Библиографическое описание:

Батурин С. С. Самоуправление учителя технологии как его технологическая компетентность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 84-87.

Как известно одни люди лучше справляются с разнообразными видами деятельности, а другие нет, что темп освоения новой деятельности у разных людей может быть совершенно различным. Обычно это поясняют наличием или отсутствием разных умений. В соответствии с концепцией, которую предложила А. К. Маркова [1], профессиональная компетентность всякий раз включает в себя социальную, специальную, индивидуальную, личностную и технологическую компетентности.

При этом мы совершенно согласны с H. H. Никитиной, утверждающей, что «своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности и профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности». [2] Иначе говоря, успешный в работе педагог не может быть только специалистом узкого профиля, успех в его работе в значительной мере связан с развитием общей компетентности.

В то же время понятно, что преподавателю необходимо, владение знаниями, которые он передает учащимся, а также психологическими, педагогическими знаниями, умениями и навыками. Исходя из особенностей педагогической профессии (в большинстве случаев это передача научных знаний при личном контакте ученика и учителя) особое значение приобретает наличие у педагога целого ряда качеств: разделённости и быстрой переключаемости внимания с объекта на объект, выдержки, наблюдательности и, разумеется, настойчивости. Преподаватель обязан постоянно контролировать свое поведение и грамотно управлять им.

Важным фактором компетентности учителя, по мнению A. M. Ахмедовой, является его профессиональные творческие способности, включающие в себя:

  • выделение определенного факта или явления с его последующим обособлением от других;

  • раскрытие роли и содержания каждого факта или явления, как в отдельности, так и в целом;

  • демонстрация связи данного факта с другими элементами;

  • проникновение в процесс развития явления в целом; [3]

Наука об управлении (менеджмент) как область знаний обладает своими закономерностями, принципами, средствами и методологией. Законы данной науки — это объективные, существенные, устойчивые связи явлений или событий, которые формируют основу научно обоснованной теории и осуществляют практические действия. Исходя из величины и количества объектов для управления в данной науке принято выделять управленцев (менеджеров) низового, среднего и высшего звеньев (к последним относятся руководители различных предприятий, учреждений). Среди специалистов низового и среднего звеньев могут быть менеджеры по продажам, по работе с клиентами, персоналом, и так далее. Общие требования к управленцам включают в себя: компетентность, нравственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, способность творчески подходить к решению проблем, смелость в принятии решений.

Менеджеру, чтобы успешно выполнять свои функции управления, нужно проявлять себя в качестве лидера, что подразумевает умение вести за собой своих подчиненных. Лидерские действия управленца преобладают во всех сферах деятельности руководителя любого ранга. Поэтому несомненно, что менеджеру требуются развитые коммуникативные навыки и умения.

В своем учебном пособии по менеджменту A. A. Одинцовым сделаны выводы о важности эмоциональных проявлений в работе менеджера: искренности в общении, естественности поведения, устойчивости к стрессу, непринужденности, способности к сопереживанию, эмоциональной стабильности. Так же им отмечены такие качества, как трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит корректная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя) и по терминологии автора алертность (расслабленная собранность, с мгновеннойой готовностью к адекватному действию без суеты и перенапряжения). [4]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, требования к профессиональным и личным качествам, как управленца, так и педагога совпадают в значительной мере.

В Украине в условиях современной системы образования, от педагога все больше требуются качества, которые, как правило, присущие именно менеджеру. Методы и приемы самоуправления и самоорганизации позволят учителю успешнее решать многие встающие перед ним проблемы. Научиться управлять собой, формулировать четкие личные цели, рационально использовать время, непрерывно заниматься своим саморазвитием, квалифицированно обрабатывать и запоминать информацию, эффективно решать педагогические проблемы — далеко не полные задачи самоуправления или как его еще называют самоменеджмента.

Нет сомнений в том, что технологическая компетентность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, нравственность, способность творчески подходить к решению проблем, смелость в принятии решений необходимы в профессиональной деятельности не только управленцу, но и преподавателю. Ведь, профессиональное мастерство менеджера, как и педагога, растет со стажем его работы. Но это утверждение справедливо лишь в том случае, когда, приходится творчески решать новые задачи.

Разумеется, помимо сходств существуют и различия, между компетентностью педагога и менеджера. Для, преподавателя в, первую очередь важны знания в области педагогики и по своему предмету, а для менеджера — в сферах торговли, производства. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то учитель, тоже управляет педагогическим процессом, то есть-является, менеджером. Для директоров школ, деканов, ректоров университетов управленческая деятельность является крайне важной и занимает большую часть их рабочего времени. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любой организации, в том числе учебного заведения, зависит от умелого и грамотного руководства. Необходимо помнить, что организация, представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то он не сможет работать эффективно, что, разумеется, повлияет по цепочке на работу всей организации.

Б. Т. Лихачевым были выделены следующие компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности учителя. Первый компонент — знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку. Он определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и, задачи по формированию личности.

Второй компонент — различные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни — мировоззрение.

Третий компонент — педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Способность создавать собственную технологию и методику ее осуществления. Чтобы эффективно взаимодействовать с учениками, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо знание законов, по которым происходит усвоение знаний, умений и навыков, формирование отношений к людям и проявлениям мира педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом их умелого применения. [5]

В последнее время в работе педагога на первый план все чаще выходит исследовательская деятельность, основанная на умении ориентироваться в потоках научной информации, анализировать новые системы, технологии обучения, адаптировать эффективный педагогический опыт.

Образованность и технологическая компетентность педагога сегодня — это не только владение основами профессиональных знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил с целью полной самореализации в реальной педагогической практике.

В структуре труда учителя А. К. Маркова выделяет такие составляющие как:

  1. профессиональные психологические и педагогические знания;

  2. профессиональные педагогические умения;

  3. профессиональные психологические позиции и установки учителя;

  4. личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

Украинские исследователи В. В. Борисов и Д. А. Тхоржевский в структуре профессиональной педагогической деятельности выделяют следующие составляющие:

  1. учебная деятельность;

  2. воспитательная работа;

  3. методическая работа;

  4. педагогическая исследовательская деятельность.

Обратим внимание на то, что и в первом и во втором случае каждому компоненту как раз соответствует определенная группа профессионально важных качеств учителя. Н. В. Бордовская и A. A. Реан подчеркивают, что «компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя»; [7]

Руководитель, (управленец или же педагог) — это не только специалист в своей области, но и организатор труда других людей. Он должен организовывать работу сотрудников, (учеников), распределяя среди них конкретные задания в соответствии с их возможностями и компетенциями. Такую форму, взаимоотношений между начальником и подчиненным, как правило, называют делегированием.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что учитель, как и менеджер, являются организаторами деятельности других людей, их функции и основные профессиональные умения также практически совпадают.

Мы считаем, что деятельность педагога и управленца отличаются по содержанию и специфике, но виды их деятельности практически идентичны, что можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Виды деятельности педагога и управленца


Среди организаторских способностей и педагога, и менеджера значительное место следует отвести лидерским способностям. И управленец, и педагог, как руководитель, должны обладать для достижения успеха в своей деятельности большим набором личностных и профессиональных качеств, но поскольку одним их критериев деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива (курса, класса), в котором соединены результаты труда и управленца и подчиненных, педагога и студентов. Он, прежде всего, должен, быть грамотным организатором, лидером, знать особенности, возможности и потребности управляемого им коллектива.


Литература:

    1. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 349с.

    2. Никитина H. H., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально — педагогической деятельности. — М.: Мастерство, 2002. — 288с.

    3. Ахмедова A. M. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Махачкала. — 2007. — 93с.

    4. Одинцов; А. А. Менеджмент организации: введение в специальность. — M.: Экзамен, 2004;- 314с.

    5. Лихачев Б. Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992. — 562 с.

    6. Бордовская В. А., Реан A. A. Педагогика. — М., 2000. 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle