Библиографическое описание:

Марсальский Г. А., Иванова Ю. Н., Скворцов С. А., Козырева О. А. Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 5-7.

Психолого-педагогические основы изучения процесса самореализации педагогов по физической культуре — сложная и многогранная проблема, неоднозначность, неоднородность, субъектность решения которой определяется многими факторами внутреннего и внешнего генеза, кроме того, нет объективного измерителя качества и продуктивности процесса самореализации в системе полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований среды, создавшей субъекта деятельности, культуры, общения, науки, искусства и пр.
В связи с этим, попытаемся определить модель изучения специфики самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования на примере связи и соблюдении преемственности образовательных учреждений — это Кузбасская государственная педагогическая академия (вуз) и Прокопьевский техникум физической культуры (ссуз).
В структуре самореализации мы будем придерживаться следующих направлений: спорт, наука, искусство [2], данные три направления выделены нами путем сопоставления результатов опыта практической деятельности и источников научного знания, полученного длительными наблюдениями и практической проверкой разрабатываемых и уточняемых теорий организации занятий педагогов по ФК, ведению и пропаганде здорового образа жизни, выявления акмеперспектив становления и развития личности.

Самореализация — это способность личности, выражающаяся в оптимизации моделей социокультурного взаимодействия, которые являются средствами позитивного преобразования объективной социокультурной действительности, имеющей внутреннюю и внешнюю составляющие [1].

Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду [2].
Под мультисредой понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования [2].
Самореализация — это процесс и результат самостоятельного, ситуативного определения позиций, условий, критериев, показателей, перспектив и достижений личности в различных областях деятельности и общения, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью, досугом и отдыхом.
Итак, под процессом самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионального образования мы будем понимать иерархическую модель получения, реконструкции, трансформации знаний, умений, навыков, компетенций и ценностей, предопределяющих на протяжении всей жизнедеятельности субъекта выявление основ повышения качества субъект-субъектных связей, самочувствия субъекта самореализации и продуктов субъект-объектных преобразований и субъект-субъектных отношений, определяющих пространственно-временную, ситуативно и субъектно обусловленную систему противоречий, поиск решений выявленных противоречий и проблем в среде и деятельности, прямо и косвенно связанных с физической культурой, здоровым образом жизни и спортом.
Под спецификой самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионального образования будем понимать ситуативную, субъектно-средовую возможность и качество осуществления процесса самореализации, опосредованного нюансами научно-методической, философско-методологической, нормативно-правовой основы обеспечения среднего и высшего профессионального образования.
На данных основаниях попытаемся связать исторические нюансы становления ссуза и возможности продолжения образования студентов ссуза в вузе того же профиля деятельности, т. е. — физической культуры и спорта.
Свой исторический путь Прокопьевский техникум физической культуры (ПТФК) начал в 1965 году. Сегодня Прокопьевский техникум физической культуры является образовательным и научным центром физической культуры и спорта Кемеровской области.
В 2008 году техникум был занесен во Всероссийский Национальный регистр «Лучшие ССУЗы России» в рубрике «Элита Кузбасса». В 2011 году техникум стал лауреатом конкурса «100 лучших ССУЗов России», который проводится при участии Независимого общественного совета и комитета Госдумы по образованию.
В настоящее время коллектив Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Прокопьевский техникум физической культуры» широко придерживается взглядов Спортивного кодекса Фэйр Плэй. Понимая важность спорта в современной жизни и желая использовать его воспитательный потенциал, широко проводит работу по разъяснению принципов Фэйр Плэй, пропагандирует массовость занятий физической культурой и здоровый образ жизни [5].
В Прокопьевском техникуме физической культуры работает 22 преподавателя, большинство из них выпускники Прокопьевского техникума физической культуры [5].
В настоящее время они получили высшее образование и работают на благо и процветание любимого учебного заведения. За подготовку высококвалифицированных кадров в области физкультуры и спорта имена 6 преподавателей занесены в энциклопедию «Лучшие люди России». Все результаты достигаются подготовкой и участием студентов во всероссийских, областных конкурсах и мероприятиях. Например, студенты техникума участвовали во всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива» в 2009, 2010 году и прошли во второй этап конкурса, который проходил в г. Москва. На уроках физической культуры, студенты приобретая различный умения и навыки, хорошую физическую подготовку, участвуют и занимают призовые места в городских, областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике [5].
Система непрерывного профессионально-педагогического образования обуславливает связи суза и вуза. Так можно подчеркнуть важность продолжения образования педагогами ПТФК и студентами ПТФК в Кузбасской государственной педагогической академии [3–4].
Особенно хотелось бы отметить заслуги таких студентов, как Клюев Игорь Сергеевич, Щербакова (Юдина) Ирина Ивановна. Студенты определяют себе поле перспектив саморазвития, самосовершенствования, самореализации в трех плоскостях — спорт, наука, искусство.
Так Щербакова Ирина Ивановна, обучаясь на факультете физической культуры, имеет третье место в выступлении на Международной научно-практической конференции с докладом «Моделирование отчета по педагогической практике и анализ ее результативности» на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке» (г. Новокузнецк), она плотно организует свою деятельность, занимается научной работой (3 публикации). Клюев Игорь Сергеевич также занимается процессом самореализации в трех направлениях — занимается спортом, моделированием научных публикаций и выступлений с ними на научно-практических конференциях, воспитанием, обучением и социализацией подрастающего поколения.
В условиях непрерывного профессионально-педагогического образования созданы все возможности осуществлять процесс самореализации педагогов по ФК.
Попытается выделить педагогические условия самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования:
  1. Учет дихотомического, научного определения специфики проблем современной здоровьесберегающей педагогики в получении наивысших достижений субъектом деятельности и общения и сохранения им здоровья как ценности, предопределяющей качество жизни и благополучие личности как продукта культуры, науки и спорта.
  2. Учет возможности нормального распределения (распределения Гаусса) в процессе самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования.
  3. Учет системы полисубъектных и профессионально-педагогических возможностей и ограничений в определении специфики, средств и методов воспитания, обучения, социализации и самореализации субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства в спорте, науке, искусстве.
  4. Обеспечение гуманно-личностных отношений в структуре формирования профессионально-педагогической культуры как критерия и показателя устойчивости, завершенности, гибкости, толерантности, конкурентоспособности, сформированности личности педагога по ФК.
  5. Соблюдение основ современного научно-педагогического обеспечения процесса самореализации личности в профессиональной и досуговой деятельности и общении.
  6. Поиск личности педагога по ФК в структуре (модели) определения и обогащения современного педагогического знания, обеспечивающего обусловленность и завершенность цикла самореализации в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах.
  7. Формирование потребностей и моделей отношений у субъектов процесса самореализации, предопределяющих формирование культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры, общей и профессионально-педагогической культуры.
  8. Определение и учет специфики взаимоотношений субъектов учебной и производственной деятельности как результат рефлексии, механизм накопления опыта практической деятельности педагога по ФК, успешности личности.
  9. Создание условий для объективно высокого уровня общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) у педагога по ФК.
  10. Создание школы и среды субъектов с активной, гуманной жизненной позицией, определяющих свои интересы в области саморазвития и самореализации, взаимодействия и социализации подрастающего поколения.
В современных условиях становления личности педагога очень сложно реализовать все педагогические условия управления процессом самореализации педагогов по ФК, т. к. и престиж профессии, и материально-техническое обеспечение, и проблемы, связанные с демографической ситуацией и здоровьем в РФ, относят на второстепенные роли специфику и результат процесса формирования самореализации педагога в условиях непрерывного профессионального образования, которое в сворю очередь претерпевает и юридические (ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федераций 26.12.2012, подписанный президентом 29.12.2013 и вступающий в законную силу с 01.09.2013), и экономические (пересмотр оплаты труда работников среднего и высшего образования и культуры и пр.), и морально-нравственные измерения и ломки. Социально-профессиональная аллергия как феномен дидактогений — одна из проблем, практически не решаемая обществом в условиях низкой культуры и низкого уровня жизни, единственный вариант решения — создание условий для самореализации всех субъектов социального пространства, в процессе которого личность становится социально, профессионально и субъектно значимой в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. А начинать надо, конечно же, с образца для подражания — педагогов и родителей, среда которых предопределяет уровень и качество процесса самореализации личности в деятельности и общении.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–552–7.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.
  3. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 1 (3). — С. 49–62.
  4. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.
  5. http://pcope.ru/index/istoria/0–17


1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle