Библиографическое описание:

Лапин И. А., Умнов В. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 6-8.

Система социальных и культурно-исторических институтов (учреждения образования, культуры, спорта, объединения по интересам и проживанию, семьи и пр.) создает условия для ретрансляции социального опыта подрастающему поколению, определению, реконструкции социальных ролей, обусловленных включением развивающейся личности в социально-средовые отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющих дальнейший уровень и качество жизнедеятельности.
Создавая условия для включения развивающейся личности в систему социальных отношений и ролей в различных направлениях спорта, науки, искусства, мы реализуем идеи становления, самореализации, самосовершенствования личности через деятельность и ее продукты.
Под педагогическими условиями будем понимать систему ограничений и выбора субъектного и средового генеза, фасилитирующих оптимальное протекание процесса, согласованное, корректное и многофункциональное действие механизма, гибкое и продуктивное использование средства или метода, выбор личностно ориентированных и здоровьесберегающих составных педагогического инструментария, трансформирующих согласно границам-ограничителям качество и результат исследуемого явления, процесса, феномена и пр.
Социализация как категория — полидефинитна. Возможности, условия, принципы и модели социализации представляют интерес с позиции различных направлений и отраслей человекознания, в том числе и психолого-педагогических дисциплин, определяющих противоречия и многовариантные формы их отображения и решения в контекстном, пространственно-временном, субъектно-средовом вариантах. Безусловно — нет более сложной категории в педагогике, чем категория «социализация», т. к. специфика понимания важности данного феномена и явления, уровень культуры и образования личности и общества в целом определяют отношение среды и личности к значимости каждого в обществе. В таком понимании сформированные ценности обеспечивают устойчивость социальной среды и государства, а такие направления деятельности педагога, как формирование гуманизма, патриотизма, эстетики, этики и прочих ценностно-гносеологических норм является функцией и механизмом самосохранения. Непонимание данного явления ведет к разрушению всего человеческого в человеке и обществе.
Под социализацией в общем смысле будем понимать принятие обществом того или иного субъекта через продукты деятельности и общения в структуре показателей гуманистического и продуктивного начала в антропологическом ракурсе изучения основ жизнедеятельности человека (объекта-индивида-субъекта-личности-универсума).
Социализация — это продукт мультисредового пространства, определяющийся в процессе опосредованного, ситуативного, позитивного преобразования внутреннего мира личности и принятия ее микро-, мезо-, макро- и мегасредой в структуре продуктов ее жизнедеятельности (в нашем случае — регби) и контексте усвоенных и репродуцируемых эталонов общения в духовно-нравственном поле становления личности и взаимодействия.
Или другими словами, под социализацией в регби будем понимать субъектную и групповую востребованность игрока и игры в целом в социокультурном пространстве и учреждениях дополнительного образования, физической культуры и спорта, предопределяющих результат саморазвития, взаимодействия и самореализации спортсмена-регбиста как специфических профессиональных черт, ценностей, качеств личности, определяющей продукты своего становления и развития через деятельность и общение, направление которых в нашем случае непосредственно связаны со спортом и игрой в регби, а опосредованно со всеми другими направлениями самовыражения, самореализации и взаимодействия в социально-профессиональной среде.
Попытаемся выделить педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.
Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби:
I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.
II. Реализация идей исторического и дихотомического выбора в структуре тренировочного процесса, построенного на принципах здоровьесберегающей педагогики и педагогики наивысших спортивных достижений.
III. Использование современных достижений в области физической культуры и спорта (ФК и С) для организации тренировочного процесса и занятий в различных формах и условиях тренировки и соревнований.
IV. Создание позитивных, комфортных, толерантных, гуманно-личностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов и обучение их основам психологической разгрузки и снятия напряжений мышечного, интеллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генеза.
V. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в формировании культуры и потребностей личности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения.
VI. Расширение кругозора, формирование общей культуры и патриотизма, сплоченности и ценностей гуманно-личностных отношений в иерархии общих и профессиональных компетенций, а также пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
VII. Уточнение и определение многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации личности, включенной в тренировочный и соревновательный процесс игры регби, как специфических характеристиках социализации и результате деятельности спортсмена-регбиста.
VIII. Учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (социальный педагог, психолог, медик и пр.).
IX. Уточнение, реконструкция и трансформация системы принципов социально-педагогического взаимодействия со спортсменами-регбистами как этапа и формы мультивозрастного становления (имеется в виду биологический, интеллектуальный, морально-нравственный и пр. возраст, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического взаимодействия).
Под мультисредой [1] понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Попытаемся уточнить систему принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и спортсмена-регбиста:
I. Принцип социальной и личностной востребованности в структуре социально-профессиональных отношений спортсменов-регбистов:
  • принцип единства цели и ценностей построения педагогического взаимодействия в коллективе регбистов;
  • принцип учета индивидуальных особенностей спортсмена-регбиста и специфики нормального распределения (распределения Гаусса) способностей, склонностей, предпочтений;
  • принцип формирования значимости и уникальности каждого в коллективе на тренировочных занятиях, соревнованиях и прочих культурно-досуговых мероприятиях;
  • принцип уважения и формирования чувства собственного достоинства в системе микро-, мезогрупповых отношений;
  • принцип соблюдения норм и правил этики и культуры в структуре занятий и досуге;
  • принцип определения акмеперспектив самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации спортсменов-регбистов;
  • принцип дихотомического сочетания конкурентоспособности и закрепления роли, и места, прав и обязанностей каждого в коллективе.
II. Принцип научной организации труда и отдыха у спортсменов-регбистов при учете циклов тренировочного процесса:
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста в структуре организационных форм (тренировочных занятий и соревнований) и досуга;
  • принцип соблюдения режима дня и здорового питания;
  • принцип ответственности за жизнь и здоровье в коллективе;
  • принцип формирования адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности спортсмена-регбиста;
  • принцип ведущей роли тренера-преподавателя в определении условии и специфики тренировочного процесса и соревнований.
III. Принцип грамотного сочетания и выбора традиционного и инновационного в модели взаимодействия, социализации и самореализации:
  • принцип научности, последовательности, системности, систематичности, прочности, гибкости, устойчивости и результативности деятельности спортсмена и тренера;
  • принцип внедрения и трансформации инноваций по ФК и С как результатов диалектического и синергетического преобразования объективной реальности;
  • принцип оптимизации выбора форм, методов, ресурсов, средств, методик, технологий учебного, учебно-воспитательного, воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип единства воспитания, социализации, обучения, развития, образования, самореализации, самосовершенствования;
  • принцип своевременного, ситуативного контроля в структуре коррекции отношений между спортсменами и определения перспектив и высот в тренировочном процессе;
  • принцип объективизма в определении специфики и условий занятий регби.
IV. Принцип социальной защиты, реабилитации и страховки в структуре занятий регби:
  • принцип своевременного получения образования как социальной страховки личности спортсмена;
  • принцип непрерывности в получении образования спортсмена-регбиста;
  • принцип социальной защиты и реабилитации спортсмена-регбиста, попавшего в сложную жизненную ситуацию;
  • принцип определения и уточнения модели социализации и самореализации спортсмена-регбиста в системе направлений спорт-наука-искусство.
V. Принцип формирования среды и условий взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях:
  • принцип «выращивания» в коллективе, деятельности и общении;
  • принцип формирования потребности общения и занятий спортом, наукой, искусством;
  • принцип коллективизма и единства, сплоченности и трудолюбия в структуре тренировок и соревнований;
  • принцип стимулирования, коррекции и самокоррекции психоэмоциональной составной в деятельности спортсмена-регбиста как мера и условие его становления, развития и защиты;
  • принцип единства материального и духовного, сознания и деятельности, теории и практики;
  • принцип использования информационных ресурсов для обогащения опыта деятельности личности
  • принцип многофункциональных возможностей мультисредовых преобразований в контексте постановки и реализации гуманистических идей непрерывного образования личности.
Данная система принципов может быть преобразована в другую систему принципов, построенную на основе идей гуманистической парадигмы современного профессионального и профессионально-педагогического образования, а педагогические условия социализации трансформированы в любой другой аналог линейного построения в согласованном контексте законодательства РФ, норм этики и культуры, перспектив преобразования системы социальных институтов и образования, культуры, спорта в целом и каких-либо выделенных направлениях.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Умнов, В. С. Курс лекций по социальной психологии: учеб. пособ. для студентов пед. вузов / В. С. Умнов. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 76 с. — ISBN 978–5–85117–256–4.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle