Библиографическое описание:

Круглова Н. Б. Формирование системы здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении в условиях федеральных государственных требований [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 35-37.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15 % детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35 % поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90 % детей имеют отклонения физического и психического здоровья.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, по мнению В. Д. Сонькина это:

  • условия нахождения ребёнка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик воспитания и обучения);

  • рациональная организация образовательного процесса;

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

  • достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Работники дошкольного учреждения реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Технологии бывают:

  1. Здоровьесберегающие. Это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.

  2. Оздоровительные. Это — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

  3. Технологии обучения здоровью. Это — включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла.

  4. Воспитание культуры здоровья. Это — непосредственная образовательная деятельность по развитию личности воспитанников, мероприятия в совместной деятельности взрослого и ребёнка, фестивали, конкурсы и т. д.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. А так же дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема здоровьесбрегающих технологий в дошкольном учреждении, применение которых возможно при выполнении следующих условий:

  • осуществления корректировки технологий в зависимости от конкретных условий детского сада;

  • создания в ДОУ здоровьесберегающего пространства;

  • внесения необходимых поправок в интенсивность технологических воздействий, опорой которых должен стать мониторинг здоровья детей;

  • обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку;

  • формирования культуры здоровья педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей (законных представителей).

Главной целью нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём создания здоровьесберегающей среды в Учреждении. Для осуществления данной цели создаём условия для организации здоровьесберегающего процесса:

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

  • поощрение самостоятельности;

  • формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;

  • развитие творческого воображения;

  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

  • развитие активного самовыражения.

Консолидация усилий работников МБДОУ детский сад 56 направлена на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Составлен график взаимодействия специалистов ДОУ: медицинских и педагогических работников (воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). Вся работа осуществляется в комплексе, в течение дня.

Использование здоровьесбрегающих технологий является одним из средств для решения задач, необходимых для реализации образовательной области «Здоровье» и интеграции её с другими образовательными задачами.

В учреждении разработана «Программа оздоровления детей в МБДОУ детский сад 56», основными задачами которой являются:

  1. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

  2. Определение медико-педагогических условий, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса.

  3. Повышение функциональных возможностей организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

  4. Внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы.

  5. Обеспечение квалифицированной диагностики состояния здоровья детей.

В ДОУ действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

  • по заболеваемости;

  • по группам здоровья;

  • по уровню сформированности физических качеств;

  • по адаптации к условиям ДОУ.

Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.

В целях обеспечения положительного результата по реализации «Программы оздоровления» в ДОУ проводятся:

  • мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников;

  • контроль за выполнением норм питания, соблюдением режима дня, выполнением санитарно-гигиенических требований;

  • медико-педагогический контроль;

  • семинары с родителями, педагогами по вопросам сохранения здоровья детей;

  • осуществляется единый подход к реализации данной программы.

Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медицинской сестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ.

Одной из сущностных характеристик здоровьесберегающей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство (дизайн помещений, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности воспитанников и сотрудников):

  • во всех возрастных группах имеются микро-центры физической культуры и здоровья;

  • имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, плескательный бассейн. Все помещения оборудованы необходимым инвентарём;

  • спортивная площадка на улице оснащена необходимым оборудованием.

В целях реализации «Программы оздоровления» ежегодно планируется работа с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы, праздники и развлечения, практические занятия на родительском клубе «Содружество». В течение года на вопросы родителей отвечают специалисты дошкольного учреждения. А так же родители и все заинтересованные лица могут найти информацию о здоровьесберегающей деятельности детского сада на официальном сайте Учреждения.

Вся оздоровительная работа проводится в интеграции педагогического коллектива и медицинских работников ДОУ, имеет успешные результаты в приобретении знаний и собственных умений у воспитанников о здоровом образе жизни.

Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив детского сада добился следующих результатов:

  • налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности здоровьесберегающей деятельности ДОУ;

  • улучшилась материально-техническая база;

  • уровень заболеваемости ниже городского;

  • действует система диагностирования физического развития детей;

  • осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;

  • применяются разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья детей;

  • созданы условия для полноценного физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;

  • возрос уровень сформированности культуры здоровья педагогического коллектива и родителей (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).

Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.


Литература:

  1. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. М., 1999.

  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева//Развитие личности — № 2.

  3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.2005. № 4.

  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle