Библиографическое описание:

Мухаммадиев К. Б. Технология организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий в зонах с жарким климатом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 161-163.

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с высокой температурой в зонах с жарким климатом, к каким неудобствам и дискомфорту они могут привести при организации и проведении спортивной и физкультурной работы. Часто во время занятий физическими упражнениями, что особенно актуально для мест с жарким климатом, происходит обезвоживание организма. Особенно летняя жара не может не сказаться на общем состоянии организма. То есть в результате перехода из солнцепека в тенистые и прохладные места мы тем самым вольно или невольно можем нанести вред окружающей среде, например деревьям.

При высокой температуре вода, накопившаяся в лужах, быстро портится под действием жары и солнечных лучей, что может оказать негативное влияние на окружающую среду. Вода из засорившейся лужи служит источником воды для птиц и животных, а вместе с тем и источником заражения различными заразными заболеваниями. Больные птицы и животные в свою очередь могут заразить здоровых особей, в некоторых случаях заболевают и люди, употребившие в пищу мясо этих животных и птиц.


Ключевые слова: температура, воздух, жара, прохладный, жаждущий, окружающая среда, отходы, вода, солнце, свет, осторожный подход, загрязнение, расточительность, природа, отрицательный, глобальная проблема, богарный, море, растительный мир и мир растений, красная книга, мнение, спортивные площадки, очищение, карбонат-ангидрид, кислород, водоём (сардоба), гора, пустыня, путешествие, осадки, потребность, сооружение, ледяной, благой, богоугодный, водоем, купол, деревянный, фундамент, каравансарай, кирпич, хумдан, фаянс, труба, пыль и грязь.


Komil Burkhanovich Mukhammadiev, teacher of physical training

Institute of engineering railway and transport in Tashkent


In given article the problems connected with a heat in zones with a hot climate are considered, they can result in what inconveniences and discomfort at the organisation and carrying out of sports and sports work. Often during employment by physical exercises that is especially actual for places with a hot climate, there is an organism dehydration. Especially summer heat should affect the general condition of an organism. That is as a result of transition from a blaze of the sun in shady and cool places we thereby it is free or we can involuntarily harm to environment, for example trees.

At a heat the water which has collected in pools, quickly spoils under action of a heat and solar beams that negative impact on environment can make. Water from the got littered pool is a source of water for birds and animals, at the same time and an infection source various infectious diseases. Sick birds and animals in turn can infect healthy individuals, in some cases the people who have used in food meat of these animals and birds fall ill also.


Keywords: temperature, air, a heat, cool, thirsting, environment, a waste, water, the sun, light, the cautious approach, pollution, wastefulness, the nature, negative, a global problem, bogarno'y, the sea, flora and flora, the red book, opinion, athletic fields, clarification, a carbonate-anhydride, oxygen, a reservoir (sardoba), mountain, desert, travel, deposits, requirement, a construction, ice, good, charitable, a reservoir, a dome, wooden, the base, karavansaray, a brick, xumdan, faience, a pipe, a dust and a dirt.


Очень жаркий климат южных районов республики и весьма высокая температура летних дней доставляет массу неудобств не только в быту, но и во время уроков физкультуры как для преподавателя, так и для студентов. Как известно, в связи с проведением занятий по физической культуре на открытом воздухе студентам в большинстве случаев приходится коротать время там, где им удобно. Конечно, то, что уроки физкультуры проводятся на отрытом воздухе идет им только на пользу, однако при этом во время занятий они оказывают не самое положительное воздействие на окружающую их среду. То есть в результате перехода из жары под тень деревьев могут пострадать эти самые деревья, под которыми мы находим спасение. Поломка ветвей деревьев, оставленные после себя баклажки от прохладительных напитков, загрязнение окружающей среды различными отходами — все это не лучшим образом отражается на состоянии окружающей среды. После физических упражнений организму требуется много жидкости, в том числе возрастает его потребность в воде. Во всех спортивных комплексах имеются душевые комнаты, а также установлены специальные фонтанчики для утоления жажды, однако многие равнодушны к случаям, когда питьевая вода бесконтрольно льется из-под крана. Однако в результате того, что вода бесконтрольно течет из оставленного открытым крана, появляются лужи. При высокой температуре вода, накопившаяся там, быстро портится под действием солнечных лучей, что может оказать негативное влияние на окружающую среду. Вода из засорившейся лужи служит источником воды для птиц и животных, вместе с тем источником заражения различными заболеваниями. Заразившиеся (заболевшие) птицы и животные в свою очередь могут заразить здоровых особей, в некоторых случаях могут заболеть люди, употребившие в пищу мясо заболевших животных и птиц.

Осторожное обращение с окружающей средой, предупреждение оказания отрицательного влияния на природу загрязнением и прививать студентам бережливое отношения к воде, тем более к питьевой, которого на планете осталось не так уж и много. Вот основные постулаты, которые обязан знать и должен придерживаться любой студент. В свою очередь, студенты должны сами вести разъяснительную работу среди населения, в махаллях, школах и предприятиях. Природа может отплатить нам за наше бездумное к ней отношение и наше вредное (отрицательное) влияние, оказанное на нее. Одна из глобальных проблем современности — нехватка питьевой воды, а также как результат неразумного (нерачительного) использования водных ресурсов Центральной Азии и Казахстана — высыхание Аральского моря, соли которого, поднимаясь со дна бывшего моря, распространяются по прилегающей к ней огромной территории, и они не только наносят непоправимый урон экологии этого региона, но и наносят вред здоровью проживающего здесь населения.

Ни для кого не секрет, что в результате варварского отношения человека к природе с лица Земли исчезли многие и многие виды животных и растений. Теперь мы пытаемся спасти хотя бы оставшиеся из них, внеся в качестве последней меры в Красную книгу. В то же время, мы не должны успокаиваться тем, что редкие виды птиц, животных и растений нашли место в Красной книге, а должны более глубоко и широко внедрять студентам понятие о неповторимости природы и ее невозвратности. Для сохранения более мягкого климата необходимо озелененять территорию, сажать саженцы плодовых и декоративных деревьев. Целесообразно, чтобы вокруг спортивных площадок были посажены деревья, которые выделяли бы из себя кислород, и очищали бы воздух прилегающей территории.

Нужно организовать в районах с жарким климатом экомарафон и семинары среди групп на тему «Сохраним природу», издание статей на экологические темы и т. д. В процессе занятий необходимо при помощи доступных примеров довести до сознания студентов положительное влияние здоровой окружающей среды на протекающие в их молодом, растущем организме процессы.

Наши предки в прошлом много путешествовали, которые могли длиться очень долго, и им при этом приходилось преодолевать огромные расстояния, через горы и пустыни. Для того, чтобы решить возникшие во время пути проблемы с водой, они придумали сардобу.

В нашей работе было всесторонне раскрыто значение этих самых сооружений водоем (сардоба) не только для своего времени, но и для формирования у нынешних студентов культуры отношения к природе, окружающей среде, его место в жизни того общества.

В средние века нашим предкам, занимаясь торговыми делами, приходилось переезжать из города в город, из страны в страну, передвигаясь при этом пешком или вместе с караванами. Из-за больших расстояний они страдали от отсутствия воды и обезвоживания. Поэтому, чтобы избежать обезвоживания, ими стали сооружаться водоемы (сардобы), сооружения служащие для сбора осадковых, подземных и талых вод, тем самым, помогая утолить жажду и удовлетворяя потребность в питьевой воде проезжающих мимо купцов и караванов.

Наши предки воздвигали в прошлом такие сложные с технической точки зрения сооружения. Подобные водные сооружения назывались водоема (сардоба)ми. Само слово водоем (сардоба) происходит с фарси и в буквальном переводе означает — холодная вода, т. е. прохладное место, где хранится вода. Водоемы (сардобы) служили обеспечению питьевой водой не только караванов, но и одиноких путников и местное население, а также ими пользовались для того, чтобы напоить крупный рогатый скот.

Достаточно бросить одного взгляда в историю, чтобы убедиться, что земли Кашкадарьи были одним из мест, нуждающейся в чистой, питьевой воде. Вместе с тем, одно из ответвлений Великого Шелкового пути также проходил по этим землям, и караваны отсюда шли от Самарканда в Китай, Индию, от Бухары до Афганистана, от России до Ирана и другие страны Востока.

Из исторических источников известно, что на территории Мавераннахра существовали 44 водоемы (сардобы), из которых 29 были построены именно на территории Каршинской степи. В прошлом в Средней Азии строительство водоемы (сардобы) считалось благим, богоугодным делом, и многие подобные сооружения были возведены методом уборки (хашара).

Строительство водоемы (сардобы) было делом сложным и требовало много времени, верх ее был куполообразный, а диаметр водоема составлял 10–14 м, глубина 10–15 м, фундамент находился выше уровня земли. Стены и купол возводился из жженого кирпича и ганча, фундамент из тесаных камней. Для строительства водоемы (сардобы) деревом почти не пользовались.

Для попадания света вовнутрь и сохранения температуры внутри сооружения равномерной, на восточной и западной стороне оставлялись проемы, а ветер обычно дул с запада на восток. Нижний вход внутрь водоемы (сардобы) устраивался против ветра, с северной стороны. Для того, чтобы в водоем попадала вода, в нее делались проемы с боковых сторон. Для спуска к воде вырубались ступеньки. Рядом с сардобой всегда находился каравансарай, где после долгого пути отдыхали караваны и одинокие путники, запасаясь при этом пресной водой. Методы сооружения, сохранения и использования воды имели свои экологические особенности. Воду, глину и песок для сооружения водоемы (сардобы) специально привозили из далеких, особых, специальных мест, а ганч из Караулбазара, или Нураты. В песок добавляли золу янтака, камыша, жулгуна. Кирпич, используемый для возведения сооружения, должен был быть одновременно и жаро-, и холодостойким.

После того, как глину довольно долгое время выдерживали на солнце, затем в нее добавляли верблюжью шерсть. Саманный кирпич 1–2 года лежал на солнце, из которых отбирались самые лучшие и их обжигали в печи (хумдане). Для обжига в печи использовали дрова тутовника, абрикоса. В кирпич добавляли овечье молоко и верблюжью шерсть. В результате сооружение получалось еще более прочным, и не пропускало воду. Вода из водоемы (сардобы) оставалась одинаково вкусной в течение 2–2,5 лет. Вода зимой сохранялась теплой, а летом — холодной. Дно водоемы (сардобы) было круглой формы, и для того, чтобы вода не уходила вниз, на дно укладывались по три слоя каждый: шкура крупного рогатого скота, верблюжья шкура и вяленого восточного паласа, на что затем ложили слой узора (ганча), а на самый верх высококачественный кирпич.

Существовали свои правила пользования этим источником (водоемом). Возле водоемы (сардобы) на веревке оставлялось ведро. Воду из водоемы (сардобы) доставали только с помощью этого ведра. Возле водоема существовала специальная поилка для скота, куда вода подавалась по специальным желобам. По сторонам от водоемы (сардобы) укладывались специальные фаянсовые, каменные трубы. Если через одну из них сюда подавалась вода, то через вторую водоем время от времени очищали. Загрязнять, выливать отстойную воду, загрязнять вокруг сооружения строго запрещалось. По осени, после начала осадков, водоема (сардобу) чистили путем всеобщего уборки (хашара).

По пути воды строили большие водоемы, дамбы (хаузы), вокруг них благоустраивали, сажали разные фруктовые и декоративные деревья. К водемам (сардобам) были пристроены специальный сторож и уборщик, которые следили за чистотой и контролировали использование водоема. Водоемы (сардобы) по своему географическому расположению, природе и рельефу местности делились на водоемы (сардобы), наполняемые от осадков, вод арыков и каналов, а также от подземных источников. При сооружении водоемы (сардобы), которая пополнялась за счет вод от осадков, немаловажное значение имел выбор места для строительства, так как она должна была наполняться талыми водами и дождевыми стоками с окружающих возвышенностей. На сегодня в Кашкадарьинской области сохранились лишь семь подобных сооружений. Это — Камашинская, Майманакская, Чилкупольская, Нишанская, Сурхинская, Старогородская (Кухна шахар) водоемы (сардобы) и водем (сардоба) Мир Хайдар Султана.

Сохранившиеся нынче водоемы (сардобы) нужно отреставрировать и использовать не только как исторический памятник, но ими можно пользоваться по их прямому назначению, как источники чистой, питьевой воды. Из-за того, что талые воды нынче текут через земли, грунт, который долгие годы обрабатывался пестицидами, различными химикатами, из-за попадания в сооружение разного рода мусора становится непригодной для питья. Но все же данное сооружение, созданное нашими предками для сохранения чистой питьевой воды, являлось своего рода передовым словом того времени. Оно учит молодое поколение осторожному обращению к окружающей среде, в частности, к одному из ее основных компонентов — воде. Водоемы (сардобы) как источники воды долгие годы служили нашим отцам и дедам, благополучию народа. Они являлись символом чистоты, учили беречь каждую каплю питьевой воды, что весьма актуально на сегодняшний день.


Литература:

  1. Bo'riyev O. Maymanoq sardobasi. Fan va turmush. № 7. 1991. — 10–11b.

  2. Turdiqulov E. O., Turdiqulov U. Markaziy Osiyoda ekologik ta'lim taraqqiyoti. Toshkent: 2005

  3. To'xtayev A., Tillaboyeva M. Rang-barang olam. — Toshkent. Yozuvchi, 2002. — 47 b.

  4. Rasulov M. Suv hayot manbai. — Toshkent: Yozuvchi, 2002. — 47b.

  5. Abdullayev X. va boshqalar. Tuproq, biosfera va ekologik muammolar. — Toshkent: Universitet, 1994. — 54 b.

  6. Ekologiya va tabiatdan foydalanish ta'lim yo'nalishi umumkasbiy fanlar bo'yicha o'quv dasturlari. — Toshkent: O'zbekiston Millliy Universiteti, 2003. — 282b.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle