Библиографическое описание:

Кирколуп Е. Р. Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время средствами системы дистанционного обучения Moodle [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 101-104.

Внедрение информационных технологий в образование во многом облегчило и разнообразило этот процесс. Уроки с использованием ярких электронных пособий, интерактивных презентаций практически всегда успешно проходят и очень хорошо воспринимаются учащимися. Еще одним положительным изменением в системе образования в последнее время является использование в учебном процессе дистанционной формы обучения, которую можно организовать на учебной платформе Moodle. Данная форма наравне с традиционными средствами обучения позволяет на новом уровне организовать деятельность школьников и студентов [1, с. 171; 2, с. 133; 3, с. 476] в виде курсов на базе электронных материалов и лекций, электронной почты и т. д.

В основе создания и сопровождения таких курсов для любых учебных дисциплин лежит свободно распространяемая система (среда) дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [4, с. 410]. Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем и представляет собой учебную платформу со следующими возможностями [2, с. 134]:

  • взаимодействие различных систем;

  • работа с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома);

  • многократное использование компонентов системы, что повышает ее эффективность;

  • экономическая доступность, так как Moodle распространяется бесплатно и другие преимущества.

Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс системы Moodle не требует специальных навыков. Курсы могут быть разбиты на категории, что дает возможность использования большого количества курсов в системе. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов — роль преподавателя и роль ученика.

С помощью элементов курсов, созданных в системе Moodle, можно организовать различные виды деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, например, самостоятельную работу или научно-исследовательскую и другие. Все эти направления могут быть реализованы средствами, имеющимися в системе Moodle.

Для реализации самостоятельной работы учащихся, как определенной формы организации учебной деятельности, в ходе которой они с некоторой долей самостоятельности осуществляют познавательную деятельность с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [5, с. 29], в данной системе предусмотрено, пожалуй, самое наибольшее количество элементов. Это такие элементы как лекция, тест, задания и др.

С помощью элемента «Лекция» можно преподносить учебный материал в интересной и гибкой форме. Лекция состоит из одной страницы или из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащиеся должны ответить. В зависимости от правильности ответа учащиеся переходят на следующую страницу или возвращаются на предыдущую.

Элемент «Тест» позволяет создавать тесты различного уровня и содержания и поэтому он является самым востребованным элементом системы Moodle. Вопросы теста могут быть различного типа, например, в закрытой форме, с выбором «верно / не верно», на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других курсах).

Элемент «Задания» позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся её выполнения в электронном виде (в любом формате) с последующим отправлением (загрузкой) на сервер. При этом данный элемент позволяет ставить оценки за полученные ответы.

Все эти и другие элементы курсов преподаватели могут использовать как на занятии в учебной аудитории, так и в качестве домашнего задания. На рисунке 1 показано использование некоторых из выше описанных элементов в курсе информатики для учащихся 9-х классов.

Рис. 1. Фрагмент курса информатики для учащихся 9-х классов.


Рассмотрим пример построения курсов математики, предназначенных для организации самостоятельной работы учащихся выпускных классов при подготовке к ГИА и ЕГЭ. В данных курсах создавались вопросы, которые разбивались на категории в соответствии с проектом требований к контрольным измерительным материалам. Далее создавались тесты, состоящие из 5–10 вопросов одной категории, и небольшие смешанные тесты, состоящие из такого же количества вопросов нескольких категорий (рис. 2). Эти тесты учащиеся проходили в качестве тренировки (входного контроля на уроках или дома в качестве домашнего задания). В конце курса учащимся предлагалось пройти тест, который соответствовал первой части контрольно-измерительным материалам ГИА и ЕГЭ. При этом, благодаря соответствующим настройкам теста и большому количеству вопросов, учащиеся могли проходить его неограниченное число раз, получая каждый раз новые варианты.

Рис. 2. Пример построения курса математики для организации самостоятельной работы учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ.


Научно-исследовательское направление можно организовать, например, при помощи элемента «Анкета», удобного для проведения различного рода опросов. С помощью данного элемента было проведено исследование влияния мобильной связи на здоровье человека. Подробнее об этом исследовании написано в работе [6, с. 37–38]. Кроме того, имеется возможность проведения различных педагогических исследований с использованием оценок, выставляемых за элементы курса. Оценки за отдельный элемент курса могут быть сохранены в виде файла или представлены в виде диаграммы, имеется также отдельная страница оценок всех элементов курса, что в значительной мере облегчает проводимое исследование.

Коммуникативное направление может быть реализовано средствами, позволяющими пользователям системы общаться со своими преподавателями, а также между собой. Это такие средства как форум, электронная почта, обмен вложенными файлами с преподавателем, чат, обмен личными сообщениями. Так, например, форум «вопрос-ответ» позволяет преподавателю дать учащимся заранее какое-либо творческое задание. По мере выполнения они пишут свои ответы в форуме, после чего могут прочитать то, что написали другие. Чат тоже можно использовать в качестве учебного элемента. Также дается любое творческое задание на перспективу и назначается время встречи в чате для его обсуждения. При этом оценивание проводится не только и не столько преподавателем, сколько другими учащимися.

В заключении следует отметить, что использование среды Moodle при организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время может во многом облегчить труд и сэкономить время преподавателя на занятии, при этом само занятие может стать разнообразнее, что, в свою очередь, увеличит интерес учащихся к дисциплине. С другой стороны, на создание курсов необходимо затратить огромные усилия, поэтому преподавателю на данном этапе необходима помощь техников, администратора и возможно помощь самих учащихся.


Литература:

  1. Трухачева Н. В. Опыт использования системы управления обучением LMS MOODLE [Текст] / Н. В. Трухачева, Н. П. Пупырев, С. В. Чернышёва // Информационное образовательное пространство детства: Материалы научно-практической конференции. — М.: Издательство «Спутник+», 2009. — с. 476–481.

  2. Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе [Текст] / Н. П. Пупырев, Н. В. Трухачева, С. В. Чернышева // Актуальные проблемы фармакологии и фармации. Выпуск VII. — Барнаул, 2010. — с. 133–138.

  3. Трухачёва Н. В. Внедрение системы управления обучением (LMS) Moodle в учебный процесс АГМУ [Текст] / Н. В. Трухачёва, С. В. Чернышёва // Актуальные проблемы фармакологии и фармации. Выпуск VI. — Барнаул, 2009. — с. 171–184.

  4. Троян Г. М. Методика разработки учебных материалов пособия по информационным технологиям [Текст] // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы междун. конф. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2001. — с. 410–420.

  5. Семина Л. В. Механизм обратной связи — необходимая составляющая управления самостоятельной работой студентов. [Текст] // Среднее профессиональное образование. № 3. — М.:, 2010. — с. 29–30.

  6. Кирколуп Т. Р. Мобильный телефон как источник электромагнитного излучения и его влияние на организм человека [Текст] / Т. Р. Кирколуп, Е. Р. Кирколуп, Н. И. Наливайко // «Молодежь — Барнаулу»: Материалы медицинского раздела XIII научно-практической конференции молодых ученых (14–21 ноября 2011 г.). — Барнаул, 2011, с. 37–38.


Основные термины: самостоятельной работы учащихся, деятельности учащихся, учащихся 9-х классов, воспитание учащихся, Моральное воспитание учащихся, классов средствами украинских, средствами украинских народных, дистанционного обучения, системы дистанционного обучения, украинских народных традиций, качестве домашнего задания, Актуальные проблемы фармакологии, системы управления обучением, организации самостоятельной работы, Организация деятельности учащихся, учащихся выпускных классов, учащихся 11-х классов, Патриотическое воспитание учащихся, виды деятельности учащихся, Проектная деятельность учащихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle