Библиографическое описание:

Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Готовность одаренных детей к профессиональному самоопределению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 125-127.

На пороге ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В связи с заметным ускорением в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации появилась необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменился взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

На современном этапе развития науки «одарённость» преимущественно понимается исследователями как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности» [2].

В этих условиях наблюдается возрастающее внимание отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми. Нам интересна работа по изучению уровней готовности одаренных детей всех вышеназванных категорий к профессиональному самоопределению.

Готовность к социально-профессиональному самоопределению — это интегративное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Анализ профессионального самоопределения как социально-психологического и социокультурного феномена указывает на его сложный интегративный характер. Так, например, в некоторых исследованиях утверждается связь самоопределения со способностью личности к самодетерминации, ориентацией человека на самостоятельно формируемые жизненные перспективы. Именно в контексте жизненных перспектив должно осуществляться, по их мнению, исследование самоопределения, что неизбежно выводит исследователя на ценностные ориентации, жизненные планы и цели человека [1].

Формирование готовности к профессиональному самоопределению это с одной стороны, педагогическое воздействие на учащихся с целью подготовки их к профессиональному самоопределению, а с другой стороны, процесс организации и образования готовности к этому самоопределению.

В ходе развития профессионального самоопределения школьников происходят изменения и превращения в их сознании, условленные развитием умений самоанализа, способности анализировать учебную и профессиональную деятельность; накопление допрофессионального, в некоторых случаях и профессионального опыта, приобретаемого в профессиональных пробах. В результате формируется способность личности выбирать учебную и профессиональную области, соответствующую ее интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда. Данная способность рассматривается как динамическая характеристика профессионального самоопределения, и измерение ее позволяет прогнозировать успешность адаптации в профессии, а самому школьнику выявлять адекватность собственных возможностей особенностям профессиональной деятельности. Личность школьника при этом рассматривается в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Выделены следующие показатели готовности учащихся средних классов к профессиональному самоопределению:

  • нравственная готовность: трудолюбие, осознание цели своей жизни, понимание личностной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала;

  • психофизиологическая готовность: сформированность учебных и профессиональных интересов и склонностей; сформированность социально и профессионально значимых мотивов выбора профессии; сформированность профессионального самосознания; адекватная самооценка;

  • практическая готовность: профессиографическая грамотность; знание научных основ правильного выбора профессии; наличие предварительного профнамерения; информированность о содержании и условиях труда по выбираемой профессии.

Отношение к труду является одним из показателей нравственной зрелости и готовности к социально-профессиональному самоопределению. Человек, не привыкший трудиться, не сможет реализовать себя ни в одной профессии и не добьется мастерства в профессиональной деятельности. Поэтому трудолюбие является, на наш взгляд, обязательным показателем готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению.

Наиболее полное и системное представление о личностном развитии одаренных детей, в котором объединяются различные исследования о развитии личности одаренного ребенка, содержится в Рабочей концепции одаренности. Авторы концепции (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич) подробно освещают проблему особенностей личности одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, качеств личности детей и неравномерность их психического развития.

Основываясь на данной Концепции, а также учитывая тот фактор, что основным компонентом готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность, нами выделены примерные уровни готовности одаренных детей к социально-профессиональному становлению: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризуется наличием сформированной мотивационной основы выбора профессии, положительным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в выборе профессии, наличием обоснованного плана профессионального самоопределения, включающего запасные варианты выбора профессии; наличием адекватного представления об индивидуальных особенностях, знанием о предъявляемых профессией требованиях к человеку, умением анализировать и сопоставлять их между собой. Учащиеся с таким уровнем готовности целенаправленны; на основе типа личностного самоопределения могут составлять и осуществлять личный профессиональный план, видят ближние и дальние перспективы своей профессиональной судьбы, могут осуществлять контроль и самоконтроль в ходе выбора профессии.

Учитывая эту характеристику, можно сделать вывод о том, что высокого уровня готовности к социально-профессиональному самоопределению могут достигнуть лишь одаренные дети с гармоничным типом развития, высокие достижения которых в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем личностного развития.

Группа одаренных детей с гармоничным типом развития характеризуется высокой адаптацией к школе и коллективу сверстников, эмоциональной и физической зрелостью. Как правило, именно эта категория одаренных детей добивается во взрослой жизни высоких успехов в выбранной ими профессиональной сфере.

Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». У данной категории одаренных детей часто отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, когда одна сфера (обычно интеллектуальная) значительно опережает другие сферы развития (эмоциональную, социальную и физическую). В ряду особенностей личностного развития данной группы детей наиболее выраженными являются: перфекционизм (чрезмерное стремление добиться совершенства) нередко не соответствующий реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к аффективному поведению; недостаточная развитость навыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении волевых усилий; недостаточная креативность, трудности при решении проблем, требующих проявления творчества.

Все это отрицательно сказывается на формировании готовности одаренных детей к социально-профессиональному самоопределению, фиксируя низкий уровень.

Низкий уровень представляют учащиеся, которые слабо ориентируются в своих индивидуальных особенностях, чертах характера, не занимаются самовоспитанием. Нецеленаправленны и инертны. У них слабо развита мотивационная основа социально-профессионального самоопределения, нет положительного активного отношения к ситуации выбора, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.

Средний уровень готовности к социально-профессиональному самоопределению характеризует учащихся, у которых неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, они имеют неясное представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий; не всегда адекватно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности; нерегулярно пополняют информацию о профессиях и особенностях человека. Нечеткие представления о характере различных сфер профессиональной деятельности позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг с другом. Этим уровнем готовности могут характеризоваться одаренные дети так и с гармоничным, так и с дисгармоничным типами развития. Переход от одного к другому уровню зависит от многих факторов, например, от качества профориентационной работы с одаренными детьми, от развития тех или иных личностных качеств и т. д.

Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого-педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни.


Литература:

  1. Ахметов, Л. Г. Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям: монография / Л. Г. Ахметов, И. М. Файзрахманов, А. Л. Файзрахманова. Елабуга: ЕФ КФУ, 2012. — 158 с.

  2. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 15 января.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle