Библиографическое описание:

Борисова С. В. Соревновательность и отождествление индивида с профессиональной группой как факторы стимулирования развития профессиональной идентичности выпускника технологического факультета педагогического университета [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149-151.

По мнению современных психологов, человечество постепенно входит в фазу постмодерна с формированием обновленной системы ценностей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что в системе ценностей постмодерна преимущество отдается не экономическим достижениям, а свободному индивидуальному выбору, самореализации личности.

Источником гуманистических ценностей считается чувство экзистенциальной безопасности. Для стадии развития экономических отношений в постиндустриальных странах характерной чертой является их ориентированность не столько на возможности, что предоставляются благодаря деньгам, сколько на конкретные и реальные ожидания, связанные преимущественно с потребностями людей в самоуважении и достижении единства с другими. Общественная ситуация изменений, которая ставит педагога в условия выбора разнонаправленных и разноплановых ориентаций, природно не может не отражаться в сознании и в практической деятельности учителей. В субъективном плане этот конфликт обычно переживается педагогами как кризис профессиональной идентичности.

Выпускник технологического факультета в Украине сегодня должен иметь не только основательную теоретическую подготовку и способности к внедрению педагогических инноваций, а и быть готовым к реальной профессиональной деятельности, которая предполагает активное ведение кружковой работы по художественно-техническому творчеству. Кружковая работа имеет свои специфические особенности, которые проявляются в профессиональном развитии учителя технологий.

В современных психологических и педагогических исследованиях в качестве одного из ведущих критериев профессионального развития выделяется профессиональная идентичность, которая рассматривается как интегрированное понятие, в котором отражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, которые обеспечивают ее ориентацию в свете профессий, профессиональном сообществе и способствуют более полной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности [1, с. 98].

По мнению некоторых исследователей, профессиональная идентичность студентов — это самостоятельный психологический феномен. Профессиональная идентичность студентов– это результат целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, который характеризует значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей. К такому выводу пришла исследователь проблем профессиональной идентитчности студентов У. С. Родыгина во время экспериментального исследования основных психологических особенностей профессиональной идентичности студентов, которое проводилось в 2005/2006 н. р. на базе факультета психологии Вятского государственного гуманитарного университета [2].

Актуальность этой проблемы подтверждается значительным ростом в отечественной и зарубежной научной литературе общего числа теоретических и прикладных исследований по проблеме профессиональной идентичности и идентификации. концептуальный анализ этой проблемы на примере студенческой молодежи дает возможность интерпретировать ее в русле фундаментальных теоретико-эмпирических подходов, в частности психоанализа (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др..), теории символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид, Ю. Хабермас), теории идентификации (С. Арчер, Э. Эриксон, Г. Теджфел). Разностороннее исследование профессиональной идентичности осуществлено в работах российских исследователей: М.Абдулаевой, Т.Румянцевой, Т.Стефаненко. Отдельные аспекты профессиональной идентичности учителя трудового обучения рассмотрены в работах украинских исследователей: В. Борисова, В. Сидоренко, Н. Тверезовской, С. Яшанова и др.

Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из них является профессиональное образование, содержание которого обеспечивает определенную степень идентичности выпускника с образом профессионала. Именно поэтому образовательная система, вместе с передачей знаний и умений, должна обеспечивать условия для обучения и воспитания талантливой, всесторонне развитой личности, ориентированной на эффективную профессиональную деятельность. студент-выпускник должен быть готовым к принятию ответственных решений, разрешению текущих конфликтов, использованию новых информационных и коммуникационных технологий, использованию полученных знаний и умений, успешному функционированию в профессиональной сфере.

Многие ученые считают, что профессиональная подготовка будущих учителей технологий должна ориентироваться на актуализацию соответствующих профессиональных и личностных качеств, формирование профессиональной компетентности учителя в сочетании с гуманистическим мировоззрением. именно в процессе профессиональной подготовки в студенческий период происходит усиление «профессионального» блока общения, что обеспечивается переходом от нестабильной, узко локализованной идентичности до более осознанной, стабильной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств и способностей.

Вместе с тем, актуальным остается вопрос о трансформации студента из субъекта обучения в субъект творческого самообразования и самореализации, что также возможно при достижении профессиональной идентичности. Именно возможности самообучения и саморазвития значительно способствуют подготовке молодого специалиста к стремительным социальным, экономическим, политическим и жизненным изменениям.

Среди факторов, которые стимулируют развитие профессиональной идентичности, следует выделить процесс соревновательности и отождествления индивида с той профессиональной группой, которая осуществляет соответствующие функции.

Прежде всего, необходимо понимание того, что при переходе к рыночным условиям одной из главных задач становится не просто подготовка учителя технологий, а и формирование у него активной жизненной позиции. Соревновательность в первую очередь необходимо рассматривать как важный ресурс личностного развития, обеспечения активной жизненной позиции каждого человека, средством его индивидуальной самореализации. Соревнование с другими, соревнование с самим собой — это в высшей степени действенные способы самомотивации. Ознакомление будущих учителей технологий с традиционными видами и технологиями декоративно-прикладного искусства позволяют создать поле для соревновательности в овладении традиционными и современными техниками декоративно-прикладного искусства. Так например, в Донбасском государственном педагогическом университете (Украина) на технологическом факультете читается курс «История и морфология народного творчества». Данный курс предусматривает изучение как традиционных так и современных техник обработки материалов: традиционная украинская вышивка, работа с кожей, роспись по текстилю, роспись по стеклу, трафаретная роспись, работа с пластикой, вытынанка (украинское традиционное вырезание из бумаги), изготовление открыток ручной работы, пирография, работа с металлической проволокой, современная вышивка объемным стежком, изонить.

Практикум предоставляет возможность будущим учителям технологий для овладения этими техниками обработки материалов на начальном уровне и сформировать интерес к совершенствованию мастерства в выбранном виде декоративно-прикладного искусства. Студент оказывается в ситуации когда необходимо овлдевать определенными технологиями и только от него зависит скорость продвижения по индивидуальной образовательной траектории.

Важным является стремление индивида «влиться» в профессиональное сообщество. Последнее может рассматриваться как определенная структура, которая является источником профессионального взаимодействия представителей одной профессии, которые в свою очередь являются носителями ценностей, особенностей общения, норм профессии.

Следует подчеркнуть, что в педагогическом вузе у студентов формируется потребность в активной педагогической исследовательской деятельности, а на основе признания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей. Именно в высшем учебном заведении важно развивать профессиональную автономию и ценностный потенциал личности, ориентировать ее на развитие требовательности к своему труду, на глубокое осмысление своей профессии. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. В этой связи важно формировать у будущего учителя соответствующее ценностное самоотношение. А. С. Белкин, под самоотношением педагога подразумевается переживание личностью собственной ценности и значимости, лежащее в основе процессов воспитания и самовоспитания. Это осознание себя в роли носителя педагогической профессии, переживание чувства профессиональной значимости, проявляющее в формировании ценностного отношения к детям [3].

Какие ж основные психологические особенности профессиональной идентичности будущих учителей технологий? На основе исследований (работы В. Борисова, И. Вильш, В. Сидоренка и др.) можно конкретизировать эти особенности: деятельностный характер развития (профессиональная идентичность студентов развивается в результате учебно-профессиональной деятельности и способствует успешному усвоению знаний, умений и навыков для последующей профессиональной деятельности); неравномерность характера развития (в развитии профессиональной идентичности студентов происходят изменения между латентными и кризисными периодами, можно определить стадии с эволюционным и революционным течением); вероятностный характер развития (при равных условиях, что создаются в высшем учебном заведении, у некоторых студентов развивается высокий или средний уровни профессиональной идентичности, а у некоторых только низкий уровень идентичности, часть студентов после завершения обучения планируют работать по специальности, другие планируют работать в других сферах); индивидуальный характер развития (профессиональная идентичность студентов зависит от индивидуальных качеств). Отметим, что условия развития профессиональной идентичности будущих учителей технологий можно поделить на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние условия направлены на личность: социальный уклад общества, национальная культура и традиции; внутренние условия: устойчивые черты личности, способности [4].

Обобщая, можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная идентичность- это система представлений о себе, которая содержит представления о себе как специалисте, о своих профессиональных и личностных целях, о своих возможностях по реализации цели профессиональной деятельности.

  2. Профессиональная идентичность будущих учителей технологий характеризуется психологическими особенностями, среди которых деятельностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов технологического факультета.

  3. Профессиональная идентичность выпускника технологического факультета педагогического высшего учебного заведения как фактор адаптации на современном рынке труда может быть сформирована в результате внедрения психолого-педагогической технологии сопровождения карьеры студента-выпускника.

Психолого-педагогическая технология сопровождения карьеры состоит из следующих компонентов: ожидания и карьерные установки студентов, мониторинг изменений личности выпускника, психологического сопровождения адаптации, включение студентов в проектную деятельность, формирование навыков адекватной самооценки и преодоление психологических барьеров в общении, привлечение студентов к педагогической исследовательской деятельности.


Литература:

  1. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность в социально — психологических исследованиях / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. — 2008. — № 1. — С. 89–100.

  2. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 1. — С. 39–50.

  3. Белкин, А.С., Нестеров, В. В. Педагогическая компетентность: Учебное пособие [Текст]. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188с.

  4. Wilsz J. Psychologizowana wersja koncepcji stałych indywidualnych cech osobowości i jej wykorzystanie przy wyborze zawodu // Kształcenie zawodowe: pedagogika i psychologia / Pod red. T. Lewowickiego, J. Wilsz, I. Ziaziunia i N. Nyczkało. — Częstochowa; Kijów, 2001. — № III.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle