Библиографическое описание:

Толмачева Е. С. Особенности инновационного движения в школах города Нижний Тагил в 80-90 гг. [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 12-14.

Сегодня система образования города Нижний Тагил представляет собой разветвленную сеть образовательных учреждений, реализующих программы, направленные на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей и родителей.

В сети учреждений общего образования 65 средних общеобразовательных школ, в том числе 1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2 начальных школы, 2 основных школы, 53 средних школы, 2 школы с углубленным изучением предметов, 3 гимназии, 2 лицея. Численность обучающихся в ОУ города составляет 31 540 чел [3].

Однако те результаты, которых достигают образовательные учреждения, без сомнения, обусловлены колоссальным трудом педагогов и других работников системы образования на протяжении длительного времени. Как известно, победа на любом поприще — результат длительной кропотливой работы, поэтому необходимо изучить историю данного вопроса.

Наиболее показательным в этой области, на наш взгляд, был период 80–90 годов, который стал для города Нижний Тагил временем создания единой образовательной системы. В этот период были созданы объединения руководителей учреждений высшей школы, среднего профессионального образования, общеобразовательной подготовки, внешкольного образования. Из руководителей этих объединений был создан Совет учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК), руководителем которого был избран ректор Нижнетагильского педагогического института Смирнов В. И. Совет УНПК решал вопросы преемственности работы образовательных учреждений, профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки.

Так как в 80-е годы большое внимание уделялось вопросам трудового обучения, профориентации и допрофессиональной подготовки, перед городским отделом народного образования (ГОРОНО) стояли следующие задачи:

  • обеспечение доступности и качества образования;

  • переход на новый базисный учебный план;

  • разработка каждым образовательным учреждением рабочих учебных планов с выделением регионального и школьного компонентов;

  • стимуляция образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные программы;

  • повышение эффективности воспитательной работы за счет усиления роли школ как центров воспитательной работы в микрорайоне.

Таким образом, 80–90-е годы были годами напряженной работы для всех работников народного образования, но именно в это время и были внедрены различные инновационные программы и технологии, которые позволили образованию города выйти на качественно новый уровень [1].

Итак, одним из центральных звеньев инновационной работы стала разработка программ развития образовательными учреждениями. На основе данной работы в городе открылись экспериментальные площадки, появились инновационные программы, стали создаваться учреждения нового типа: лицей 51, гимназия 86, политехническая гимназия; появились профильные школы: 75 — на базе педагогического института, 52 — на базе Горно-металлургического техникума, 37 — на базе Строительного техникума.

Также в городе появились первые профильные 9–10 классы.

Создание профильных классов и школ на базе вузов и техникумов содействовало лучшей адаптации школьников к учебе в новых условиях. Их профессиональной ориентации. Целенаправленной подготовке учащихся к изучению отдельных предметов за счет факультативных часов, связанных с выбором будущей профессии.

Помимо профильного образования стали создаваться образовательные учреждения нового типа: на базе школы-интерната № 1 был открыт Учебно-воспитательный комплекс, в котором был создан оздоровительный блок, оснащенный медицинским оборудованием и квалифицированными кадрами. В 1995 году здесь открылась психолого-медико-педагогическая консультация для оказания помощи учащимся и их родителям [2].

Помимо новаторства в образовании требованием времени было добиться, чтобы школа стала центром воспитательной системы, к этому стремились многие тагильские школы. Особое внимание данные учреждения уделяли занятости детей в каникулярное время. Городская и районная оздоровительные комиссии планомерно отслеживали оргработу по занятости несовершеннолетних. Активно включались в эту работу все предприятия города, имеющие загородные лагеря, все детские клубы по месту жительства.

Ежегодно, в конце учебного года, на совместном совещании директоров школ подводились итоги воспитательной работы всех школ за учебный год (критерии работы имела каждая школа). Результативность работы оценивалась по отсутствию правонарушений среди учащихся, развитию творческого потенциала у учащихся (участие в олимпиадах, научных конференциях и т. д.)

В школах началась работа по созданию методических кабинетов. Первые и лучшие кабинеты были в школах № 23, 1, 19. Также в это время шел поиск различных форм взаимодействия школы, семьи и общественности. При районном Совете депутатов была создана комиссия по народному образованию, которая способствовала решению вопросов воспитания учащихся, улучшения условий пребывания ребенка в семье.

Яркой страницей в истории тагильского образования стала работа по созданию условий профессиональной ориентации учащихся, организации производственного труда старшеклассников. В это время активно шло создание кабинетов трудового обучения, межшкольного учебно-производственного кабинета для учащихся 9–10 классов.

Серьезное внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. В школах появились военные руководители, строили на территории школ площадки для военной подготовки. В школах 1, 25, 44,64, 68 открылись тиры. Во всех средних школах создавались кабинеты для начальной военной подготовки. В школе № 44 был создан отряд «Память», основной деятельностью которого стала подготовка выступлений, посвященных тагильчанам, погибшим в локальных воинах, а также было организовано «шефство» над мемориалом погибшим Воинам — интернационалистам (прим. автора).

Также в 90х годах активно шло открытие школ по различным направлениям:

  • открытие филиалов для учащихся 1–4 классов на базе бывших детских садов(1996–1999гг)

  • открытие Центра семьи при школе № 25 (1995г.)

  • создание и открытие Гуманитарного лицея в здании ВСШ (1996г.)

  • открытие школы народных ремесел (1995г.)

  • открытие интерната для коррекционной школы № 16 (1997г.)

  • открытие Кадетской школы № 21 (1999г.)

Помимо создания школ проводилась работа по развитию и реорганизации существующих учебных заведений. Было открыто 13 музеев (1999–2000), стали функционировать экспериментальные площадки по инновационным вопросам развития системы образования на базе некоторых школ.

90е годы стали новым этапом дальнейшего развития системы образования. В 1991 году открывается физико-математическая школа № 51, в 1993 году — школа № 86 школа № 86 получает статус гимназии и становится участником международного проекта ассоциативных школ ЮНЕСКО. В 1994 году открывается профессиональный лицей № 89, в состав которой входила реальная школа и учебно-производственный комбинат. В 1995 году создается единственная в Дзержинском районе начальная школа № 43 — школа радости и детства. Физико-математическая школа № 51 получает статус лицея [2].

Работа Администрации г. Нижнего Тагила и Управления образования по созданию единого образовательного пространства обсуждалась на выездном заседании коллегии Министерства образования Свердловской области и была одобрена.

Еще одним аспектом работы было проведение методических семинаров, открытых уроков, педагогических чтений и конференций, большое внимание уделялось молодым специалистам с целью оказания методической помощи: это взаимопосещение уроков, открытые уроки, инструктивно-методические совещания, творческие отчеты стажистов перед молодыми учителями на темы «Учет и контроль за ЗУН учащихся на уроке», «Пути изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта», «Внутришкольный контроль», «Развитие общеучебных навыков и умений» и многие другие формы работы.

В итоге в 80–90 годы сложилась особая система планирования и проведения методической работы в городе:

  1. Работа с молодыми специалистами. К каждому молодому педагогу прикреплялся опытный педагог-наставник, в течение года проводились консультации по планированию работы.

  2. Обобщение опыта лучших учителей города. Для этого осуществлялось длительное и многократное посещение их уроков, ознакомление с их планами работы, техническим оснащением кабинетов, учебными фильмами из их фильмотеки.

  3. Распространение передового опыта работы и повышение квалификации учителей. Каждую неделю проводились семинары, консультации, работала «Школа молодого специалиста», «Школа передового опыта».

  4. Ежегодные смотры кабинетов школ города. При проверке кабинетов учитывалось внешнее оформление и его содержание, оснащенность техникой, оснащенность ученических столов, наличие методической литературы, раздаточного материала, наличие тематического и поурочного планирования.

Таким образом, в результате совместно проделанной работы учителей школ, администрации, управления образования, было создано единое образовательное пространство города, организовано сотрудничество школ с вузами, открыты профильные классы, во многих школах города были организованы экспериментальные площадки по развитию инновационной деятельности.


Литература:

  1. Архивные материалы ЦО№ 1, лицея № 51, гимназии № 18 города Нижний Тагил.

  2. Через призму времени/ Управление образования администрации г. Нижний Тагил Муниципальное учреждение информационно-методический центр.

  3. http://upro-ntagil.org/ — сайт Управления образования города Нижний Тагил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle