Библиографическое описание:

Сиднева И. Е. Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

Как известно, к числу ведущих методов познания и преобразования социальных и профессиональных объектов относят моделирование. Рассмотрим содержание понятия модели и сущность моделирования, их определения в психолого-педагогической литературе. Слово «модель» в переводе с французского означает «образец». «Модель — это наглядное пособие или схема, представляющая собой изображение предмета, процесса или явления при некоторой схематизации и условности изобразительных средств» [5, с.325].

В широком смысле модель — это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции. Педагогическая модель — это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности [4, с. 89]. Данное определение мы приняли за основу при разработке модели формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности. В свою очередь, процесс моделирования выступает как метод исследования объектов познания на их моделях. При построении модели формирования готовности к организационно-управленческой деятельности мы опирались на системный и структурный подходы, которые позволили рассматривать элементы и части в единстве, во взаимодействии ее компонентов и структурных составляющих.

Основной категорией формирования готовности к организационно-управленческой деятельности в модели выступает понятие целостности как основное свойство системы, заключающееся в относительной независимости ее частей и в то же время взаимосвязанности их функций между собой.

Системно-структурный подход, с помощью которого мы структурировали содержание модели, позволяет нам показать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов и их функций, между которыми существуют системообразующие связи, определяющие их взаимообусловленность [1,3].

В качестве структурных элементов модели выступают следующие характеристики: цель, задачи, принципы, этапы, формы организации, методы и средства, обеспечивающие формирование компонентов готовности студентов к организационно-управленческой деятельности, система критериев и показателей как интегративный оценочный комплекс, результат как сформированный уровень готовности к организационно-управленческой деятельности.

Взяв за основу трехкомпонентную структуру готовности, мы, в свою очередь, к структурным элементам описываемой модели отнесли такие компоненты готовности к организационно-управленческой деятельности, как: психологический, содержательный, практический. Опираясь на выбранные научные подходы, в макроструктуре готовности к организационно-управленческой деятельности мы выделили два функциональных компонента: социальный и профессиональный.

Выделенные компоненты готовности к организационно-управленческой деятельности универсальны и могут быть отнесены и к другим видам деятельности. Основные характеристики и связи субординации и координации в структуре модели определяют два вектора: вертикальный — формирующий и горизонтальный — согласующий (рис.).

В данной модели раскрываются целевой, процессуальный, содержательный и субъектный компоненты формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности, а также комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию данной готовности. Субъектами деятельности являются педагоги вуза и студенты. В частности, показана взаимосвязь между структурными элементами, к которым мы относим: анализ ситуации и постановку цели, планирование, организацию, контролирование. Кроме того, в модели раскрываются педагогические условия формирования готовности студентов к организационно-управленческой деятельности. Таким образом, метод моделирования позволяет содержательно раскрыть суть модели и представить ее графически.

Итак, первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности, обуславливающей успешное решение организационно-управленческих профессиональных задач в процессе профессиональной деятельности. Следует учитывать, что цель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности, содержание высшего профессионального образования обусловлены в современных условиях требованиями государства и работодателей, так как готовность к организационно-управленческой деятельности проявляется и функционирует в процессе практической (профессиональной) организационно-управленческой деятельности.

В качестве задач формирования готовности к организационно-управленческой деятельности в учебном процессе вуза нами рассматриваются:

  • формирование у студентов психологического компонента готовности к организационно-управленческой деятельности;

Рис. Модель формирования готовности студентов к ОУД


  • формирование у студентов содержательного компонента готовности к организационно-управленческой деятельности;

  • формирование у студентов практического компонента готовности к организационно-управленческой деятельности.

Решение выделенных задач определяется основными принципами, на которых основывается стратегия формирования готовности студентов к организационно-управленческой деятельности: социальной обусловленности целей и содержания высшего образования (соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферой их профессиональной деятельности, и обеспечения их конкурентоспособности); компетентностной ориентированности содержания высшего образования; субъектности интегративного взаимодействия.

Принцип социальной обусловленности целей и содержания высшего образования отражает взаимосвязь процессов социализации и профессионализации личности студента.

Высшее образование как социальное явление, ориентированное на запросы личности студента, выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации специалиста, выступает как средство его личностного и профессионального самоопределения.

Принцип компетентностной ориентированности содержания образования означает исходные положения, определяющие основы эффективности конструирования содержания рабочих программ по учебным дисциплинам в контексте компетентностного подхода.

Принцип субъектности взаимодействия студентов и педагога рассматривает студента как носителя активности в учебном процессе, выражающейся в осознанности и избирательности, в готовности выбирать цель, в стремлении к самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности. Данный принцип предполагает разработку комплекса форм педагогического взаимодействия студентов и педагога, которые обеспечивают достижение цели учебного занятия, решения комплексных дидактических задач.

Готовности к организационно-управленческой деятельности невозможно научить в буквальном смысле слова, так как специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание, кем-то предложенное, а прослеживаются условия происхождения данного знания» [2].

Принцип коллективности и индивидуальности форм педагогического взаимодействия предполагает использование возможных их сочетаний для создания условий деятельности студентов по усвоению содержания высшего образования в коллективе, в малой группе, в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Формы организации учебной деятельности в этом случае могут быть фронтальные, индивидуальные, групповые. Как показало наше исследование, фронтальная форма взаимодействия применима, главным образом, на стадии постановки учебно-познавательных задач на вводном и заключительном этапе учебных занятий. Более эффективна групповая форма работы, которая используется при формировании ориентировочных основ готовности к организационно-управленческой деятельности, как на алгоритмическом, так и на продуктивном уровне деятельности учения. Индивидуальная форма позволяет успешно формировать самостоятельную деятельность, обеспечивает индивидуальную траекторию обучения. Исходя из гуманистической личностно-ориентированной направленности образования, наиболее эффективной, с нашей точки зрения, моделью таких отношений выступает диалоговое общение.

В завершении рассмотрения изложенных принципов, подчеркнем, что достижение поставленных целей и задач возможно при их комплексном применении.

Формирование у студентов компонентов целостной готовности к организационно-управленческой деятельности проводится поэтапно, на основе установленных в модели задач. На этих этапах происходит целенаправленное формирование психологического, содержательного и практического компонентов готовности к организационно-управленческой деятельности.

Первый этап направлен на формирование мотивации студентов к организационно-управленческой деятельности путем становления интересов, склонностей, в ходе освоения социальных и профессиональных ценностей, ценностных ориентаций в процессе обучения. На данном этапе студент выступает как субъект ценностного самоопределения в профессиональной деятельности специалиста. Результатом первого этапа являются: направленность на выбранную профессию; сформированность ценностно-мотивационного компонента готовности к организационно-управленческой деятельности, осознанной мотивации к организационно-управленческой деятельности и самореализации в социально-экономических условиях будущей профессиональной деятельности; позитивное отношение к значимым аспектам будущей организационно-управленческой деятельности и межличностного общения в профессии.

Второй этап формирования готовности к организационно-управленческой деятельности направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в процессе обучения в ходе решения учебно-профессиональных задач. Результатом второго этапа является сформированность содержательного компонента целостной готовности студентов к организационно-управленческой деятельности.

На третьем этапе решаются задачи совершенствования организационно-управленческой деятельности будущего специалиста, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия в организационно-управленческой деятельности; достижение высокого уровня деятельностного компонента готовности к организационно-управленческой деятельности через апробирование себя как субъекта данной деятельности в процессе обучения. Результатом третьего этапа является готовность студентов к самореализации в организационно-управленческой деятельности, решению управленческих задач, связанных с оценкой и коррекцией своей деятельности в привычных ситуациях при изменении ее с учетом влияния различных факторов, выявлению проблем и нахождению путей их решения, умению строить взаимоотношения в профессиональных группах.

Практическое воплощение модели формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности предполагает специальную организацию процесса обучения, который обеспечил бы формирование компонентов готовности к организационно-управленческой деятельности.

Формированию готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности будет способствовать реализация комплекса педагогических условий, являющийся следующим элементом модели:

  1. формирование положительной мотивации студентов к организационно-управленческой деятельности;

  2. использование профессиональной подготовки студентов в формировании системы знаний об организационно-управленческой деятельности;

  3. Формирование у студентов в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области организационно-управленческой деятельности;

  4. Включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования их знаний и практических умений в области организационно-управленческой деятельности.

Поскольку выделенные нами условия направлены на решение единой цели и в своей совокупности логически взаимосвязаны, это дает на основание судить о том, что они представляют собой комплекс.

Неотъемлемой частью модели выступает система критериев и показателей сформированности компонентов готовности студентов к организационно-управленческой деятельности. К критериям сформированности готовности к организационно-управленческой деятельности мы отнесли: мотивационно-личностную направленность на организационно-управленческую деятельность, когнитивную направленность на организационно-управленческую деятельность и деятельностную направленность на организационно-управленческую деятельность.

В мотивационно-личностную направленность на организационно-управленческую деятельность входит наличие у студентов положительной мотивации и интереса к организационно-управленческой деятельность в рамках выбранной специальности. Когнитивная направленность на организационно-управленческую деятельность включает в себя объем теоретических знаний и организационно-управленческих способностей. Деятельностная направленность на организационно-управленческую деятельность включает в себя уровень сформированности практических умений и навыков, умение адекватно ситуации применять способы воздействия, устанавливать контакт с людьми, овладение рефлексивными навыками.

Таким образом, мотивационно-личностная направленность на организационно-управленческую деятельность, когнитивная и деятельностная являются критериями готовности студентов к организационно-управленческой деятельности. Если все компоненты у студентов сформированы, то можно сделать вывод о том, что сформирована целостная готовность к организационно-управленческой деятельности.

Проблему формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности в современных условиях мы относим к одной из важнейших задач высшего образования. Изменения в социальной и общественной жизни определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения и нести за них ответственность, эффективно взаимодействовать с другими людьми, осуществлять руководство коллективом.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что на основе теории выявленной проблемы, ее особенностей, анализа изученной психолого-педагогической литературы и ранее проведенных диссертационных исследований нами были обоснованы теоретические подходы и предложена модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности, что дает возможность организовать и провести опытно-экспериментальную работу по заявленной проблеме в процессе обучения в вузе.


Литература:

  1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. — 191 с.

  2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от науки к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков// Перемены. — 2004.– № 2.– С. 130–139.

  3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов и проблем образования?/ И. А. Зимняя// Высшее образование сегодня.– 2005.– № 11.– С. 20–26.

  4. Михеев В. И. Методы измерения в педагогических исследованиях/ В. И. Михеев, А. Ю. Потапова.– М.: Издательский центр АПО, 2002.– 48 с.

  5. Словарь иностранных слов.– 15-е изд., испр.– М.: Рус.яз., 1998.– 607 с.

Основные термины: организационно-управленческой деятельности, готовности студентов, формирования готовности, готовности студентов вуза, формирования готовности студентов, профессиональной деятельности, Модель формирования готовности, модели формирования готовности, компонентов готовности, компонентов готовности студентов, компонента готовности, формирование компонентов готовности, области организационно-управленческой деятельности, высшей школы готовности, организационно-управленческую деятельность, будущей профессиональной деятельности, компоненты готовности, целостной готовности, формирование готовности студентов, содержания высшего образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle