверь?»), картины для рассматривания «Опасности дома», «Внешность может быть обманчива», «Ребенок и старшие приятели»), детская художественная литература.

Проведены мероприятия, решающие задачи данной темы.

  • Ежедневные «минутки безопасности».

  • Обучение воспитанников нормам речевого этикета: (приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, поддержке, услуге, благодарность, принятие благодарности, извинение, принятие извинения, отказ, слушание, развернутое высказывание).

  • Создание книжек — малышек по «Основам личной безопасности».

  • Тренинги — «особое значение для отрабатывания практических навыков защитного поведения в различных опасных ситуациях» («Ребенок и другие люди», «Ребенок и чужие люди»).

  • Разработано и реализовано перспективное планирование по формированию безопасного поведения у дошкольников.

  • Игры — драматизации по сказкам и произведениям детской художественной литературы.

  • Сказка является тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказать детям об отрицательном в жизни и провести параллели с современной действительностью.

Рис.1 Дидактическая игра «Кому ты откроешь дверь?»


  • Метод наглядного обучения — закрепить у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей. Использовала примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

  • Взаимодействие с семьей — важная составляющая в педагогической деятельности. Круг проблем, связанных с безопасностью, невозможно решить в рамках группового пространства, поэтому так важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. В работе по привитию навыков безопасного поведения большое значение имеет положительный пример родителей и окружающих взрослых. Родители регулярно получают различного рода консультации по формированию практических навыков безопасного поведения дома у детей дошкольного возраста. Использую различные формы работы, такие, как беседы, консультации, анкетирование, изготовление игр и пособий, выполнение домашних заданий. Домашние задания выполняются детьми вместе с родителями после проведенного занятия по какой-либо теме, организация различных мероприятий с участием родителей КВН «Моя безопасность», где в качестве примеров опасных ситуаций рассматривались отрывки из мультипликационных фильмов, выпуск наглядной агитации в виде памяток, информационных бюллетеней, буклетов.

  • Выпуск информационного буклета по личной безопасности — «Зачем нужны запреты» и бюллетеня «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми» являются одной из эффективных форм работы с родителями.

Заключение

Одной из главных задач педагогов ДОУ является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, содействие становлению социальной адаптации детей дошкольного возраста в предшкольный период.

Задачи этого образовательного направления планомерно решаются через все виды деятельности детей — развитие познавательных способностей и речи, рисование, знакомство с художественной литературой, тренинги, игры — что не создает дополнительной нагрузки для детей. Обучение осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Действительно, при правильно организованной работе по формированию коммуникативных навыков, основ безопасного поведения в общении со сверстниками и взрослыми, во взаимодействии семьи и детского сада, формировании педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по данной теме.


Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 17–21с.

  2. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе. — М., 2006.- 8–15с.

  3. Белая, К.Ю., Зимонина, В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: «Просвещение», 2001. — 31–45с.

  4. Богачёва, О., Дубигин, Ю. «Школа вежливости», М., АСТ.- 23–28с.

  5. Рулеев, М. А. Статьи по теме «Личная безопасность» — 59–64с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle