Библиографическое описание:

Савина Л. Б., Руднева Р. П., Шевченко С. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.

Традиционно под преемственностью в образовании понимается установление необходимых связей и соотношений между учебными дисциплинами или частями учебного предмета на разных ступенях изучения. Преемственность между обучением и воспитанием в семье и в детском саду служит важным условием для установления единых подходов и требований на следующей ступени школьного образования. [1, с. 20]

Проблема готовности к обучению становится особенно острой и значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправить ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включению в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушение в развитии: неуверенность, потеря интереса к учебе. Однако запоздалое начало так же неблагоприятно сказывается на обучении. [2, с.163]

Какие же условия нужно создать в ДОУ, чтобы обеспечить детям, каждому ребенку в отдельности безболезненное вхождение в школьную жизнь и дальнейшее радостное успешное обучение в ней?

На наш взгляд, возможности осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования лежат в раскрытие потенциала детского сообщества, прослеживании его культурной и исторической ценности, определении его значимости в становлении личности каждого ребенка. [1, с.21]

Учение как деятельность складывается в школьные годы, но основы ее возникают в дошкольном детстве. В современных условиях с ребенком занимаются и дома, и в детском саду. Важнейшим элементом образовательной деятельности является слушание рассказов и книг. В процессе формирования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе важно использовать разнообразные формы и методы развития интеллекта детей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщений и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Существует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную, по особым правилам, внешнюю деятельность. Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Благодаря им, происходит переход от предметного внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идет слабо и вяло.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием таких способностей, как способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе.

Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операции. Первый − усвоение нового правила работы (решение задачи и т. п.); второй − перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фразы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе. Обучение лучше осуществлять в игровой деятельности детей. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

Для развития интеллектуальных способностей можно использовать следующие игры: «Геоконт», «Конструктор цифр», «Прозрачный квадрат», «Счетовозик», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Планета умножения», «Ларчик», Конструктор цифр «Радуга». Данные игры способствуют развитию интеллекта детей. Используя их, можно постоянно усложнять познавательные задания и решать большое количество задач.

Существуют теории, которые рассматривают взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками как фактор интеллектуального развития. В отечественной психологии вопросы интеллектуального развития рассматриваются в русле идей, высказанных Л. С. Выготским в контексте концепции культурно-исторического развития. Л. С. Выготским создана концепция развития интеллекта и мышления, в основе которой лежит принцип единства сознания и деятельности. Л. С. Выготский рассматривал процесс развития интеллекта через взаимодействие двух видов деятельности: внешней и внутренней. Особо он подчеркивал роль перенесения внешних действий на внутренний план. Внутренняя деятельность является производной от внешней. Исходя из этого, их элементы взаимозаменяемы. В умственную деятельность могут входить внешние действия, в структуру практической деятельности − мыслительные операции и действия. В дальнейшем это положение развивал А. Н. Леонтьев, который рассматривал процесс развития интеллекта через механизм усвоения социальных форм деятельности и преобразования их во внутренние психические процессы, т. е. в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Согласно концепции культурно-исторического развития интеллектуальная деятельность формируется посредством общения и усвоения предметно-практической системы операций. Например, Г. А. Берулава рассматривает интеллектуальное развитие ребенка в аспекте овладения знаниями с учетом форм творческой самостоятельности ребенка и внешней помощи в процессе взаимодействия с воспитателями и родителями. Следует отметить, что в этом случае необходима организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Поскольку в психологии интеллектуальное развитие предполагает проявление активности когнитивных механизмов, формирование которых подчиняется управлению из социальной среды через общение и освоение предметно-практической системы действий.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

  • учет целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей;

  • процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный − осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления. В связи с этим, понятие − это «процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями;

  • понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;

  • учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. Поэтому так значима обоснованная и правильная постановка вопросов педагогом, направляющего мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов;

  • методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка;

  • интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последовательность или этапность развития понятий дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.

Данные положения, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Таким образом, мы считаем, что процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов в процессе формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.


Литература:

  1. Журнал «Современный детский сад» № 6 2010г. Издатель: ООО «АРКТИ»

  2. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

  3. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе?: Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. — 2001. − № 8. — С. 99–101.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle