Библиографическое описание:

Круглова Н. Б. Формирование системы здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении в условиях федеральных государственных требований [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 35-37.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15 % детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35 % поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90 % детей имеют отклонения физического и психического здоровья.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, по мнению В. Д. Сонькина это:

  • условия нахождения ребёнка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик воспитания и обучения);

  • рациональная организация образовательного процесса;

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

  • достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Работники дошкольного учреждения реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Технологии бывают:

  1. Здоровьесберегающие. Это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.

  2. Оздоровительные. Это — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

  3. Технологии обучения здоровью. Это — включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла.

  4. Воспитание культуры здоровья. Это — непосредственная образовательная деятельность по развитию личности воспитанников, мероприятия в совместной деятельности взрослого и ребёнка, фестивали, конкурсы и т. д.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. А так же дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема здоровьесбрегающих технологий в дошкольном учреждении, применение которых возможно при выполнении следующих условий:

  • осуществления корректировки технологий в зависимости от конкретных условий детского сада;

  • создания в ДОУ здоровьесберегающего пространства;

  • внесения необходимых поправок в интенсивность технологических воздействий, опорой которых должен стать мониторинг здоровья детей;

  • обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку;

  • формирования культуры здоровья педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей (законных представителей).

Главной целью нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём создания здоровьесберегающей среды в Учреждении. Для осуществления данной цели создаём условия для организации здоровьесберегающего процесса:

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

  • поощрение самостоятельности;

  • формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;

  • развитие творческого воображения;

  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

  • развитие активного самовыражения.

Консолидация усилий работников МБДОУ детский сад 56 направлена на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Составлен график взаимодействия специалистов ДОУ: медицинских и педагогических работников (воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). Вся работа осуществляется в комплексе, в течение дня.

Использование здоровьесбрегающих технологий является одним из средств для решения задач, необходимых для реализации образовательной области «Здоровье» и интеграции её с другими образовательными задачами.

В учреждении разработана «Программа оздоровления детей в МБДОУ детский сад 56», основными задачами которой являются:

  1. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

  2. Определение медико-педагогических условий, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса.

  3. Повышение функциональных возможностей организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

  4. Внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы.

  5. Обеспечение квалифицированной диагностики состояния здоровья детей.

В ДОУ действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

  • по заболеваемости;

  • по группам здоровья;

  • по уровню сформированности физических качеств;

  • по адаптации к условиям ДОУ.

Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.

В целях обеспечения положительного результата по реализации «Программы оздоровления» в ДОУ проводятся:

  • мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников;

  • контроль за выполнением норм питания, соблюдением режима дня, выполнением санитарно-гигиенических требований;

  • медико-педагогический контроль;

  • семинары с родителями, педагогами по вопросам сохранения здоровья детей;

  • осуществляется единый подход к реализации данной программы.

Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медицинской сестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ.

Одной из сущностных характеристик здоровьесберегающей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство (дизайн помещений, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности воспитанников и сотрудников):

  • во всех возрастных группах имеются микро-центры физической культуры и здоровья;

  • имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, плескательный бассейн. Все помещения оборудованы необходимым инвентарём;

  • спортивная площадка на улице оснащена необходимым оборудованием.

В целях реализации «Программы оздоровления» ежегодно планируется работа с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы, праздники и развлечения, практические занятия на родительском клубе «Содружество». В течение года на вопросы родителей отвечают специалисты дошкольного учреждения. А так же родители и все заинтересованные лица могут найти информацию о здоровьесберегающей деятельности детского сада на официальном сайте Учреждения.

Вся оздоровительная работа проводится в интеграции педагогического коллектива и медицинских работников ДОУ, имеет успешные результаты в приобретении знаний и собственных умений у воспитанников о здоровом образе жизни.

Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив детского сада добился следующих результатов:

  • налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности здоровьесберегающей деятельности ДОУ;

  • улучшилась материально-техническая база;

  • уровень заболеваемости ниже городского;

  • действует система диагностирования физического развития детей;

  • осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;

  • применяются разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья детей;

  • созданы условия для полноценного физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;

  • возрос уровень сформированности культуры здоровья педагогического коллектива и родителей (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).

Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.


Литература:

  1. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. М., 1999.

  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева//Развитие личности — № 2.

  3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.2005. № 4.

  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).



Основные термины: здоровья детей, здоровья воспитанников, государственных требований, психического здоровья, федеральных государственных требований, Федеральных государственных, ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающей среды, методической работы ДОУ, образовательной области «Здоровье», укрепление здоровья, здоровья воспитанников путём, культуры здоровья, укрепления здоровья воспитанников, Федеральных государственных требований, апробации Федеральных государственных, состояния здоровья воспитанников, укрепление здоровья детей, Федеральных государственных образовательных, условиях апробации Федеральных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle