Библиографическое описание:

Круглова Л. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 37-40.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями Образовательной программы МБДОУ детский сад 58,разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И., Ноткиной Н. А., а также используем парциальную программу «Наш дом природы» Н. А. Рыжовой.

Изучив соответствующую литературу по патриотическому воспитанию, поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю.

  2. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной природе, защитникам Отечества посредством проектной деятельности.

  3. Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через проектно-исследовательскую деятельность.

Планирование по данной теме проходило при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. А также через активное использование инновационных форм и методов работы с детьми в проектной деятельности.

Свою работу начали с привития детям любви к родителям, своему дому, к детскому саду, городу, а именно с проекта «Мы из города Апатиты». Работу мы начали с бесед, в ходе которых выяснили знания детей о микрорайоне Старые Апатиты, о родном городе. Оказалось, что эти знания невелики: дети имели представления лишь об улицах, на которых проживали. В ходе тематических бесед с использованием фотографий знакомили детей с улицами города. Предлагали родителям провезти детей по улицам города в выходные дни, посетить музеи, выставки. Гуляя по городским улицам обязательно рассказывать о достопримечательностях, памятных местах нашего города. Мы старались узнать отношение детей к нашему городу с помощью различных вопросов.

Мы объяснили детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его еще краше, уютнее. Организовали выставку рисунков детей «Мы гордимся тобой Апатиты». Чтобы поддержать интерес к своему городу, мы показывали его в различные времена года, обращаем внимание на красоту и неповторимость городских пейзажей. Стремясь развить познавательный интерес, объединить наших воспитанников и их родителей провели акцию «Папа, мама, я — вся моя семья», в ходе которой оформили альбом, где поместили рассказы, рисунки, фотографии о семьях и их семейных традициях и обычаях. Огромную помощь нам оказал имеющийся видеокаталог в ДОУ с видео-экскурсиями к самым известным памятникам нашего города, о городах Мурманской области. После видеопросмотров у дошкольников ярче раскрывался интерес к родному городу, краю, они всё больше и больше хотели узнать нового. В результате целенаправленной работы у детей группы сформировано чувство гордости за свой город, край и уважения к людям труда.

Научить видеть и ценить красоту родной природы одна из задач патриотического воспитания. Еще в средней группе мы обратили внимание, что наших детей привлекают первоцветы. Дети не просто любовались этими хрупкими цветами, а почти каждый тянулся сорвать их.

Формируя экологическое сознание у детей, мы разработали проект «Первоцветы России и Мурманской области». Реализуя, проект по знакомству с первоцветами мы с знакомили с детской художественной литературой по данной теме. Совместно с родителями оформили подборку картинок и иллюстраций с изображением цветов. Во время тематических бесед рассказывали детям о первоцветах. Активно использовали загадки, стихи и легенды о первоцветах. Создали коллекцию «Первоцветы рядом с нами». В вещах и предметах коллекции собранных детьми и родителями, так или иначе, была информация о первоцветах. Проделанная работа вызвала у детей восхищение этими нежными и очень добрыми цветами, гордость за родную северную природу.

Поддерживая интерес к первоцветам, познакомили детей с тем, что не только писатели, поэты и художники воспевают и восхищаются красотой этих нежных цветов, но и композиторы.

Наиболее эффективной формой работы считаем цикличные наблюдения за цветами. Заметили, что в ходе наблюдений за конкретным цветком, например, мать-мачехой, дети легко могут устанавливать связи между растениями и природными явлениями — если холодно, пасмурно цветок не распускается, а наоборот в солнечную погоду цветы можно видеть везде, где есть проталинки. Так через наблюдения легче подвести детей к осознанию того, что необходимо для жизни растений, в частности первоцветов.

Чтобы поддержать познавательный интерес и более полно удовлетворить детскую любознательность использовали дидактические игры.. Полученные знания дети закрепляли в процессе художественно-продуктивной деятельности с использованием традиционной и нетрадиционной техники. Предлагали детям придумать рассказы и сказки о первоцветах: «Какой цветок меня удивил», «Друзья цветов — это кто?». Все это активно стимулирует познавательную деятельность детей, формируют интерес к миру природы и любовь к природе родного края и своей Родины.

Работа над проектом позволила подвести детей к мысли, что первоцветы очень нежные и хрупкие цветы и обращаться с ними надо очень бережно — не рвать, не топтать ногами, а любоваться ими там, где они растут. Ведь сорванные первоцветы сразу вянут, они не стоят в вазе с водой, их невозможно подарить другому человеку. Чтобы дети лучше поняли правила поведения в природе, использовали экологические сказки, знаки и схемы поведения в природе.

В 2010 году наша страна отмечала 65-ю годовщину Великой Победы. Об этом событии по телевидению было очень много информации, наши воспитанники приходили в детский сад задавали нам различные вопросы: «что такой война?», «кто такие фашисты?». Мы решили подержать интерес к этому событию и дать пусть и небольшую, но доступную для их возраста информацию. Разработали проект «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу, создали выставку «Подвиг великих воинов», предложили детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших в Великой битве. Работники из библиотеки Семейного чтения микрорайона Старые Апатиты провели тематическую беседу «Этих дней не смолкнет слава», которая была посвящена подвигу воинов Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Проделанная работа позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.

Из этого проекта само собой возникло желание у детей больше узнать, а как раньше защищали Родину, кто такие солдаты, богатыри. Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов защищавших ее с древних времен до наших дней помог творческий проект «Будем Родине служить».

Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный материал о древней Руси, богатырях, о Российской армии. С помощью детей и родителей собрали коллекцию по теме «Русские богатыри».

Формируя, понимание того, что Россия — страна с большой многовековой историей провели тематические беседы, на которых рассказали детям о жизни славян, наших предков, о русских богатырях. Показали мультимедийную презентацию по теме «Русские богатыри», мультфильмы о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Дети с интересом рассматривали изображения снаряжения богатырей, стрелы, которые хранились в колчане, лук, щит, булава; одежду, которая защищала богатыря во время битвы с врагами — кольчуга, шлем. Предложили составить рассказы на тему «Кто такой богатырь».

Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская Армия». Предложили детям узнать у своих пап и дедушек о службе в армии и рассказать в детском саду, оформили фотовыставку «Мой папа-защитник Отечества», оформили коллекцию игрушек военной техники. В беседе с детьми «Зачем нужна армия», уточнили знания о разных родах войск, их особенностях. Для расширения знаний детей использовали знакомство с художественной литературы: чтение, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о военной технике, оружии. Свои знания о современной армии дети отображали в рисунках, в сюжетно-ролевых играх Итогом всей работы по проекту стало тематическое развлечение с мультимедийной презентацией «Есть такая профессии — Родину защищать.

Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Идею создания коллекций в функциональном помещении Горница “Северные кружева”, «Каменные чудеса» подсказали дети. В после посещения вместе с родителями межрегиональной выставки «Каменный цветок», наши воспитанники с восторгом рассказывали об удивительных вещах представленных другими регионами. Возник вопрос, а чем славится наш север, есть ли у нас такие же мастера. Так началась работа над проектно-исследовательской деятельностью «Северные мастера». Мы оформили выставки кружевных вещей, сувениров, картин из камня, рассказали историю возникновения этих вещей, чем отличаются сделанные работы у нас — на Кольском Заполярье от других северных регионов (Вологодской области, Уральского края), а затем все вместе: мамы и дети создавали свои удивительные красивые работы (рисунки, изделия из пластилина, из природных материалов). Так через интересный рассказ, творческую деятельность дети познакомились с трудом русских мастеров Севера.

Работа по данной теме ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с родителями дети посетили музеи, выставки, достопримечательности города, края. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, сочиняли рассказы и сказки, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проектов. При поддержке родителей в группе была организованы выставки, коллекции по различным темам. Привлекая родителей к совместному с детьми решению проектных проблем по патриотическому воспитанию, мы убедились в ценности взаимодействия двух миров: детства и взрослых, и только при активном совместном участии родителей и детей в различных видах деятельности, может быть продолжено развитие творческих способностей у дошколят.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle