Библиографическое описание:

Шайдулина Т. Н., Кошелев А. А., Осьминин С. Р., Невзоров П. П. Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающихся, занимающихся спортом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 18-20.

Теория и практика формирования самостоятельности и культуры самостоятельной работы обучающихся определяется потребностью общества, состоятельностью идей о способности, возможности формирования потребностей, склонностей, предпочтений в деятельности обучающихся, формами, методиками и технологиями формирования модели продуктивной деятельности в спорте, науке, искусстве [1–10], которое осуществляется через предоставление большей свободы и уровня самостоятельной работы.
Выявленные два диаметрально противоположных метода и вида обучения (репродуктивный и продуктивный), до сих пор ведут борьбу за реализацию своих идей в среде науки, культуры, искусства, спорта, системы полисубъектных отношений, реализующих различные направления педагогической деятельности — это и воспитание, и обучение, и развитие, и образование, и социализация, и адаптация, и самоопределение, и самоутверждение, и самореализация и пр. Специфика выбора видов обучения, а также системы методов, форм, средств, методик и технологий в рамках общепедагогического и частнопредметного знания никогда не будет неактуальной, т. к. появление новых средств нашей культуры, техники, науки, искусства всегда порождает новые виды обучения или взаимодействия, системно трансформирующие и опыт деятельности, и модели взаимоотношений, и появление продуктов деятельности. Единство репродуктивного и продуктивного обучения предусматривает использование всех видов деятельности, а, следовательно, организацию более качественного обучения в системе среднего и высшего образования, а в зависимости от потребностей и целей педагогического взаимодействия — выбирают тот или иной вид обучения со своей специфически определенной совокупностью методов, средств и форм организации занятий. В рамках данных видов обучения и осуществляется процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.
В структуре репродуктивной деятельности особенность формирования культуры самостоятельной работы сводится к формированию основных способов фиксации информации, обусловленных возможностью и способностью ученика в первичной фиксации учебного материала, сворачивании и разворачивании дидактического материала как вторичного ресурса, предопределяющего его понимание, в структуре которого есть результат сформированности мотивов, достижения целей, обоснованность выбора модели деятельности, а также модели социализации и самореализации.
Специфика организации научной и учебной деятельности обучающегося занимает достойное место в системе формирования знаний, умений, навыков, компетенций [10]. Так, каждый учитель-предметник разрабатывает и использует рациональные приемы изучения определённого материала в соответствии с системой ограничений и возможностей обучающегося и социально-образовательного пространства. В структуре предмета «физическая культура» — это не только правила организации и выполнения режима дня, но и система различных тренировочных занятий, саморазвития, самосовершенствования.
В структуре гуманитарных и естественно-научных дисциплин — это совокупность приемов запоминания, фиксации информации, вариантов сворачивания и разворачивания дидактического материала, способы, формы и методы организации поиска в традиционных и новых информационных ресурсах, использование знания методологии и других общепедагогических ресурсов современного воспитательно-образовательного пространства
Возможность и проблема выявления и разработки методов, приемов, форм, средств, технологий формирования самостоятельной работы обучающегося/школьника представляет собой систему единиц гносеолого-функциональной модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, предопределяющих становление личности, ее самореализацию и социализацию.
Методы и приемы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося представляют собой специфически выбираемые пути, способы создания и реализации условий оптимального получения дидактического материала в соответствии с системой ограничений и возможностей субъектов воспитательно-образовательной деятельности и среды, предопределяющей направления реализации моделей саморазвития, самореализации и социализации. В данном гносеолого-дидактическом направлении используются в различных предметах совокупность методов развития творческих способностей. Для ФК существует своя специфическая выборка из данной совокупности.
Формирование культуры самостоятельной работы в структуре занятий ФК определяет возможность получения определенно высокого результата, — такие обучающиеся (в дальнейшем студенты) показывают высокий уровень сформированности общеучебных ЗУН-ов и компетенций, потребности в самореализации и саморазвитии, самосовершенствовании и самоутверждении [2, 4, 6, 7,9,10], т. к. теоретические особенности формирования культуры самостоятельной работы связаны с продуктивностью деятельностью, данный аспект используется в выявлении и измерении особенностей социализации, самореализации обучающихся в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Обычно уровень социализации и самореализации обучающихся выше, чем в структуре педагогической деятельности качественнее осуществлялась работа педагогов в организации социально-педагогических мероприятий, позволяющих обучающимся проявить свою активность и креативные способности.
Природа формирования культуры самостоятельной работы всегда лежит в области гибкого реагирования развивающейся личности на поиск и решение проблем, дилемм, противоречий и задач полисубъектного, гносеолого-герменевтического, дидактико-деятельностного, аксиолого-акмеологического и прочих аспектов притязаний и реализации состоятельных актов деятельности и общения в соответствии с социальным статусом, уровнем профессионализма и достижений, гуманизма и практики социальной работы в системе культурно-исторических отношений.
Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося может идти двумя путями — 1) стихийным, неорганизованным педагогической деятельностью старшего поколения и 2) системно реализующем идеи и нормы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования и пр., где личность включена в систему поиска решения основного противоречия «хочу-могу-надо-есть», эффективность такого рода деятельности тем выше, чем объективнее выявление и реализация всех аспектов единиц выше сформированной цепи, т. е. единиц, выступающих в качестве процессов, продуктов, средств, результатов и пр. какого-либо направления педагогического знания и практики.
В оценке сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося необходимо учитывать три фактора: 1) наследственность и врожденные качества личности с индивидуально-типологическими особенностями; 2) возможностей и норм социальной среды, предопределивших появление, становление, формирование и развитие личности; 3) роль и место педагогической практики педагогов и родителей в реализации условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.
Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников сведены [11] к следующим:
Микроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося на одном предмете в одном классе):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • соблюдение правил поведения в классе;
  • использование разнообразных форм и методов самовыражения;
  • активное участие в жизни класса;
  • моделирование портфолио на микроуровне.
Мезоуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося внутри школы, ее требований и условий самореализации и взаимодействия):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • соблюдение устава школы, ее правил и специфики взаимоотношений;
  • участие в различных формах культуры самостоятельной работы по предметно и сообразно возрасту и развитию;
  • моделирование портфолио на мезоуровне.
Макроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, выходящий за пределы общеобразовательной школы):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • выступление на различного рода формах состязаний и соревнований, иллюстрирующих уровень саморазвития и самореализации в спорте, искусстве, науке, культуре и пр.;
  • моделирование портфолио на макроуровне.
Качественные преобразования модели социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах обеспечивают сохранение уровня здоровья, создание условий для не только потребления материальных и моральных благ, но и для их производства, что немаловажно в современном социокультурном пространстве, отражение результатов сформированности КСР обучающихся возможно в портфолио, а студентов-педагогов по ФК — в профессионально-педагогических кейсах им презентациях «Я –профессионал» [2, 6].

Литература
  1. Кошелев, А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Europan Soucial Science Jornal. –2011. — № 6. — С.210–217.
  2. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.
  3. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–615–9.
  4. Кошелев, А. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Вестник педагогических инноваций. Учредитель ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. — 2011. — № 1. — С. 90–106.
  5. Кошелев, А. А. Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2012. — № 6. Т. III. — С.398–400.
  6. Горбунова, И. А. Возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога: методология и методы ее исследования / И. А. Горбунова, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // Вестник КузГПА. — 2012. — 6(20). — 9 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/92/)
  7. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы как феномен социально-образовательных инноваций / О. А. Козырева // Вестник КузГПА. — 2010. — № 3 (март). — 21 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/16/)
  8. Козырева, О. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы / О. А. Козырева, А. А. Кошелев // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 11 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/)
  9. Кириенко, С. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею / С. А. Кириенко, О. А. Козырева, П. П. Невзоров, Т. Н. Шайдулина // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 10 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/)
  10. Кошелев, А. А. Взаимосвязь механизмов и моделей социализации личности в процессе саморазвития и самореализации / А. А. Кошелев, А. Е. Грибова, О. А. Козырева // Социально-экологическая среда: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. — С. 255–257.
  11. Кошелев, А. А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы обучающихся средних общеобразовательных школ / А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Ч. VІІ. — С. 12–19.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle