Библиографическое описание:

Кирколуп Е. Р. Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время средствами системы дистанционного обучения Moodle [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 101-104.

Внедрение информационных технологий в образование во многом облегчило и разнообразило этот процесс. Уроки с использованием ярких электронных пособий, интерактивных презентаций практически всегда успешно проходят и очень хорошо воспринимаются учащимися. Еще одним положительным изменением в системе образования в последнее время является использование в учебном процессе дистанционной формы обучения, которую можно организовать на учебной платформе Moodle. Данная форма наравне с традиционными средствами обучения позволяет на новом уровне организовать деятельность школьников и студентов [1, с. 171; 2, с. 133; 3, с. 476] в виде курсов на базе электронных материалов и лекций, электронной почты и т. д.

В основе создания и сопровождения таких курсов для любых учебных дисциплин лежит свободно распространяемая система (среда) дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [4, с. 410]. Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем и представляет собой учебную платформу со следующими возможностями [2, с. 134]:

  • взаимодействие различных систем;

  • работа с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома);

  • многократное использование компонентов системы, что повышает ее эффективность;

  • экономическая доступность, так как Moodle распространяется бесплатно и другие преимущества.

Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс системы Moodle не требует специальных навыков. Курсы могут быть разбиты на категории, что дает возможность использования большого количества курсов в системе. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов — роль преподавателя и роль ученика.

С помощью элементов курсов, созданных в системе Moodle, можно организовать различные виды деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, например, самостоятельную работу или научно-исследовательскую и другие. Все эти направления могут быть реализованы средствами, имеющимися в системе Moodle.

Для реализации самостоятельной работы учащихся, как определенной формы организации учебной деятельности, в ходе которой они с некоторой долей самостоятельности осуществляют познавательную деятельность с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [5, с. 29], в данной системе предусмотрено, пожалуй, самое наибольшее количество элементов. Это такие элементы как лекция, тест, задания и др.

С помощью элемента «Лекция» можно преподносить учебный материал в интересной и гибкой форме. Лекция состоит из одной страницы или из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащиеся должны ответить. В зависимости от правильности ответа учащиеся переходят на следующую страницу или возвращаются на предыдущую.

Элемент «Тест» позволяет создавать тесты различного уровня и содержания и поэтому он является самым востребованным элементом системы Moodle. Вопросы теста могут быть различного типа, например, в закрытой форме, с выбором «верно / не верно», на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других курсах).

Элемент «Задания» позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся её выполнения в электронном виде (в любом формате) с последующим отправлением (загрузкой) на сервер. При этом данный элемент позволяет ставить оценки за полученные ответы.

Все эти и другие элементы курсов преподаватели могут использовать как на занятии в учебной аудитории, так и в качестве домашнего задания. На рисунке 1 показано использование некоторых из выше описанных элементов в курсе информатики для учащихся 9-х классов.

Рис. 1. Фрагмент курса информатики для учащихся 9-х классов.


Рассмотрим пример построения курсов математики, предназначенных для организации самостоятельной работы учащихся выпускных классов при подготовке к ГИА и ЕГЭ. В данных курсах создавались вопросы, которые разбивались на категории в соответствии с проектом требований к контрольным измерительным материалам. Далее создавались тесты, состоящие из 5–10 вопросов одной категории, и небольшие смешанные тесты, состоящие из такого же количества вопросов нескольких категорий (рис. 2). Эти тесты учащиеся проходили в качестве тренировки (входного контроля на уроках или дома в качестве домашнего задания). В конце курса учащимся предлагалось пройти тест, который соответствовал первой части контрольно-измерительным материалам ГИА и ЕГЭ. При этом, благодаря соответствующим настройкам теста и большому количеству вопросов, учащиеся могли проходить его неограниченное число раз, получая каждый раз новые варианты.

Рис. 2. Пример построения курса математики для организации самостоятельной работы учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ.


Научно-исследовательское направление можно организовать, например, при помощи элемента «Анкета», удобного для проведения различного рода опросов. С помощью данного элемента было проведено исследование влияния мобильной связи на здоровье человека. Подробнее об этом исследовании написано в работе [6, с. 37–38]. Кроме того, имеется возможность проведения различных педагогических исследований с использованием оценок, выставляемых за элементы курса. Оценки за отдельный элемент курса могут быть сохранены в виде файла или представлены в виде диаграммы, имеется также отдельная страница оценок всех элементов курса, что в значительной мере облегчает проводимое исследование.

Коммуникативное направление может быть реализовано средствами, позволяющими пользователям системы общаться со своими преподавателями, а также между собой. Это такие средства как форум, электронная почта, обмен вложенными файлами с преподавателем, чат, обмен личными сообщениями. Так, например, форум «вопрос-ответ» позволяет преподавателю дать учащимся заранее какое-либо творческое задание. По мере выполнения они пишут свои ответы в форуме, после чего могут прочитать то, что написали другие. Чат тоже можно использовать в качестве учебного элемента. Также дается любое творческое задание на перспективу и назначается время встречи в чате для его обсуждения. При этом оценивание проводится не только и не столько преподавателем, сколько другими учащимися.

В заключении следует отметить, что использование среды Moodle при организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время может во многом облегчить труд и сэкономить время преподавателя на занятии, при этом само занятие может стать разнообразнее, что, в свою очередь, увеличит интерес учащихся к дисциплине. С другой стороны, на создание курсов необходимо затратить огромные усилия, поэтому преподавателю на данном этапе необходима помощь техников, администратора и возможно помощь самих учащихся.


Литература:

  1. Трухачева Н. В. Опыт использования системы управления обучением LMS MOODLE [Текст] / Н. В. Трухачева, Н. П. Пупырев, С. В. Чернышёва // Информационное образовательное пространство детства: Материалы научно-практической конференции. — М.: Издательство «Спутник+», 2009. — с. 476–481.

  2. Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе [Текст] / Н. П. Пупырев, Н. В. Трухачева, С. В. Чернышева // Актуальные проблемы фармакологии и фармации. Выпуск VII. — Барнаул, 2010. — с. 133–138.

  3. Трухачёва Н. В. Внедрение системы управления обучением (LMS) Moodle в учебный процесс АГМУ [Текст] / Н. В. Трухачёва, С. В. Чернышёва // Актуальные проблемы фармакологии и фармации. Выпуск VI. — Барнаул, 2009. — с. 171–184.

  4. Троян Г. М. Методика разработки учебных материалов пособия по информационным технологиям [Текст] // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы междун. конф. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2001. — с. 410–420.

  5. Семина Л. В. Механизм обратной связи — необходимая составляющая управления самостоятельной работой студентов. [Текст] // Среднее профессиональное образование. № 3. — М.:, 2010. — с. 29–30.

  6. Кирколуп Т. Р. Мобильный телефон как источник электромагнитного излучения и его влияние на организм человека [Текст] / Т. Р. Кирколуп, Е. Р. Кирколуп, Н. И. Наливайко // «Молодежь — Барнаулу»: Материалы медицинского раздела XIII научно-практической конференции молодых ученых (14–21 ноября 2011 г.). — Барнаул, 2011, с. 37–38.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle