Библиографическое описание:

Гайдай С. Н. Становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 151-154.

Социокультурная ориентация современного образования предполагает создание условий для накопления личностью индивидуального продуктивного опыта, для раскрытия ее культуротворческого потенциала. Данная проблема особо значима в процессе вузовской подготовки студентов-музыкантов, поскольку характер их учебной деятельности опосредован художественным творчеством, предполагающим специфику в подходах к практическому постижению музыкального искусства. Важнейшим показателем соответствия вузовского обучения современным требованиям к качеству образования является самостоятельная работа студентов, организация которой традиционно выступает в качестве актуальной задачи и в педагогике музыкального образования. При этом в ходе овладения музыкальным мастерством как разновидностью художественного творчества важно не только освоение методики организации самостоятельной работы в музыкальной деятельности, но и достижение ряда педагогических задач: развитие у студента самостоятельности мышления, воспитание умения инициативно и творчески созидательно осваивать различные сферы музыкального искусства.

Осмысление проблемы самостоятельной работы имело в педагогике свою историю, на протяжении которой наблюдалось изменение подходов к трактовке позиции обучающегося: от объекта педагогического воздействия — к субъекту учебно-познавательной деятельности. Исследование источников самостоятельности личности, выявление условий продуктивных начал познавательной деятельности дало основания ученым сформулировать положения о самостоятельной работе с позиций культурологического подхода (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. Н. Куликова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.). Базовой для разработки данного подхода стала концепция взаимосвязи субъектной и субъективной позиции личности в ее целостном развитии, согласно которой источник активности личности заключен в самом человеке, в его природной основе (теория «самости»). Действуя, личность актуализирует свой внутренний потенциал, благодаря чему расширяется сфера ее восприимчивости к внешним условиям. «В основе культурологического подхода к трактовке самостоятельной работы обучаемых лежит мысль о том, что самостоятельная работа может являться не только средством накопления знаний и умений, но и важным фактором развития творческой активности личности, когда самостоятельная работа принимает творческий характер. Самостоятельная работа в таком русле рассматривается как качественная характеристика учебно-познавательной деятельности личности, которую нельзя свести к какому-либо ограниченному отрезку времени, когда ученик выполняет определенное задание, рекомендованное преподавателем» [3, с.14].

Целью и содержанием учебной деятельности студентов-музыкантов выступает художественное творчество. Особенности искусства определяют вектор их учебно-познавательной деятельности, которая, по сути, является художественной. Поэтому данную деятельность можно определить как учебно-художественную. Одним из специфических признаков учебно-художественной деятельности, по нашему мнению, является возникновение собственного художественного образа, реализуемого в исполнении музыкального произведения. Л. С. Выготский считал, что творческой деятельностью может быть такая деятельность человека, «результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий…» [2, с.5]. Именно в условиях учебно-художественной деятельности могут быть созданы условия для развития творческих задатков личности, реализованы возможности расширения сферы творческой деятельности.

Несмотря на актуальность и значимость проблемы самостоятельности в развитии личности студента-музыканта, однозначная трактовка данного понятия применительно к учебно-художественной деятельности отсутствует. В научно-методической литературе, касающейся содержания музыкального образования, употребляются выражения «творческая самостоятельность», «самостоятельное музыкальное мышление», «самостоятельная работа на музыкальном инструменте». Причем трактуются эти понятия по-разному и чаще всего достаточно приблизительно и общо. Г. М. Цыпин пишет по этому поводу: «Понятие самостоятельности в обучении музыке вообще и музыкальному исполнительству в частности неоднородно по своей структуре и внутренней сущности. … В собственно педагогическом аспекте проблема воспитания самостоятельности учащегося-музыканта затрагивает и методы преподавания, и приемы (способы) учения, и формы организации учебной деятельности в музыкально-исполнительском классе» [6, с. 356–357].

Как показывает анализ исследований, в современной музыкально-педагогической науке самостоятельная работа рассматривается в нескольких значениях:

  • в качестве характеристики личности («самостоятельность личности»);

  • как характеристика интеллектуальной деятельности обучаемого («самостоятельность мышления», «интеллектуальная самостоятельность»);

  • и в качестве наиболее общего показателя — «творческой самостоятельности».

Необходимо отметить, что названные значения не имеют строгого разграничения, являясь во многих смыслах взаимосвязанными и не исключающими друг друга.

Воспитание самостоятельности достигается в самостоятельной деятельности и является сложным и многогранным процессом, в ходе которого самостоятельность как бы проходит ряд уровней. Логика этого процесса предполагает движение от репродуктивно-подражательной к поисково-исполнительской и от нее — к творчески самостоятельной деятельности. Данная закономерность была научно обоснована Л. С. Выготским в его учении о «зоне ближайшего развития» и стала ведущей в концепции развивающего обучения, где постулируется положение о самостоятельности как о ведущем новообразовании личности, выступающим основным показателем достигаемого эффекта образования. Разработанные в дидактике теория развивающего обучения и концепция содержания опыта продуктивной деятельности были творчески адаптированы к сфере музыкального образования Г. М. Цыпиным. Им сформулированы принципы развивающего музыкального образования и, в том числе, принцип отхода от пассивных, репродуктивных методов обучения, предполагающий такую работу с текстом, при которой «с максимальной полнотой проявлялась бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося-исполнителя» [6, с.358].

Базовой характеристикой, объединяющей понятия «самостоятельность мышления» и «творческая самостоятельность», выступает категория творческого мышления. Э. Б. Абдуллин по этому поводу пишет: «Как музыкальное, так и психолого-педагогическое мышление нередко приобретает творческий характер, что проявляется в индивидуальном, неповторимом видении, понимании музыки и музыкально-педагогического процесса, в нахождении оригинальных способов решения поставленных музыкально-педагогических задач» [1, с.185]. Тем самым, применительно к процессу музыкального обучения можно говорить о том, что основой развития самостоятельности личности в музыкальной деятельности является воспитание ее творческого (продуктивного) мышления.

На преобразующую деятельность интеллекта в процессе музыкального образования обращает внимание И. Н. Немыкина. Интеллектуальная активность представляется ей своеобразным видом деятельности, где интеллектуальное умение и общие качества мышления взаимодействуют со специфическими музыкальными способностями [4, с. 56]. Е. Н. Федорович также указывает на данную взаимосвязь, подчеркивая следующее: «В педагогике музыкального образования активизация обучения рассматривается как система целостных педагогических воздействий, включающая в себя развитие интеллекта обучающихся в тесной связи с активизацией эмоционально-эстетического компонента в их музыкально-познавательной деятельности» [5, с.148]. Особо указывает Е. Н. Федорович на трансформацию общедидактического принципа развития продуктивного мышления — переноса сформированного приема учебной работы в новую ситуацию — в принцип самостоятельности и творческой инициативы [5, с.153].

Самостоятельная деятельность студентов предполагает включение в нее формирующихся операций и перенос ранее сформированных операций, навыков и умений в новые условия. Самостоятельную работу над новым музыкальным произведением в этом плане правомерно рассматривать как средство вовлечения студентов в самостоятельную учебно-художественную деятельность: как средство ее логической и психологической организации. Стимулируя самостоятельную мыслительную деятельность обучающегося, преподаватель должен учитывать, что необходимость в активизации мышления возникает у человека в тех случаях, когда появляются условия, в которых он не может выполнить известного действия прежними способами и вынужден искать новые способы действия. Таким образом, важными условиями формирования творческого мышления являются активизация восприятия и музыкально-слуховых представлений, музыкально-теоретические обобщения, основанные на взаимодействии логического и эмоционального в музыке. Развитое творческое мышление является основой становления творческой самостоятельности личности музыканта.

В целом ряде работ ученых-музыкантов (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, И. Н. Немыкина, Л. А. Рахимбаева, Г. М. Цыпин и др.) самостоятельная работа обучающихся связывается с творческим характером процесса овладения музыкальным мастерством, его сущностью и направленностью. Поскольку становление самостоятельности будущего музыканта происходит в условиях творческой деятельности и своею целью имеет творческие достижения, в музыкальной педагогике утвердилась точка зрения, определяющая самостоятельность как «творческую самостоятельность».

Применительно к процессу инструментального исполнительства, который является одним из наиболее распространенных видов музыкальной деятельности, творческая самостоятельность, как правило, трактуется как способность самостоятельно осуществлять весь цикл работы над произведением, создавать свой образ музыкального текста, а также характер исполнения музыкального произведения. В понятие творческая самостоятельность музыканта, следовательно, включаются такие действия как целеполагание, решение проблемной задачи, рефлексия, самоконтроль и самоанализ.

Проблема развития творческой самостоятельности в обучении музыке имеет два близко расположенных, хотя и неодинаковых аспекта. Один из них связан с конкретным результатом соответствующей деятельности, другой — со способами ее осуществления: как трудился ученик, добиваясь намеченной художественно-исполнительской цели, в какой мере его усилия носили поисково-творческий характер. Можно сказать, что процесс организации самостоятельной работы в качестве основного компонента должен включать развитие умения инициативно, творчески созидательно осваивать различные сферы музыкального искусства. Следовательно, в процессе формирования музыкального сознания одинаково важным является и то, что приобретено студентами в ходе обучения, и то, как совершались эти приобретения, какими путями достигались те или иные результаты.

Итак, становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности является важнейшим фактором развития индивидуальных креативных качеств личности как ведущего компонента социокультурного развития человека. Для педагогики музыкального исполнительства характерно осознание важности творческого характера самостоятельной работы, необходимости целостного анализа и теоретического обоснования условий и путей ее организации. Развитие самостоятельности студентов-музыкантов рассматривается как одно из ключевых направлений педагогической работы и формулируется в виде центрального методического принципа данного процесса. Основой развития творческой самостоятельности в учебно-художественной деятельности является воспитание творческого мышления, важными условиями формирования которого являются активизация восприятия и музыкально-слуховых представлений, формирование музыкально-теоретических обобщений, основанных на взаимодействии в музыке логического и эмоционального начал.


Литература:
  1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учеб. пособие. М.: ИЦ «Академия», 2004.

  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.

  3. Гайдай С. Н. Взаимосвязь феноменов самостоятельности и творческой активности в учебно-познавательной деятельности личности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. — 2009. — № 5. — С.12–19.
  4. Немыкина И. Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997.

  5. Федорович Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001.

  6. Цыпин Г. М. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта / Психология музыкальной деятельности: Учеб. пособие / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. / Под ред. Г. М. Цыпина. М.: ИЦ «Академия», 2003. — С.355–361.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle