Библиографическое описание:

Скрипова Н. Е. Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 120-122.

В сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования отмечается, что в основе лежит системно-деятельностный подход, и, что важно, обозначаются его основные направления [4, с. 5; 5, с. 5; 6, с. 5].

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории. В качестве психологического объекта воспитания выступают личностные смыслы и ценностные установки личности, порождаемые и трансформируемые в процессе совместной деятельности растущего человека со взрослыми и сверстниками.

Основные принципы анализа различных развивающихся систем, присущие школе культурно-леятельностной психологии, были открыты и разработаны выдающимися мыслителями XX века Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я Гальпериным, А. В. Запорожцем. Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

Эти общие принципы анализа различных развивающихся систем находят своё конкретное воплощение в стратегии проектирования образования как совокупности деятельностей, определяющих социализацию и индивидуализацию человека в современном обществе:

  1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций — тенденцию к сохранению и тенденцию к изменению.

В образовании как ведущем канале социализации выделяются две противоположные и неотъемлемые друг от друга тенденции: вариативность и стандартизация. Рассмотрим данные положения более конкретно.

Вариативность образования — это тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся; возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия. Вариативность обеспечивает управление изменениями в образовательных системах федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Стандартизация образования — это тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве как пространстве разнообразия. Эволюционный смысл стандартизации заключается в обеспечении устойчивости процесса трансляции образцов познания, присущих данному уровню цивилизации. Стандартизация является необходимым условием адаптации подрастающих поколений к решению широкого класса типовых жизненных задач. Стандартизация выступает как особый инструмент управления знаниями в условиях социального, экономического, этнического и психологического разнообразия различных социальных систем. Стандартизация обеспечивает единство образовательного пространства, которое определяется как «единство разнообразия [1].

В целом стандартизация и вариативность образования обеспечивают:

  • социализацию и индивидуализацию каждой личности подрастающего поколения;

  • управление функционированием и управление изменениями на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

  1. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение личности в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, социальным нормам, традициям, стереотипам и способам поведения человека, выработанным в ходе человеческой истории.

Проекцией этого принципа системно-деятельностного подхода к образованию является рассмотрение образовательного процесса как совокупности деятельностей, обеспечивающих следующие социальные эффекты:

  • духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления российской государственности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

  1. Ключ к пониманию природы личности — не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.

Проекцией этого принципа системно-деятельностного подхода к образованию является понимание воспитания человека как процесса становления личностных смыслов и ценностных установок, порождаемых и трансформируемых в процессе совместной деятельности ребёнка со взрослыми и сверстниками. Подобное понимание позволяет выделить существенное отличие воспитания от обучения. Это отличие передаётся формулой А. Н. Леонтьева «Смыслу не учат. Смысл воспитывается», суть которой заключается в том, смысл транслируется, прежде всего, через вовлечение человека в значимую для него деятельность. А не прямо через знания, умения и навыки. Стратегия системно-деятельностного подхода к образованию позволяет избежать риска «голодного вербализма», растворения воспитания в потоке нравоучений и убеждений [3, с. 18].

  1. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с позиций системно-деятельностного подхода должно, на наш взгляд, вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа. Далее мы перейдём к их рассмотрению.

Мотивационно-ценностный план анализа предполагает ответ на вопрос «Ради чего осуществляется деятельность?» и позволяет выделить ценностные ориентиры развития личности. Исходя из этого, ключевыми установками при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования становятся установки на формирование мировоззрения личности и на мотивацию к обучению в качестве ведущей мотивации личности.

Целевой план анализа предполагает ответ на вопрос «На что направлена деятельность?» и позволяет выделить систему действий, в процессе которых усваивается содержание образования. Обращение к целевому плану анализа деятельности открывает возможность проектирования совокупности универсальных действий, продуктом которых является предметный результат обучения — «фундаментальное ядро образования».

Операциональный план анализа предполагает ответ на вопрос «Как осуществляются действия?» и позволяет выделить систему операций, способов действия, посредством которых происходит усвоение умений и навыков, обеспечивающих реализацию учебных действий. В каждой предметной области знаний предметный результат, выступающий как цель учебных действий — инвариантен, а система операций, в том числе различных образовательных технологий достижения предметного результата — вариативна.

Ресурсный план анализа предполагает ответ на вопрос «За счет каких ресурсов осуществляется деятельность?» и позволяет выделить нормативно-правовые, кадровые, финансовые ресурсы, необходимые для достижения эффективного результата воспитания и обучения. Выбор ресурсов, как вариативных компонентов стандарта общего образования, происходит с учетом требуемого личностного результата, определяемого мотивом деятельности, и требуемого предметного результата, определяемого целью действия.

  1. В контексте системно-деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.

  2. В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция — деятельность — компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

  3. Ценностные ориентиры системно-деятельностного подхода к образованию как ведущей социальной деятельности общества приводят к постановке задачи достижения такого личностного результата образования как становления, формирования и развития ценностных ориентаций посредством разработки нескольких типов программ через учебный план и план внеурочной деятельности образовательного учреждения:

  • совокупность программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программ воспитания и социализация для обучающихся основной и старшей школы по становлению, формированию и развитию базовых национальных ценностей, направленных на достижение каждым обучающимся современного национального идеала, а также направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;

  • совокупность программ по становлению, формированию и развитию ценностных ориентаций на рабочие профессии, подразумевая, что это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [2].

Предложенная систематизация программ по основанию «ценностная ориентация» позволяет уйти от административно-территориальной систематизации компонентов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на федеральный, региональный и школьный компоненты и раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых и должна быть направлена основная образовательная программа начального общего образования.

Указанный выше набор программ по формированию гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности выступает в качестве условия усвоения ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества


Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к формированию идентичности как личностному результату образования // Практика образования, № 2, 2008.

  2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.

  3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: изд-во МГУ, 1972. С. 3–35.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2007 г. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного среднего (полного) общего образования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle