Библиографическое описание:

Большакова Т. К. Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома: из опыта работы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

Современному обществу необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.

Приоритетность гражданского воспитания подрастающего поколения определена в ряде нормативно-правовых документов. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» в качестве основных целей и задач образования отмечается: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, позициям и культуре других народов.

Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников [1,2,3,4]. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации и гражданской идентификации личности. Воспитанники Вологодского детского дома имени В. А. Гаврилина в подавляющем большинстве являются социальными сиротами (95 %), которые воспитывались в социально неблагополучных семьях, где не имели образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта. В связи с этим приоритетным направлением деятельности детского дома становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности.

Полноценное гражданское становление детей-сирот возможно только при условии приоритетности личностного развития, системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности, гражданской компетентности личности, активной жизненной позиции у воспитанников детского дома, при условии создания единого образовательного пространства.

Культура является эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания гражданственности, социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.

Начиная с 2005 года, детский дом осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по гражданскому воспитанию детей-сирот через использование потенциала музейного комплекса детского дома с участием всех субъектов воспитательного процесса. Являясь частью открытого образовательного пространства, музейный комплекс призван быть координатором духовно-патриотической, культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским домом и учреждениями культуры, общественными организациями. В структурном отношении музейный комплекс представляет собой совокупность (объединение) музеев детского дома в единое социализирующее пространство.

На сегодняшний день мы находимся на практическом (реализационном) этапе работы над проектом. В рамках инновационного проекта педагогическим коллективом была определена иерархия целей деятельности: стратегическая цель предполагает воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, ориентированной на отечественные культурно-нравственные ценности и традиции, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, способной встать на ее защиту; личности, способной интегрироваться в систему разнообразных социальных институтов. Тактическая цель предполагает развитие мотивации к самореализации в качестве гражданина, патриота, высоконравственной личности. Оперативная цель предполагает формирование системы качеств нравственной личности, гражданина, патриота, высокого уровня духовно-нравственных притязаний и потребностей.

Работа осуществляется поэтапно, реализация музейных программ рассчитана на весь период пребывания воспитанника в детском доме и условно разделена на три возрастных этапа: I этап — работа с детьми младшего школьного возраста (7–10 лет), II этап — средний школьный возраст (10–14 лет); III этап — старший школьный возраст (14–18 лет). По итогам каждого этапа воспитанники должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, которые выделены на основе научных критериев.

Музейный комплекс детского дома становится центром воспитательной работы, средством воспитания общественной активности, патриотизма, развития творчества, воспитания нравственности и сохранения традиций; становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок– ребенок, ребенок — педагог, группа — педагог и др.) задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении трудностей социализации.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры [5,6]. Базовыми, на наш взгляд, для осуществления гражданского воспитания детей-сирот могут выступать музеи следующих профилей — исторический, военно-патриотический, этнографии и декоративно-прикладного искусства, музыкальный, литературный.

Структуру музейного комплекса Вологодского детского дома составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», «В. А. Гаврилин», «Д. Т. Тутунджан», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Ткачество», «Православная культура».

Музей боевой славы знакомит воспитанников с вологжанами — ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей истории школы знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников; сохранению преемственности поколений.

Музей В. А. Гаврилина знакомит с историей жизни, творчеством выпускника Ковыринского детского дома (правопреемником которого, является детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В. А. Гаврилина.).

Музей этнографии и декоративно-прикладное искусства вводит воспитанников в мир народной культуры, знакомит с народными обычаями и традициями, приобщает к ремеслам и народным промыслам Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в производственном предприятии «Овен», созданном на базе детского дома.

Музей православной культуры знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей-сирот, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

Таким образом, в музейном комплексе детского дома представлены основные музейные профили. Учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Деятельность музеев осуществляется на основе программ, разработанных в соответствии с научными и методическими требованиями. Структура программы включает следующие составляющие: пояснительная записка, цель и задачи, содержание программы (направления, формы музейной деятельности, тематическое планирование), ресурсное обеспечение программы, ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности реализации программы.

Музей детского дома не является музейным учреждением в традиционном представлении, однако обладает в определенной степени всеми признаками, присущими музею. Во-первых, имеется фонд музейных экспонатов: общее число единиц хранения на 2011год составляет 2180, из них основного фонда –1695, научно-вспомогательного фонда — 485. В фондах музеев представлены все основные типы музейных источников — вещевые, изобразительные, письменные, среди которых есть просто уникальные вещи — школьная парта со скамьей, личные вещи учащихся начала ХХ века (чернильница, перьевые ручки, аттестаты и др.), пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта ХIХ века, личные вещи, рукописи В. А. Гаврилина переданные в дар музею его вдовой. Достоинством использования музейных экспонатов является то, что дети знакомятся с подлинными, настоящими источниками. Это важно иметь в виду, учитывая особенности психики детей и подростков, поскольку их сознание отмечено известной противоречивостью: восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших и следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации — в музее таким бесспорным аргументом является подлинник — первоисточник познания. Пополнение фондов музеев происходит разными путями: организуются поисково-исследовательские экспедиции — воспитанники совместно с педагогами выезжают в районы области и за ее переделы (в летнее и каникулярное время); экспонаты приносят в дар музею; воспитанники изготавливают экспонаты сами в производственных мастерских (столярные изделия, изделия из бересты, кружева и др.). В музеях имеются каталоги, содержащие перечни фондовых предметов, а так же различные классификаторы — алфавитные, именные, тематические, отраслевые; к ним прилагаются картотеки, в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам.

Во-вторых, наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Экспонаты музейного фонда размещаются в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Музейная экспозиция является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную, социально-значимую деятельность, фактором организации личностно ориентированного воспитания, и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции гражданского воспитания. Музейный комплекс занимает 13 комнат, общая площадь которых составляет 259.9 кв.м.

Обязательным условием функционирования школьного музея является наличие постоянного актива (Совет музея). Следует отметить, что в условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно — с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Осуществляется подготовка экскурсоводов из числа воспитанников, при этом учитывается, что проведение экскурсии должно быть результатом поисковой, исследовательской, экспозиционной работы воспитанников, а не механического заучивания текста.

Деятельность музеев детского дома осуществляется по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми — чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков — исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

Важной тенденцией в развитии музейного комплекса детского дома является тенденция превращения музея в экомузей или «живой музей», который становится интеллектуальным, эстетическим центром, объединяющим историко-культурную, предметно-художественную среду с социально-воспитательными задачами детского дома. Музеи детского дома не замыкаются в себе, не ограничиваются только традиционными формами музейной деятельности, а становятся жизненным воспитывающим пространством. Так, деятельность музея В. А. Гаврилина стимулирует творческое развитие детей — 55 % воспитанников занимаются в музыкальной школе, на базе детского дома действует танцевальный коллектив «Талисман»; изостудия, литературная студия «Вдохновение», газета «Трещотка», проходят музыкальные вечера, концерты для воспитанников и гостей. На базе музея этнографии и декоративно-прикладного искусства работают мастерские, в которых дети обучаются традиционным ремеслам — кружевоплетению, изготовлению изделий из бересты, лоскутному шитью и др. Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения. За последние пять лет подготовлено 211 специалистов по профессиям: кружевница, изготовитель художественных изделий из бересты, столяр, швея; более половины из них после выпуска из детского дома продолжают работать по профессии.

Таким образом, обобщение опыта работы музейного комплекса детского дома позволяет утверждать, что музей выступает в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности детей-сирот, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к детям-сиротам он обретает новые функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности.

Констатируя все вышесказанное, можно отметить, что деятельность музейного комплекса детского дома позволяет: осуществлять гражданское воспитание подрастающего поколения в образовательном пространстве культурно-исторической среды; сплотить воспитанников, педагогов, выпускников вокруг общего дела, получить навыки общения, совместного творчества, взаимодействия; расширить возможности образовательного учреждения в решении многих воспитательных и образовательных проблем посредством реализации в детском доме единых музейных исследовательских проектов и программ.


Литература:

1. Боровская И. К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. Мн.: НИО, 2007. 216 с.

2. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С.101–116.

3. Дементьева И. Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования. 1992, № 10. С.17–19.

4. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. 164 с.

5. Музееведение: История и историография. СПб.: СПбГАК, 1995. 34 с.

6.Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности. Дисс. … кан. пед наук. СПб, 1998. 260 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle