Библиографическое описание:

Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.

Главная задача образовательной политики школы на современном этапе — обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества. Современные процессы, происходящие в жизни в страны, привели к необходимости формирования и реализации модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития.

При использовании современных технических средств значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его метод и содержание. ИКТ позволяют индивидуализировать и активировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Они обладают богатыми воспитательными возможностями, приучают к аккуратности, вниманию, организованности.

В структуре готовности педагога к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе можно выделить следующие компоненты: мотивационный (адекватное представление о роли информационных технологий в современном обществе, понимание целей, задач информатизации образования, желание активно участвовать в этом процессе). Целевой (четкое представление о целях и возможностях использования этих технологий в процессе преподавания конкретной дисциплины). Информационный (знание современных ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), их образовательных и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования). Деятельностный (умение работать с различными электронными средствами, создавать собственные продукты учебного назначения).

Для реализации современных образовательных задач недостаточно использования продуктов, созданных профессиональными издательствами. Постоянно возникает необходимость разрабатывать собственные учебные электронные продукты (информационно—справочные материалы, фотографии, статьи, рисунки, видеофрагменты, презентации).

Я стараюсь направить образовательную деятельность на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.

Главная задача при этом—развитие у обучающихся способности к самоопределению, сомоорганизации и самореализации. В условиях традиционного образования это осуществить практически невозможно.

Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов, т. е. наблюдение и эксперимент. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

По возможности (т. к. в кабинете нет компьютера) я использую ИКТ. У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких, опорных образов, дающих необходимую информацию, что облегчает запоминание.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств, применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений, известных людей и др.,

  • отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,

  • схемы и таблицы,

  • тесты, кроссворды для проверки знаний,

  • ·видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.

Использование на уроках ИКТ (презентаций, интерактивной доски и т. д.) позволяет сократить потери рабочего времени, научить ребят работать самостоятельно, приучает их к дисциплинированности и точности выполнения заданий, сокращает время для осуществления самопроверки или взаимопроверки. Появляется возможность организовать работу каждого ребенка, оценить его на уроке, это очень важно для поддержки мотивации ученика.

Применение ИКТ целесообразно также для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и внеклассных мероприятий.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность учащихся на уроках, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности.

Роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения.

Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать, а также развивает творческие способности обучающихся.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой,--не только дать знания детям, а научить их учиться, вооружать обучающихся умениями и навыками работы с книгой, с иными источниками информации, работать охотно, самостоятельно, творчески.


Литература:

  1. Гузеев В. В. Образовательные технологии XXIв: деятельность, ценность, успех./-М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.--с.96

  2. Никишина И. В. Инновационный образовательные технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. //Интерактивные формы методического обучения.—Волгоград: Учитель, 2007.—с.145–147

  3. Образовательные технологии XXIв: сб. статей; под ред.Тихомировой К. М.—М.: Типография МИФИ, 2004.—с.165

  4. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии//Завуч.—2055.--№ 5.—с.54–56

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle