Библиографическое описание:

Маджидова Д. А. Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 8-10.

С первых лет независимости Республики Узбекистан обеспечение социальной защиты населения стало приоритетным направлением государственной политики. Социальная защита, наряду с такими принципами, как верховенство закона, справедливость, равенство,это один из факторов обеспечения нерушимости демократического государства. Основной целью проводимых реформ является создание благоприятных жизненных условий для граждан, осуществление их желаний.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о важности социальной защиты семьи, отметил: «Важнейшие цели, которые мы ставим перед собой по дальнейшему укреплению и развитию института семьи как основного звена нашего общества, повышению на новый уровень проводимой сегодня работы по материальной и моральной поддержке молодой семьи, усилению в этом роли и значения махалли, созданию более широких возможностей для женщин, повышению роли семьи в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения, и многое другое — хорошо известны. В конечном итоге речь идет о дальнейшем повышении благополучия семьи и на этой основе благосостояния всего нашего народа» [3].

В Республике Узбекистан защите прав детей уделяется большое внимание, потому что среди них имеются и нуждающиеся в помощи, социальной защите, дети с ограниченными возможностями или дети, оставшиеся без попечения родителей.

Государство является инициатором разработки программ, не допускающих ущемления достоинства детей, обеспечения их активного участия в общественной жизни, обеспечивает социальную защиту детей и семей. Доказательством этому служит большое внимание, уделяемое государством малообеспеченным семьям и детям, нуждающимся в социальной защите. В частности, в Конституции Республики Узбекистан, в Законах Республики Узбекистан «Об образовании», «О гарантии прав ребенка», в Семейном кодексе защита прав семьи и детей является приоритетной. Так, в статье 12 Закона Республики Узбекистан «О гарантии прав ребенка» утверждается, что: «Государство гарантирует поддержку семьям, воспитывающим детей, а также обеспечивает предоставление им социальной помощи в порядке, установленном законодательством».

Проблема малообеспеченных и многодетных семей и детей, нуждающихся в социальной защите, является одним из основных направлений деятельности Министерство народного образования Республики Узбекистана, Министерства труда и социальной защиты населения, Комитета женщин, Республиканского Центра социальной реабилитации детей, Научно-практического центра «Оила», благотворительного фонда «Махалла», Республиканского детского общественного фонда «Sen yolg‘iz emassan», фонда «Болалар» и других государственных и негосударственных организаций. Сегодня в этом вопросе особенно важным становится роль махалли.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан отметил: «Сегодня махалля — важный фактор своевременного и успешного решения насущных вопросов граждан на местах, защиты их интересов. Возрастает вклад махалли в решение вопросов духовно-нравственного воспитания граждан, молодежи, эффективного функционирования социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на местах.

В этой связи совершенствование правовой базы деятельности махалли, расширения ее полномочий, механизмов эффективного функционирования является нашей приоритетной задачей.

Важно продолжить работу по превращению махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса» [2].

В этом направлении большое значение имеет своевременное информирование по вопросам адресной социальной защиты населения в махаллях. С семьями проводятся консультации по правам семьи и ребенка, людей с ограниченными возможностями, по трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству.

В целях поддержки малообеспеченных семей необходимо ознакомить семью с правилами назначения пособий малообеспеченным и многодетным семьям, семьям с детьми, имеющим только одного из родителей, освобождение одного из родителей, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями, от уплаты налога согласно законодательству. В работе с такими семьями повышается эффективность сотрудничества махалли со службами занятости населения.

По данным опроса, проведенного по Кашкадарьинской, Самаркандской и Андижанской областям, большинство малообеспеченных семей, получающих пособие, имеют общее среднее образование. Не имея профессии, у родителей не всегда есть возможность устроиться на работу со стабильным заработком. Поэтому они вынуждены обращаться в махаллю за помощью к специалистам. При осуществлении индивидуального социального патронажа семьи деятельность специалистов в махаллях может быть организована в следующих направлениях:

  • обучение родителей профессиям на курсах, организованных в махаллях по направлению «Устоз-шогир» (Наставник-ученик) и для дополнительного образования;

  • дополнительные занятия в целях помощи обучения-воспитания ребенка;

  • обеспечение их работой.

Также при махаллях могут осуществляться мероприятия, направленные на оздоровление, восстановление здоровья членов семьи, на организацию отдыха ребенка в детских оздоровительных лагерях и т. д.

По нашему мнению, деятельность социальных работников по работе с малообеспеченными семьями и детьми предусматривает:

  • посещение семьи, изучение условий проживания;

  • комплексную оценку семьи и на основе полученных результатов составление плана действий, организация педагогических консилиумов, составление плана психологических услуг;

  • развитие социальным работником у родителей и других родственников чувства доверия к нему;

  • изучение создания в семье среды всесторонней поддержки ребенка;

  • обеспечение защиты прав и интересов детей;

  • определение перспектив работы с родителями по детско-родительским отношениям, помощь в семейном воспитании;

  • обеспечение социального развития ребенка в семье, предупреждение негативных изменений в его поведении;

  • определение сильных сторон семьи и обучение родителей позитивно использовать их;

  • педагогико-психологические, социальные, морально-этические консультации;

  • семейную терапию;

  • родительские собрания на дому;

  • решение социальных проблем, развитие социальной и гражданской активности;

  • празднование дней рождения и других событий;

  • на всех этапах работы с семьями сотрудничество с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, в том числе разработка технологий сопровождения, оказания социальной, педагогической, психологической и правовой помощи.

Процесс работы по социальной защите детей и семей, нуждающихся в ней, будет успешным при выполнении следующих условий управления органами самоуправления — махалли:

  • соблюдение демократизации управления;

  • наличие в органах самоуправления полномочий на самостоятельное принятие решений;

  • открытость и наличие возможности использования сведений об органах самоуправления — махалли (издания в СМИ, интернет-сайты и так далее);

  • создание в махалле системы педагогической деятельности, психолого-педагогического анализа и мониторинга;

  • привлечение общественных ресурсов: спонсоры, махалля, школа и другие;

  • проведение социальных работ с малообеспеченными семьями и т. д.

Для реализации намеченных целей и задач необходимо обеспечить социальную защиту, в первую очередь, социальную адаптация семьи и детей в обществе.

При этом для эффективности вышеуказанных задач важную роль играет обеспечение специалистов научно-методическими пособиями и популярными изданиями по социально, педагого-психологическим, специализированным межпредметным аспектам социальной работы с детьми и семьями, нуждающимся в социальной защите.

Для повышения эффективности работы в данном направлении необходимо обратить внимание на следующее:

  1. В целях поддержки семей и детей, нуждающихся в социальной защите, организовать и развивать в махаллях бесплатное обучение на специальных курсах по обучению профессиям неработающих родителей;

  2. В целях трудоустройства данных родителей необходима совместная работа с другими уполномоченными организациями;

  3. Обеспечить профессиональный подход к педагого-психологической, социальноатериальной поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

  4. В целях повышения эффективности проводимых в махаллях социальных работ с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите, для повышения знаний, навыков, умения по практике проведения социальной работы с сотрудниками махалли необходимо организовать семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;

  5. Усилить работу в махаллях, связанную с оказанием педагого-психологических, социальных, правовых, бытовых услуг, оздоровление детей с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите;

  6. Уделять большое внимание проведению в махаллях социальной работы с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите;

  7. В органах самоуправления для комплексной организации мероприятий по социальной защите семей и детей необходимо выделение штата сотрудников социальной работы.


Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 1–2, ст. 1, 2009 г., № 52, ст. 554.

  2. И. Каримов. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет // Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 27.01.2010

  3. И. Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины //Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. 19.01.2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle