Библиографическое описание:

Щербинина О. С., Макарова Л. Ф. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 78-81.

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческость, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.

Данная проблема в настоящее время озвучена на федеральном уровне. Так, выдвинутая Президентом РФ национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы сопровождения одарённого ребенка. В законе РФ «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования сформулировано обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Кроме того, статья 5 Закона РФ «Об образовании», провозглашающая право на образование и государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, гарантирует содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. Все перечисленные положения стимулируют развитие системы работы с одаренными детьми и научного осмысления существующего опыта в этой области.

Работа с одаренными детьми — процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка.

«Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит служить опорой для крепости, подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой — всему, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действия, которые не дают прекратиться, нарушиться тому, что движется, изменяется, находится в динамике, развитии [1]. Тем самым поддерживается то, что является положительной заданностью, а также стремление к самостоятельности, саморазвитию и движению. Поддерживать и развивать, по мнению Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова, следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также его индивидуальность [3].

Для педагогической поддержки важно, чтобы в решении собственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально самостоятельно. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения, направляя свои усилия на создание условий, при которых ребенку хотелось бы пробовать свои силы в решении проблемы.

В педагогической поддержке проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка — стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога — оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив. Особое значение поддержка приобретает в работе с детьми «группы риска».

Одаренные дети, наряду с безнадзорными детьми; детьми, имеющими ограниченные возможности; детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и другими категориями детей, входят в «группу риска». При этом их основная отличительная особенность заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является социально-педагогическая поддержка детства.

Понятие «социально-педагогическая поддержка» введено недавно и получило развитие в работах О. С. Газмана и Н. Б. Крыловой, а также других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

Л. В. Мардахаев определяет социально-педагогическую поддержку как деятельность социального педагога по оказанию превентивной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности [4].

С учетом специфики проблемы можно сказать, что социально-педагогическая поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности, ее индивидуальности, ее самопроцессах: самодеятельности и саморазвития, самопознания, самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, самовыражения, самореализации, то есть на самодвижении индивида в решении конкретной задачи.

Следует отметить, что в силу малоизученности самого понятия «социально-педагогическая поддержка» недостаточно разработаны теоретические основания и технология социально-педагогической поддержки одаренных детей.

В качестве цели социально-педагогической поддержки одаренного ребенка можно назвать создание в рамках объективно данной среды условий максимального в данной ситуации личностного развития, а также облегчение педагогом процесса преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих успешной социализации. Достижение поставленной цели имеет свою специфику в разных регионах РФ, разных типах учреждений и сопровождается рядом трудностей.

Первой образовательной ступенькой в развитии ребенка становится дошкольное образовательное учреждения. Данный период является очень важным и благоприятным для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика и констатируют исследования, реализуются слабо. Во многом это связано с долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а также с отсутствием у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. При этом работу нужно выстраивать с учетом особенностей проявления одаренности у детей раннего и дошкольного возраста.

Приоритетной концепцией при определении одаренности дошкольников является концепция А. М. Матюшкина, в которой одаренность трактуется как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных» [2]. По мнению автора «творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления».

Данная идея легла в основу организации работы с детьми в МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73». Наряду с реализацией инвариантной части образовательной программы, с дошкольниками организуется работа по вариативной части программы (региональный компонент — программа «Юный Костромич»; приоритетное направление работы — правовое воспитание), а также реализуются дополнительные образовательные услуги.

В течение нескольких лет коллектив МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73» ведет интегративную работа по охране и защите прав ребенка, которая привела к разработке проекта «Создание системы работы по охране прав ребенка в условиях ДОУ». В рамках проекта педагоги детского сада в тесном взаимодействии с семьей работают над созданием правового пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения через разработку модели «Ребенок-семья-социум». Реализация данной идеи обусловила возможность проведения просветительской, профилактической, коррекционной деятельности по формированию правовой культуры детей, родителей, педагогов.

Полученные результаты работы по проекту послужили основанием открытия на базе МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73» опорной площадки по теме «Охрана прав ребенка в условиях ДОУ». Цель деятельности опорной площадки — оказать научно-практическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям в организации и совершенствовании работы всех участников педагогического пространства по защите и охране прав детей в условиях ДОУ, внедрение опыта работы опорной площадки в массовую практику.

В МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73», как и в большинстве образовательных учреждений, воспитанниками являются разные дети, права которых, несмотря на все особенности развития, требуют создания условий для решения всех возрастных задач развития воспитанников. Разнообразие видов деятельности, предлагаемых дошкольнику в МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73», помогает ребенку найти свою «нишу», найти и раскрыть свои способности. Все это способствует выявлению и развитию одаренных детей в данном образовательном учреждении.

Два года в МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73» работает кружок декоративно-прикладного творчество «Серебряный колокольчик», в котором занимается две группы по 10 человек (из старшей и подготовительной групп). Ведет занятия педагог дополнительного образования МБДОУ города Костромы «Центр развития — детский сад № 73» Маврина Е. С. Интересным является тот факт, что набор в свои группы педагог осуществляет не по имеющимся творческим успехам ребенка, а по результатам диагностики детей с помощью Теста П. Торренса. Данная методика предназначена для выявления креативности, определения уровня развития творческого (креативного) мышления. Именно эта методика используется многими авторами (в совокупности с другими методиками и методами диагностики) для выявления одаренности, так как именно креативность многие ученые считают составляющей феномена одаренности.

Так как наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, низкой мотивации к деятельности, то не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Именно к таким выводам пришла в свое работе педагог кружка Маврина Е. С. Она отмечает, что высокие показатели креативности по результатам диагностики совсем не обязательно на первых этапах работы совпадают с успешностью в деятельности. Более того, по мнению педагога, одаренный ребенок более избирателен в предлагаемых видах деятельности, капризен в процессе работы и критичен к своим результатам и результатам других ребят. В связи с этим, одаренный ребенок на практике требует больше внимания к себе, чем другие дети, и педагогу, чтобы раскрыть потенциал, приходится «подбирать ключик», заинтересовывать ребенка происходящим, веря в его будущий успех. И успех приходит! Ребенок действительно раскрывает свой дар, откликаясь на усилия педагога. Положительные результаты реализации программы кружка «Серебряный колокольчик», позволяют судить об его эффективности и правомерности выбранного педагогом подхода.

Таким образом, наличие одаренных ребят в большинстве образовательных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности этих детей.


Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т. / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. — М., 1994. — 889 с.

  2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М., 1996. — С. 7.

  3. Сидорина Н. А. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков во временном детском объединении // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2005. — № 10. — С. 60–61.

  4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle