Библиографическое описание:

Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Готовность одаренных детей к профессиональному самоопределению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 125-127.

На пороге ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В связи с заметным ускорением в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации появилась необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменился взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

На современном этапе развития науки «одарённость» преимущественно понимается исследователями как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности» [2].

В этих условиях наблюдается возрастающее внимание отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми. Нам интересна работа по изучению уровней готовности одаренных детей всех вышеназванных категорий к профессиональному самоопределению.

Готовность к социально-профессиональному самоопределению — это интегративное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Анализ профессионального самоопределения как социально-психологического и социокультурного феномена указывает на его сложный интегративный характер. Так, например, в некоторых исследованиях утверждается связь самоопределения со способностью личности к самодетерминации, ориентацией человека на самостоятельно формируемые жизненные перспективы. Именно в контексте жизненных перспектив должно осуществляться, по их мнению, исследование самоопределения, что неизбежно выводит исследователя на ценностные ориентации, жизненные планы и цели человека [1].

Формирование готовности к профессиональному самоопределению это с одной стороны, педагогическое воздействие на учащихся с целью подготовки их к профессиональному самоопределению, а с другой стороны, процесс организации и образования готовности к этому самоопределению.

В ходе развития профессионального самоопределения школьников происходят изменения и превращения в их сознании, условленные развитием умений самоанализа, способности анализировать учебную и профессиональную деятельность; накопление допрофессионального, в некоторых случаях и профессионального опыта, приобретаемого в профессиональных пробах. В результате формируется способность личности выбирать учебную и профессиональную области, соответствующую ее интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда. Данная способность рассматривается как динамическая характеристика профессионального самоопределения, и измерение ее позволяет прогнозировать успешность адаптации в профессии, а самому школьнику выявлять адекватность собственных возможностей особенностям профессиональной деятельности. Личность школьника при этом рассматривается в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Выделены следующие показатели готовности учащихся средних классов к профессиональному самоопределению:

  • нравственная готовность: трудолюбие, осознание цели своей жизни, понимание личностной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала;

  • психофизиологическая готовность: сформированность учебных и профессиональных интересов и склонностей; сформированность социально и профессионально значимых мотивов выбора профессии; сформированность профессионального самосознания; адекватная самооценка;

  • практическая готовность: профессиографическая грамотность; знание научных основ правильного выбора профессии; наличие предварительного профнамерения; информированность о содержании и условиях труда по выбираемой профессии.

Отношение к труду является одним из показателей нравственной зрелости и готовности к социально-профессиональному самоопределению. Человек, не привыкший трудиться, не сможет реализовать себя ни в одной профессии и не добьется мастерства в профессиональной деятельности. Поэтому трудолюбие является, на наш взгляд, обязательным показателем готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению.

Наиболее полное и системное представление о личностном развитии одаренных детей, в котором объединяются различные исследования о развитии личности одаренного ребенка, содержится в Рабочей концепции одаренности. Авторы концепции (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич) подробно освещают проблему особенностей личности одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, качеств личности детей и неравномерность их психического развития.

Основываясь на данной Концепции, а также учитывая тот фактор, что основным компонентом готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность, нами выделены примерные уровни готовности одаренных детей к социально-профессиональному становлению: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризуется наличием сформированной мотивационной основы выбора профессии, положительным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в выборе профессии, наличием обоснованного плана профессионального самоопределения, включающего запасные варианты выбора профессии; наличием адекватного представления об индивидуальных особенностях, знанием о предъявляемых профессией требованиях к человеку, умением анализировать и сопоставлять их между собой. Учащиеся с таким уровнем готовности целенаправленны; на основе типа личностного самоопределения могут составлять и осуществлять личный профессиональный план, видят ближние и дальние перспективы своей профессиональной судьбы, могут осуществлять контроль и самоконтроль в ходе выбора профессии.

Учитывая эту характеристику, можно сделать вывод о том, что высокого уровня готовности к социально-профессиональному самоопределению могут достигнуть лишь одаренные дети с гармоничным типом развития, высокие достижения которых в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем личностного развития.

Группа одаренных детей с гармоничным типом развития характеризуется высокой адаптацией к школе и коллективу сверстников, эмоциональной и физической зрелостью. Как правило, именно эта категория одаренных детей добивается во взрослой жизни высоких успехов в выбранной ими профессиональной сфере.

Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». У данной категории одаренных детей часто отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, когда одна сфера (обычно интеллектуальная) значительно опережает другие сферы развития (эмоциональную, социальную и физическую). В ряду особенностей личностного развития данной группы детей наиболее выраженными являются: перфекционизм (чрезмерное стремление добиться совершенства) нередко не соответствующий реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к аффективному поведению; недостаточная развитость навыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении волевых усилий; недостаточная креативность, трудности при решении проблем, требующих проявления творчества.

Все это отрицательно сказывается на формировании готовности одаренных детей к социально-профессиональному самоопределению, фиксируя низкий уровень.

Низкий уровень представляют учащиеся, которые слабо ориентируются в своих индивидуальных особенностях, чертах характера, не занимаются самовоспитанием. Нецеленаправленны и инертны. У них слабо развита мотивационная основа социально-профессионального самоопределения, нет положительного активного отношения к ситуации выбора, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.

Средний уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризует учащихся, у которых неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, они имеют неясное представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий; не всегда адекватно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности; нерегулярно пополняют информацию о профессиях и особенностях человека. Нечеткие представления о характере различных сфер профессиональной деятельности позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг с другом. Этим уровнем готовности могут характеризоваться одаренные дети так и с гармоничным, так и с дисгармоничным типами развития. Переход от одного к другому уровню зависит от многих факторов, например, от качества профориентационной работы с одаренными детьми, от развития тех или иных личностных качеств и т. д.

Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого-педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни.


Литература:

  1. Ахметов, Л. Г. Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям: монография / Л. Г. Ахметов, И. М. Файзрахманов, А. Л. Файзрахманова. Елабуга: ЕФ КФУ, 2012. — 158 с.

  2. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 15 января.


Основные термины: одаренных детей, профессиональному самоопределению, выбора профессии, социально-профессиональному самоопределению, развития одаренных детей, готовности одаренных детей, профессионального самоопределения, Выявление одаренных детей, одаренных детей дошкольного, диагностики развития одаренных, личностного развития одаренных, типом развития, профессиональной деятельности, Готовность одаренных детей, правильного выбора профессии, воспитания одаренных детей, уровней готовности одаренных, личности одаренных детей, гармоничным типом развития, уровни готовности одаренных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle