Говорение как цель обучения английскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хужаниязова, Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку / Г. Ю. Хужаниязова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3550/ (дата обращения: 25.04.2024).

Изучение иностранных языков и обучение языкам, в особенности английскому, в Узбекистане становиться необходимостью. В данной статье освещены некоторые вопросы обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода, в частности раскрыты особенности использования инновационных методов при обучении английскому языку в средних общеобразовательных школах. В статье охарактеризованы виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо), раскрыты возможности комплексного обучения этим видам на основе компетентностного подхода.


Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери


Обучение говорению на английском языке является одной из приоритетных задач Республики Узбекистан, где сегодня реализуется Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», в котором предусмотрено формирование современно мыслящего молодого поколения и дальнейшая интеграция республики в мировое сообщество.

Размышляя над сложностью явлений языкового общения, А. И. Куприн в рассказе «Вечерний часть» писал: «Сейчас он войдет…мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, а в буду слушать эти звуковые колебания воздуха слушать эти звуковые колебания воздуха и разговаривать … и его мысли станут моими мыслями».

В структуре говорения психологи выделяют мотивационно — побудительную часть. Говорение возникает тогда, когда у людей появляется «потребность что-то сказать друг — другу». Говорение в научной интерпретации — это, говорение — это процесс создания смыслового содержания и обмена им с помощью невербальных и вербальных символов. Для многих людей, изучающих английский, эта фраза не имеет никакого значения. Но вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что обучению говорению необходимо уделять особое внимание при овладении английским (и другими) языком. Ведь даже в самом словосочетании «говорить по-английски» заложена важность этого навыка (мы ведь не говорим «читать по-английски» или писать «по-английски» в контексте владения языком). Обучению говорению на английском языке еще не так давно не уделялось достаточного внимания, поэтому многие из тех, кто раньше окончив школу по-английски говорить не умели. В основном выпускники владели исключительно письменной речью, а говорить могли лишь заученными фразами.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти. Термин обучение устной речи используется довольно часто. Итак, мы будем пользоваться термином «обучение говорению», понимая под ним обучение выражению своих мыслей в устной форме. Очевидно, что учитель, опирающийся на определение неподготовленной речи Н. С. Обносовым, будет обращать внимание на иные стороны обучения, чем учитель, разделяющий точку зрения П. Б. Гурвича. Такой важный аспект как комбинированность Н. С. Обносов не выделяет; очевидно, предполагается, что умение комбинировать речевой материал возникнет само собой. Но это глубокое заблуждение. Оно кажется тем более странным, что Н. С. Обносов, как и многие другие, считает, что неподготовленная речь — речь всегда творческая. В чем же тогда заключается творческий характер речи, если не в комбинированности? Правда, творческий характер проявляется и в умении использовать речевой материал в любой новой ситуации. Но аспект переноса выпал из поля зрения не только Н. С. Обносова, но и П. Б. Гурвича, когда они раскрывали содержание понятия «неподготовленная речь». А методически это самое важное, так как именно перенос обеспечивает функционирование речи. Но способность неподготовленно использовать речевой материал в новых ситуациях сама собой не появляется; качество динамичности нужно развивать специально. И мы вправе в таком случае говорить, что целью обучения является динамичная (творческая) речь: это качество есть в речи. Если пойти по этому пути дальше, то мы можем сказать, что обучаем содержательной речи, логичной речи, продуктивной речи: речь обладает всеми этими качествами, как и качеством неподготовленности. Но тогда правомерно спросить, целесообразно ли, говоря о цели обучения в целом, сужать ее до одной из частных задач? В соответствующем контексте будет уместен любой из перечисленных терминов. Когда необходимо, например, подчеркнуть какой-то аспект говорения, в особенности же когда речь идет о классификации упражнений, можно использовать любой термин: упражнения для развития инициативности говорения, упражнения для развития логичности речи, упражнения для совершенствования комбинационной стороны говорения, упражнения для развития неподготовленной речи и т. д. Но в качестве общего термина, обобщающего, неправомерно ни одно из указанных словосочетаний. Да в них и нет необходимости. Термин «речевое умение» включает в себя все. Вот почему цель обучения нужно определить как говорение на уровне умения. Для осуществления говорения необходимы определенные условия(предпосылки). В связи с наличием указанных условий интересно обратить внимание на следующий факт. В процессе обучения говорению имеет место «конфликт» между содержательной и логичной речью, с одной стороны, и ее продуктивностью, с другой. Наличие знаний, мыслей, желания высказать свое отношение к чему-либо наталкивается на отсутствие средств выражения. По-видимому, при традиционной организации речевого материала (при некоммуникативном подходе к обучению говорению) этот «конфликт» (между «хочу» и «могу») неразрешим. Усвоение времен, например, отделено значительным интервалом, что не дает возможности естественно выразить мысль и приводит, помимо всего прочего, к потере интереса к иностранному языку как средству общения. О характеристике речевой деятельности в целом мы отметим здесь лишь самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности. Этапы работы над речевым материалом при обучении говорению. Учитывая, что общий процесс усвоения материала основывается на схеме «навыки — речевое умение». Однако на обоих под этапах используются новые ситуации, что развивает все необходимые качества умения. Занятия на всех трех этапах составляют один цикл работы по усвоению определенной дозы речевого материала.

На наш взгляд, сегодня подход к изучению английского (и других) языков поменялся, и говорению теперь отводится первостепенная роль. Практически все современные методики настаивают на коммуникативной направленности обучения. Сегодня это особенно популярно. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.

Что предполагает обучение говорению?

Овладение коммуникативными навыками предполагает:

  • воспроизведение звуков и звуковых моделей;

  • использование интонационных моделей и ритмов, правильную постановку ударения в словах и предложениях;

  • отбор подходящих слов и типов предложений в зависимости от аудитории, социальной обстановки, темы и ситуации;

  • организацию мыслей в логической последовательности;

  • использование английского языка как средства выражения суждений;

  • умение говорить на английском языке бегло и с небольшим количеством пауз.

Диалогическая и монологическая формы общения при обучении.

При обучении говорению на английском языке выделяются две формы общения: диалогическая и монологическая. Обе формы являются важными, но все же особое внимание уделяется именно диалогической форме, поскольку она более коммуникативное направлена.

Диалогическая форма общения — наиболее характерна для коммуникативной функции языка. Ее освоение предполагает не только умение составить правильный ответ на вопрос собеседника или правильно задать вопрос. Это немаловажно, но помимо этого нужно уметь выражать согласие/несогласие, выражать сожаление, извинение, восторг и радость, неудовольствие и т. д. Необходимы, также знание материала темы (лексики, речевых образцов, сведений по грамматике) и умения работать со средствами наглядности, умения и навыки правильно отбирать и использовать соответсвующие речевые образцы (типовые фразы) с требуемым лексическим наполнением.

Что касается монологической формы общения, то единицами обучения монологическому высказыванию являются предложения, сверхфразовые единства и связный текст. На первом уровне (репродуктивном) не предполагается речевое творчество учащихся, поэтому языковое оформление и содержание определяются преподавателем. Второй уровень (репродуктивно-продуктивный) предполагает некоторые элементы к самостоятельности и творчества в высказываниях. Третий уровень — это уровень продуктивной монологической речи. На данном этапе обучаемый может на основе собственного языкового и речевого опыта выразить свое отношение к событиям и фактам, дать оценку, построить свое высказывание по собственному замыслу. При этом учащиеся должны узнавать языковой материал на слух и при чтении, умения сознательно осуществлять работу над услышанным или прочитанным текстом в целях запечатления его основного содержания: отвечать на вопросы по тексту или, используя средства зрительной наглядности, самостоятельно составлять вопросы, выделять существенные языковые ориентиры в виде опорных слов, фраз, заглавий к картинкам, плана и т. д. Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащегося как на родном, так и на иностранным языке. Оно связано с выбором содержания и формы того, что надо сказать. Формирование говорения должно протекать с помощью лексических и структурных опор, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также одновременно и с тем и с другим.

Виды деятельности, стимулирующие говорение

Учеными и лингвистами выделены основные виды речевой деятельности, которые стимулируют говорение. Ниже перечислены основные из них.

Дискуссия. Дискуссия при обучении может быть организована многими способами, она может быть направлена на обмен мнениями касательно какого-либо события, выражение мыслей по поводу прочитанного и прослушанного материала, совместный поиск решения той или иной проблемы и т. д. Для дискуссии формируются группы по 3–5 человек, им предоставляются спорные темы для обсуждения. Важно, чтобы каждый из участников группы имел возможность высказаться. Такой вид деятельности способствует быстрому принятию решений и развитию критического мышления.

Ролевые игры. В данном виде деятельности участники должны представлять себя в различных социальных контекстах и играть различные социальные роли. В таких играх преподаватель для обучения должен предоставлять участникам определенную информацию: кем они являются, что чувствуют и что думают по тому или иному поводу.

Имитационные модели. Имитационные модели по своей сути — это то же самое, что и ролевые игры, только более сложная и продуманная их форма. Для придания реалистичности той или иной ситуации при обучении используются различные предметы и вспомогательные материалы.

Информационные пробелы. Данный вид деятельности рассчитан на работу в парах. Учащиеся имеют ту или иную информацию, которой они обмениваются между собой. В процессе обмена информацией должны решаться какие-либо проблемы или осуществляться сбор информации. Каждый из участников диалога одинаково важен, потому только вдвоем участники смогут максимально точно и полно воссоздать предоставленную им информацию.

Мозговой штурм. Данный вид деятельности предполагает обучение продуцированию идей на заданную тему в строго ограниченный период времени. Мозговой штурм может применяться как для групп участников, так и для каждого взятого в отдельности.

Интервью. Изучающие английский язык проводят интервью по выбранным темам с различными людьми. Они составляют план и вопросы для интервью самостоятельно, преподаватель может лишь обозначить тему.

Завершение рассказа. Довольно интересный и продуктивный вид деятельности. Преподаватель рассказывает историю, но не до конца, останавливаясь перед развязкой. Затем каждый из участников предлагает свою концовку.

Описание по картинкам. Преподаватель предлагает картинку или серию картинок, а обучаемые должны описать то, что изображено на картинке, либо составить рассказ по серии картинок.

Доклад. Каждый студент должен приготовить перед занятием рассказ на заданную тему, а затем в сжатой форме, соблюдая логичность повествования, изложить обработанную информацию.

Говорение тесно связано с другими видами речевой деятельности: аудированием, чтением и письмом. Связь говорения и аудирования обусловлена сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования.


Литература:

  1. Методика обучения ин/яз в средней школе. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. и др. — Высш.шк, 1982.

  2. Пути улучшения преподавания ин/яз. Суворова С. П. — М. «Мысль», 1970.

  3. Настольная книга преподавателя ин/яз. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. — М.: Высш.шк, 1999.

  4. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. И. Л. Бим. Москва «Русский язык» 1977г.

  5. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. Москва «Просвещение» 1988г.


Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, говорение, обучение, речевая деятельность, речевой материал, вид деятельности, неподготовленная речь, умение, язык, логичная речь.

Похожие статьи

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Основными видами речевой деятельности являются говорение, слушание, чтение и письмо. Речевая деятельность, как совокупность действий, может входить в более широкую деятельность людей (трудовую и познавательную).

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный

Современные подходы к обучению иноязычному говорению. Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

учащийся, иностранный язык, вид деятельности, устная речь, говорение, язык, речевая деятельность, швейцария, коммуникативное обучение, устное общение.

Активизация навыков говорения при общении с носителями...

Таким образом, сочетание традиционной аудиторной методики преподавания с живым общением с носителями языка позволяет в значительной мере усовершенствовать умения и навыки, как говорения, так и понимания иноязычной речи на слух.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

обучение английскому языку, речевые умения, речевые навыки

обучение английскому языку, речевые навыки, речевые умения, педагогические условия развития умений устной речи.

Ключевые слова: английский язык, навык говорения, методы преподавания, метод...

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Обучение диалогической речи в контексте...

Ключевые слова: диалогическая речь, речевая ситуация, профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение...

Организация речевого материала при обучении говорению

В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке. Ключевые слова: речевая деятельность, организация материала, речевая единица, речевая функция, язык, фраза, аспект, грамматика...

Похожие статьи

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Основными видами речевой деятельности являются говорение, слушание, чтение и письмо. Речевая деятельность, как совокупность действий, может входить в более широкую деятельность людей (трудовую и познавательную).

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный

Современные подходы к обучению иноязычному говорению. Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

учащийся, иностранный язык, вид деятельности, устная речь, говорение, язык, речевая деятельность, швейцария, коммуникативное обучение, устное общение.

Активизация навыков говорения при общении с носителями...

Таким образом, сочетание традиционной аудиторной методики преподавания с живым общением с носителями языка позволяет в значительной мере усовершенствовать умения и навыки, как говорения, так и понимания иноязычной речи на слух.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

обучение английскому языку, речевые умения, речевые навыки

обучение английскому языку, речевые навыки, речевые умения, педагогические условия развития умений устной речи.

Ключевые слова: английский язык, навык говорения, методы преподавания, метод...

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Обучение диалогической речи в контексте...

Ключевые слова: диалогическая речь, речевая ситуация, профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение...

Организация речевого материала при обучении говорению

В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке. Ключевые слова: речевая деятельность, организация материала, речевая единица, речевая функция, язык, фраза, аспект, грамматика...