Библиографическое описание:

Дмитриева О. И., Комарова А. И., Маркова И. А. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 130-132.

Главной задачей образовательного учреждения СПО, является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией и практикой. В свете современных требований ФГОС СПО качество профессиональной подготовленности педагога-воспитателя зависит не от количества усвоенных студентом знаний, а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности профессионально-значимых качеств личности, педагогических способностей и педагогической техники, что определяет сформированность профессиональных компетентностей в рамках подготовки будущих воспитателей.

По согласованию с представителями дошкольных учреждений определены новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции в рамках подготовки воспитателей дошкольных учреждений. В колледже разработаны учебные планы по специальности 050144 «Дошкольное образование» и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практики. Ведется работа по обеспечению УМК по данной специальности, электронных лекций.

С квалификационной характеристикой воспитателя студенты знакомятся на уроках педагогического и специального циклов, приобретая профессиональные компетенции не только при усвоении теоретических знаний, но и в процессе практических занятий, на практике в образовательных учреждениях. Учебная практика и производственная практика проводится колледжем в процессе освоения студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Для определения официальных требований к уровням квалификации будущих педагогов используются интегративные оценки в виде профессионально-квалификационных характеристик (таблица профессиональной оценки). Основными принципами самоанализа является самоорганизация, самоконтроль.

Основным направлением деятельности преподавателей-методистов является включение студентов, будущих воспитателей, в конкретную практическую профессиональную деятельность на уроках и педагогической практике в дошкольном учреждении, анализируя результаты их деятельности с позиций формирования общих и профессиональных компетенций.

Формирование вышеуказанных компетенций начинается с изучения теоретических основ, что дает возможность будущему педагогу познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию.

Теоретическая подготовка предполагает знакомство с педагогическим опытом многих поколений, осмысление его целесообразности для решения задач развития личности ребенка. При этом большое значение придается формированию личностных качеств студента на основе становления его мировоззрения, личного отношения к деятельности мастеров-педагогов. Используется прием «оживления» педагога-классика. Студенты знакомятся с яркими событиями жизни педагогов, анализируют, что повлияло на формирование их личностных качеств, профессионального опыта, становление педагогической системы.

Так как смысл педагогической деятельности заключается в развитии личности, то без знания педагогических основ процесса развития человека становится невозможным грамотная организация образовательно-воспитательного процесса в детском саду и его совершенствование в современных условиях обновления парадигмы дошкольного образования.

Студенты уже с самых первых шагов ознакомления с профессией знакомятся с новыми федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию, современными концепциями воспитания и обучения дошкольников, примерными программами дошкольного образования. Ознакомление с данным содержанием происходит как на уроках по педагогике, теоретическим основам дошкольного образования так и на учебной и производственной педагогической практике в дошкольных учреждениях.

Деятельность преподавателя-методиста начинается с того, что проводится самоанализ собственной педагогической деятельности, а также результаты деятельности студентов. К сожалению, у студентов отмечается низкая мотивация к постижению азов педагогического мастерства, а подчас и безынициативность мышления. Чтобы избежать этого, на уроках педагогического цикла и на педагогической практике в дошкольном учреждении применяются следующие учебные технологии.

Используются задания творческого характера в качестве опережающего задания. Например, найти примеры из художественной литературы о воспитании детей, или проанализировать педагогическую культуру реальных родителей, или подобрать определенный наглядный материал для деятельности с дошкольниками. Задания способствуют эффективной подготовке студентов к восприятию нового материала, активизируют их познавательную деятельность, повышают мотивацию учения, выполняют другие педагогические функции. Применяется проблемное обучение. Создавая проблемную ситуацию, преподаватель-методист формирует педагогические способности и умения студентов, совместно находятся пути реализации определенных задач. Так при изучении темы «Нравственное воспитание личности дошкольника», предлагается обсудить проблему «Характер нравственного воспитания в современном мире», или при прохождении темы «Педагогический конфликт» студентами создаются ситуации разнообразных конфликтов в системе педагог-педагог, педагог-родители, педагог-дети, и находятся способы выхода из них. На уроке «Профессиограмма педагога» анализируется, на каком уровне профессиональной подготовки находится студент.

Современные образовательные стандарты требуют реализацию технологии деятельностного обучения, которая предполагает освоение профессионального опыта в деятельности. Это предполагает включение студентов в конкретную практическую профессиональную или учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы в результате студенты овладели соответствующими умениями и навыками.

Выявление педагогических проблемных ситуаций, составление и решение педагогических задач является одним из важных методов формирования профессионального мышления студентов. В процессе решения педагогических задач студенты учатся управлять педагогическими проблемами, находить выход из трудной ситуации. Поэтому дается задание — составить условие и решение педагогической задачи из ситуации, которая имела место во время практики в деятельности воспитателя, другого студента или своей собственной. При этом к решению задачи привлекаются педагоги-воспитатели, являющиеся наставниками студентов на практике в детском саду. Студенты обучаются алгоритму решения задачи: выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания; прогнозирование результативности деятельности педагога; определение методов и приемов педагогического воздействия, их эффективности.

При разработке комплекса задач и заданий место каждой задачи определяется с учетом изучения теоретического и практического материала. Учитывается направленность на формирование аналитических, проектировочных и других умений. При этом в программе педагогических дисциплин и в календарно-тематическом плане можно проследить частоту данной формы работы. Задачи являются основным дидактическим средством подготовки студентов к профессиональной деятельности. Чем больше студент решит таких задач с разными условиями, тем более устойчивыми и в то же время гибкими становятся его умения, более устойчивы профессиональные компетенции. Важное место отводится задачам, направленным на раскрытие особенностей организации занятий с детьми, предполагающих использование личного опыта детей, активизацию их познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей детей.

Умение решать задачи у студентов формируются постепенно. Так, на элементарном уровне студенты решают их методом «проб и ошибок», иногда на догадке, привлекая свой жизненный опыт, студенты 4 курсов часто решают задачи творческим способом.

Студенты самостоятельно изучают материал, используя для этого инструкционные материалы. Роль преподавателя-методиста и воспитателей-наставников сводится к роли индивидуального консультанта. Например, при изучении профессионально-значимых личностных качеств педагога.

Применяется такая форма работы как взаимообучение. Это работа группы над новым материалом, усвоение его содержания на уроке (без домашнего задания), взаимопомощь. Так на уроке «Саморегуляция педагога» студенты совместно отрабатывают технику определенных упражнений на релаксацию, а затем на практике используют данный опыт в работе с дошкольниками. Успех имеют практические занятия, носящие тренировочный характер:

  • «Нетрадиционные формы физического воспитания»;

  • «Особенности взаимоотношения с родителями»;

  • «Игра как метод воспитания и обучения».

Большая роль в подготовке будущих воспитателей отводится педагогической диагностике. Особенность педагогической диагностики в том, что ее проведение не требует дополнительного времени в учебном процессе. Она позволяет выявить положительные и отрицательные стороны методической работы, как на уроке, так и в дошкольном учреждении, наметить основные направления.

Перед устным анализом пробного занятия предлагается провести предварительный самоанализ, где студенты самостоятельно могут оценить себя. Перфокарта оперативного контроля позволяет увидеть работу преподавателя и студентов при решении комплекса задач, позволяет сравнить педагогическую деятельность каждого студента, заранее предупредить трудности в практической деятельности студента. Преподаватель-методист совместно с наставниками нацеливает студентов на проведение педагогических мероприятий, заранее со студентами обсуждаются основные вопросы будущего мероприятия, подбирается учебно-дидактический материал. Студенты знакомятся с вопросами анализа, что позволяет предупредить возможные затруднения при проведении педагогической деятельности.

Большое внимание отводится разработке контрольно-измерительных материалов. Студентам заранее сообщаются сроки контроля, выдаются блок-тесты по каждому из направлений изучения материала.

В опыте работы преподавателей-методистов широкое распространение получила рейтинговая система контроля учебных достижений. Вся суть рейтинговой системы в педагогическом смысле состоит в том, что в ней принципиально отсутствует жесткая конкуренция между студентами. Студент оценивает и сравнивает, прежде всего, результаты своей деятельности. По рейтинговой таблице видно, успешно ли студент освоил предложенные задания, профессиональные компетенции. Также лист заданий позволяет выбрать свой индивидуальный маршрут педагогической деятельности. Воспитатель-наставник по рейтинговой таблице контролирует ход выполнения заданий, их успешность, от чего зависит конкретная помощь студенту.

Создается ситуация успеха, стимулирующая деятельность студентов на каждом этапе учебной деятельности в виде комплекса следующих педагогических приемов. Предложенное для выполнения задание выбирается в соответствии с уровнем знаний студентов. Воспитатели-наставники при организации деятельности стараются учитывать личностные особенности каждого студента. Студенту внушают уверенность в своих возможностях и способностях, а для этого преподаватель-методист старается вносить элементы творчества в каждое задание. Это может быть подбор необычного учебно-наглядного материала, использование информационно-коммуникативных технологий, разных способов организации дошкольников, инновационных методов обучения (метод проектов, исследовательская деятельность дошкольников). В результате оценивается самостоятельный поиск, практическая деятельность студента, его индивидуальность.

Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогического коллектива дошкольного учреждения и, следовательно, подчиняются его распорядку, следуют единому плану работы, традициям, соблюдают трудовую дисциплину, осуществляют единую принципиальную линию в отношениях с детьми. Принимают активное участие в педагогических советах предметных методических объединениях, конференциях, на которых изучают и обобщают опыт лучших воспитателей.

Педагогическая практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики, исследовательской работы в рамках дипломной работы на завершаемом этапе обучения. Квалификационный экзамен проверяет готовность студентов к выполнению профессиональной деятельности воспитателя и сформированность профессиональных компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle