Библиографическое описание:

Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72.

Упущенное можно наверстать позже,

но сделать это несколько сложнее.

О. Е. Грибова

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. [1,с.1].

Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

В последние четыре года, одним из приоритетных направлений логопедической работы в нашем ДОУ стала коррекция речевых недостатков детей младшего возраста, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Логопедическое сопровождение дает положительный эффект. Однако, работая с детьми трех лет, я отметила для себя, что многие проблемы у них начались еще в раннем возрасте Данному вопросу не было уделено должного внимания, недостатки речи закрепились и с трудом поддаются коррекции. Среди них можно отметить следующие:

  • у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);

  • артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

  • недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.

И действительно, результаты логопедического обследования, проходившего в начале года в группе детей раннего возраста, подтверждают эти факты.

Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала «Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии» под редакцией Т. Б. Кротовой. На начало года из 26 детей — 10 имели речевые проблемы. У двух детей речь отсутствовала, присутствовали только звукоподражательные возгласы, коммуникативные навыки развиты недостаточно. У 8 человек, хотя и не было явной задержки в речевом развитии, но наблюдалось отставание в развитии словарного запаса, фраза состояла из двух слов типа «Мама ди» (Мама иди). Кроме того, дети много говорят, но их речь для окружающих непонятна.

Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22]. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. [11,с.8]. Многим детям необходим толчок для развития.

Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И. М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Белошеиной Е. А. «Логопедические занятия с малышами», Блинковой Т. М. «Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет» и др.

Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста.

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Задачи:

  • установить эмоциональный контакт с ребенком

  • развивать навыки речевого общения

  • развивать мелкую моторику

  • развивать слуховое, зрительное восприятие

  • развивать подвижность органов артикуляции

  • развивать дыхание

При работе с детьми раннего возраста я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип опоры на различные анализаторы

  • принцип учета зоны ближайшего развития

  • принцип наглядности

  • принцип усложнения материала

  • принцип реализации деятельностного подхода

  • учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания

В работе с детьми раннего возраста я использую следующие приемы:

  • показ и рассматривание предмета

  • выполнение действий с предметом

  • повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

  • вопросы-ответы

  • опосредованное общение через куклу

  • многократное проговаривание речевого материала

  • комментирование действий

Логопедические занятия организуются в виде игры, однако они имеют определенную структуру:

  • вводно-мотивационная часть

  • игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

  • пальчиковая гимнастка

  • упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

  • артикуляционная гимнастика

  • дыхательная гимнастика

Важный период в логопедической работе с детьми раннего возраста — установление эмоционального контакта. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как «Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки», «Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь меня» логопед предлагает послушать веселую подвижную музыку: солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площадке кабинета. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях логопеда.

Ведущие исследователи в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова, А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве.

Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В процессе предметной деятельности у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию, но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание), слышать и различать звуки — важная способность человека, которую необходимо развивать. [11,с.59]. Формирование речевого восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов…).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку» и т. д.

В работе по этому направлению я использую компьютерную технологию «Игры для Тигры»: «Угадай, на чем играю», «Кто сказал Мяу?».

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной профилактика речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, но и создадут веселое легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки», «Перышко» и другие.

У многих малышей не получается дуть — а именно направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом помогает компьютерная технология «Игры для Тигры», которая предлагает замечательные игры-тренажеры на развитие речевого дыхания («Кораблик», «Одуванчики», «Ветерок»).

В январе 2013 года мною проводился контрольный срез речевого развития детей, с целью определения эффективности коррекционных мероприятий. За короткий промежуток времени произошла пусть незначительная, но положительная динамика речевого развития детей раннего возраста. Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова. Дети стали соотносить названия предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

Диагностическая таблица речевого развития детей раннего возраста

Связная речь

Словарь

Грамматика

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

Лепет

Речь с действием

Речь как средство общения

лепет

Речь с действием

Речь как средство общения

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

7 %

31 %

62 %

-

19 %

81 %

7 %

93 %

-

100 %

7 %

93 %

7 %

93 %


Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.


Литература:

  1. Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста//d020.sho.la>dla-vas-roditeli/1rannij-vozrast

  2. Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.

  5. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

  6. Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.2007.№ 6.

  7. Кротова Т. Б., Минина О. А., Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.

  8. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед.2005.№ 2.

  9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980.

  10. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М.: Теревинф, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle