Библиографическое описание:

Борисова С. В. Соревновательность и отождествление индивида с профессиональной группой как факторы стимулирования развития профессиональной идентичности выпускника технологического факультета педагогического университета [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149-151.

По мнению современных психологов, человечество постепенно входит в фазу постмодерна с формированием обновленной системы ценностей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что в системе ценностей постмодерна преимущество отдается не экономическим достижениям, а свободному индивидуальному выбору, самореализации личности.

Источником гуманистических ценностей считается чувство экзистенциальной безопасности. Для стадии развития экономических отношений в постиндустриальных странах характерной чертой является их ориентированность не столько на возможности, что предоставляются благодаря деньгам, сколько на конкретные и реальные ожидания, связанные преимущественно с потребностями людей в самоуважении и достижении единства с другими. Общественная ситуация изменений, которая ставит педагога в условия выбора разнонаправленных и разноплановых ориентаций, природно не может не отражаться в сознании и в практической деятельности учителей. В субъективном плане этот конфликт обычно переживается педагогами как кризис профессиональной идентичности.

Выпускник технологического факультета в Украине сегодня должен иметь не только основательную теоретическую подготовку и способности к внедрению педагогических инноваций, а и быть готовым к реальной профессиональной деятельности, которая предполагает активное ведение кружковой работы по художественно-техническому творчеству. Кружковая работа имеет свои специфические особенности, которые проявляются в профессиональном развитии учителя технологий.

В современных психологических и педагогических исследованиях в качестве одного из ведущих критериев профессионального развития выделяется профессиональная идентичность, которая рассматривается как интегрированное понятие, в котором отражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, которые обеспечивают ее ориентацию в свете профессий, профессиональном сообществе и способствуют более полной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности [1, с. 98].

По мнению некоторых исследователей, профессиональная идентичность студентов — это самостоятельный психологический феномен. Профессиональная идентичность студентов– это результат целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, который характеризует значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей. К такому выводу пришла исследователь проблем профессиональной идентитчности студентов У. С. Родыгина во время экспериментального исследования основных психологических особенностей профессиональной идентичности студентов, которое проводилось в 2005/2006 н. р. на базе факультета психологии Вятского государственного гуманитарного университета [2].

Актуальность этой проблемы подтверждается значительным ростом в отечественной и зарубежной научной литературе общего числа теоретических и прикладных исследований по проблеме профессиональной идентичности и идентификации. концептуальный анализ этой проблемы на примере студенческой молодежи дает возможность интерпретировать ее в русле фундаментальных теоретико-эмпирических подходов, в частности психоанализа (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др..), теории символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид, Ю. Хабермас), теории идентификации (С. Арчер, Э. Эриксон, Г. Теджфел). Разностороннее исследование профессиональной идентичности осуществлено в работах российских исследователей: М.Абдулаевой, Т.Румянцевой, Т.Стефаненко. Отдельные аспекты профессиональной идентичности учителя трудового обучения рассмотрены в работах украинских исследователей: В. Борисова, В. Сидоренко, Н. Тверезовской, С. Яшанова и др.

Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из них является профессиональное образование, содержание которого обеспечивает определенную степень идентичности выпускника с образом профессионала. Именно поэтому образовательная система, вместе с передачей знаний и умений, должна обеспечивать условия для обучения и воспитания талантливой, всесторонне развитой личности, ориентированной на эффективную профессиональную деятельность. студент-выпускник должен быть готовым к принятию ответственных решений, разрешению текущих конфликтов, использованию новых информационных и коммуникационных технологий, использованию полученных знаний и умений, успешному функционированию в профессиональной сфере.

Многие ученые считают, что профессиональная подготовка будущих учителей технологий должна ориентироваться на актуализацию соответствующих профессиональных и личностных качеств, формирование профессиональной компетентности учителя в сочетании с гуманистическим мировоззрением. именно в процессе профессиональной подготовки в студенческий период происходит усиление «профессионального» блока общения, что обеспечивается переходом от нестабильной, узко локализованной идентичности до более осознанной, стабильной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств и способностей.

Вместе с тем, актуальным остается вопрос о трансформации студента из субъекта обучения в субъект творческого самообразования и самореализации, что также возможно при достижении профессиональной идентичности. Именно возможности самообучения и саморазвития значительно способствуют подготовке молодого специалиста к стремительным социальным, экономическим, политическим и жизненным изменениям.

Среди факторов, которые стимулируют развитие профессиональной идентичности, следует выделить процесс соревновательности и отождествления индивида с той профессиональной группой, которая осуществляет соответствующие функции.

Прежде всего, необходимо понимание того, что при переходе к рыночным условиям одной из главных задач становится не просто подготовка учителя технологий, а и формирование у него активной жизненной позиции. Соревновательность в первую очередь необходимо рассматривать как важный ресурс личностного развития, обеспечения активной жизненной позиции каждого человека, средством его индивидуальной самореализации. Соревнование с другими, соревнование с самим собой — это в высшей степени действенные способы самомотивации. Ознакомление будущих учителей технологий с традиционными видами и технологиями декоративно-прикладного искусства позволяют создать поле для соревновательности в овладении традиционными и современными техниками декоративно-прикладного искусства. Так например, в Донбасском государственном педагогическом университете (Украина) на технологическом факультете читается курс «История и морфология народного творчества». Данный курс предусматривает изучение как традиционных так и современных техник обработки материалов: традиционная украинская вышивка, работа с кожей, роспись по текстилю, роспись по стеклу, трафаретная роспись, работа с пластикой, вытынанка (украинское традиционное вырезание из бумаги), изготовление открыток ручной работы, пирография, работа с металлической проволокой, современная вышивка объемным стежком, изонить.

Практикум предоставляет возможность будущим учителям технологий для овладения этими техниками обработки материалов на начальном уровне и сформировать интерес к совершенствованию мастерства в выбранном виде декоративно-прикладного искусства. Студент оказывается в ситуации когда необходимо овлдевать определенными технологиями и только от него зависит скорость продвижения по индивидуальной образовательной траектории.

Важным является стремление индивида «влиться» в профессиональное сообщество. Последнее может рассматриваться как определенная структура, которая является источником профессионального взаимодействия представителей одной профессии, которые в свою очередь являются носителями ценностей, особенностей общения, норм профессии.

Следует подчеркнуть, что в педагогическом вузе у студентов формируется потребность в активной педагогической исследовательской деятельности, а на основе признания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей. Именно в высшем учебном заведении важно развивать профессиональную автономию и ценностный потенциал личности, ориентировать ее на развитие требовательности к своему труду, на глубокое осмысление своей профессии. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. В этой связи важно формировать у будущего учителя соответствующее ценностное самоотношение. А. С. Белкин, под самоотношением педагога подразумевается переживание личностью собственной ценности и значимости, лежащее в основе процессов воспитания и самовоспитания. Это осознание себя в роли носителя педагогической профессии, переживание чувства профессиональной значимости, проявляющее в формировании ценностного отношения к детям [3].

Какие ж основные психологические особенности профессиональной идентичности будущих учителей технологий? На основе исследований (работы В. Борисова, И. Вильш, В. Сидоренка и др.) можно конкретизировать эти особенности: деятельностный характер развития (профессиональная идентичность студентов развивается в результате учебно-профессиональной деятельности и способствует успешному усвоению знаний, умений и навыков для последующей профессиональной деятельности); неравномерность характера развития (в развитии профессиональной идентичности студентов происходят изменения между латентными и кризисными периодами, можно определить стадии с эволюционным и революционным течением); вероятностный характер развития (при равных условиях, что создаются в высшем учебном заведении, у некоторых студентов развивается высокий или средний уровни профессиональной идентичности, а у некоторых только низкий уровень идентичности, часть студентов после завершения обучения планируют работать по специальности, другие планируют работать в других сферах); индивидуальный характер развития (профессиональная идентичность студентов зависит от индивидуальных качеств). Отметим, что условия развития профессиональной идентичности будущих учителей технологий можно поделить на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние условия направлены на личность: социальный уклад общества, национальная культура и традиции; внутренние условия: устойчивые черты личности, способности [4].

Обобщая, можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная идентичность- это система представлений о себе, которая содержит представления о себе как специалисте, о своих профессиональных и личностных целях, о своих возможностях по реализации цели профессиональной деятельности.

  2. Профессиональная идентичность будущих учителей технологий характеризуется психологическими особенностями, среди которых деятельностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов технологического факультета.

  3. Профессиональная идентичность выпускника технологического факультета педагогического высшего учебного заведения как фактор адаптации на современном рынке труда может быть сформирована в результате внедрения психолого-педагогической технологии сопровождения карьеры студента-выпускника.

Психолого-педагогическая технология сопровождения карьеры состоит из следующих компонентов: ожидания и карьерные установки студентов, мониторинг изменений личности выпускника, психологического сопровождения адаптации, включение студентов в проектную деятельность, формирование навыков адекватной самооценки и преодоление психологических барьеров в общении, привлечение студентов к педагогической исследовательской деятельности.


Литература:

  1. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность в социально — психологических исследованиях / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. — 2008. — № 1. — С. 89–100.

  2. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 1. — С. 39–50.

  3. Белкин, А.С., Нестеров, В. В. Педагогическая компетентность: Учебное пособие [Текст]. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188с.

  4. Wilsz J. Psychologizowana wersja koncepcji stałych indywidualnych cech osobowości i jej wykorzystanie przy wyborze zawodu // Kształcenie zawodowe: pedagogika i psychologia / Pod red. T. Lewowickiego, J. Wilsz, I. Ziaziunia i N. Nyczkało. — Częstochowa; Kijów, 2001. — № III.

Основные термины: профессиональной идентичности, профессиональной идентичности студентов, развития профессиональной идентичности, будущих учителей технологий, Профессиональная идентичность, профессиональной деятельности, особенности профессиональной идентичности, идентичности выпускника, профессиональной идентичности будущих, профессиональная идентичность студентов, профессиональной идентичности выпускника, профессиональной мотивации студентов-биологов, Формирование профессиональной мотивации, профессиональной идентичности учителя, идентичности будущих учителей, кризис профессиональной идентичности, технологического факультета, особенностей профессиональной идентичности, проблеме профессиональной идентичности, профессиональной группой

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle