Библиографическое описание:

Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.

Образование является стратегическим ресурсом общества из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление — основа понимания современного динамичного развивающегося мира, его целостности и соподчинённости.

Школа, как социальный институт, призвана помочь семье воспитать человека, обладающего целостным мировосприятием, сформировать у него основы кросс-культурной грамотности (осознание ценностей своей культуры в контексте общемировой), связанной с выработкой ценностного отношения к культурам народов мира, среди которых частью является собственная культура. Благодаря такому подходу выстраивается целая система изучения глобальных проблем современности, которые являются интегратором содержания всех учебных предметов.

Сегодня большинство обучающихся воспринимают информацию по каждому предмету абстрагировано от других, не прослеживается умение обобщать знания, полученные на всех предметах школьного курса и, как следствие, не формируется целостная картина мира. Вот почему проблема формирования глобального мышления у школьников, как системы, которая ориентирует на воспитание нового целостного виденья мира и места человека в нём — актуальна.

Цель формирования глобального мышления у обучающихся — это создание условий для понимания целостности мира и взаимосвязи в нём, через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Учёба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям выпускника. Сейчас необходимы люди критически мыслящие, способные ставить исследовательские вопросы, формулировать гипотезы, искать решения и анализировать. Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира школьников [6, стр.3]. Главным результатом педагога учебно-исследовательской работы должны стать приобретённый обучающимися опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые исследовательские знания, умения и навыки. Именно поэтому огромную роль в моей педагогической деятельности я отвожу организации написания исследовательских творческих работ детьми.

Л. И. Булавинцева отмечает, что важным в развитии творческих способностей является построение учебного процесса в соответствии с логикой научного познания [1, стр. 45], этим требованиям отвечает и проектная деятельность.

Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно — ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов подразумевают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем [2, стр. 14].

Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний [3, стр. 5].

Метод проектов позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы [4, стр. 292].

Рассматривая проектную деятельность в образовательном процессе, следует отметить, что цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя — формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм её достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты, учащихся.

Таким образом, согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (ОСНОВНАЯ ШКОЛА) ученик получает возможность в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности научиться:

  • самостоятельно задумываться, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

  • использовать некоторые методы получения знаний на основе анкетирования;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Выпускник научиться:

  • планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы [5, стр. 33].

При написании проектов, исследовательских работ обучающиеся, на моих уроках биологии для решения поставленной проблемы должны обладать всей суммой знаний о естественных и социальных закономерностях, при этом школьники оперируют компетенциями смежных, пограничных наук с биологией. В результате чего, формируется у обучающихся глобальное мышление, позволяющее воспринимать мир целостно и находится в процессе саморазвития. Таким образом, на мой взгляд, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель биологического образования — развитие у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

Без широкого знания биологии сегодня невозможно успешное развитие всего нашего общества. Современная биология это система экспериментальных и точных дисциплин, она составляет теоретическую основу медицины, сельского хозяйства, проникает во многие отрасли промышленности и народного хозяйства; от достижения биологических наук зависит решение многих проблем связанных с освоением космоса.

Системно деятельный подход лежит в основе организации учителем на своих занятиях исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Именно такая деятельность позволяет учащимся овладеть универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться, помогает ученику осуществить переход от действия к мысли, к глобальному мышлению.


Литература:

  1. Биология в школе 9/ 2009.

  2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы. Под ред. д. ф.-м. н., проф Е. Я. Когана. — Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

  3. Михелькевич В. Н., Полушнина Л. И. Проектные технологии обучения: Методическое пособие. Самара — 2002.

  4. Павлова М. Б., Питт ДЖ., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под ред. Сасовой И. А. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.

  6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle