Библиографическое описание:

Будникова И. Н., Цивенко Н. Б. Развитие навыка грамотного чтения у школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89.

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже «Литература», на который традиционно отведено всего 2 часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техника чтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.

Исследованием Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41–43 места.

ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.. [11, c. 6–8].

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. [10, c. 7]. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.

Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы:

  1. упражнения в чтении должны быть каждодневными;

  2. отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

  3. должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

  4. должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

  5. специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения.

На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время. Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках. Для этого был разработан и составлен комплекс-тренажер «Учись читать быстро» для развития и отработки навыка чтения на уроках литературного чтения, литературы и русского языка.

Комплекс представляет собой лист — тренажёр, составленный на одну из букв алфавита или группу букв, сгруппированных например, по глухости — звонкости или группе гласных букв. Каждый лист-тренажер состоит из упражнений, направленных на систематические тренировки речевого аппарата ребенка, на развитие умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения», т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к уроку рекомендуется увеличивать. Буквосочетания увеличиваются соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.). Различные варианты расположения на листе-тренажере способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Также в каждом листе имеются игровые и занимательные упражнения, цель которых — сделать обучение чтению более привлекательным, радостным и интересным.

Упражнения можно читать непосредственно во время урока жужжащим чтением, хором, с заданным темпом, (темп простукивается карандашом), про себя. А можно тренажер давать на дом.

  1. Первая группа упражнений: слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

са со су сы сэ ся сё сю си се

за зо зу зы зэ зя зё зю зи зе

ас ос ус ыс эс яс ёс юс ис ес

аз оз уз ыз эз яз ёз юз из ез

При прочтении этих упражнений полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га. Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Или такие стишки:

са′ — са, са′ — са, са′ — са, са′- ни, са′- ми, са′- ло

са — са′, са — са′, са –са′ ко — са′, ли — са′, о — са′,

са-са′-са, са-са′-са, са-са′-са ка-са′т-ка, по-са′д-ка, на-са′д-ка

са-са-са′, са-са-са′, са-са-са′ кол-ба-са′, по-ло-са′, не-бе-са′

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

  1. Вторая группа упражнений: чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

сад сам сок сон сом сор сук суп суд сыр сыт сыч сын сэр сир сел

зал — зол — зов — зоб — зуб

Это материал логопедического пособия, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

  1. Третья группа упражнений: чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова или в начале слова. Например:

слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветом.

  1. Четвёртая группа упражнений: чтение слов с заменой согласного в слове. Так:

лоб — зоб вал — зал дуб — зуб губы — зубы набор — забор намок — замок

  1. Пятая группа упражнений: чтение наиболее трудных слов, с проговариванием, выделением первого слога. Например:

ска — сказка ско — скобка ски — скибка ску — скумбрия

ста — стакан сто — сторожка сти — стирка сту — ступня свя — связка

сва — сварить сво — свора сви — свить све — светить стя — стяг

зва — звать зво — звонок зве — звезда здо — здоровье зву — звук

зра зразы зре — зрение зри — зритель зря — зрячий зна — значок

Одним из видов упражнений в комплексе являются работа со скороговорками, помогающими детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Методика работы следующая: сначала медленно и громко прочитывают, затем тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Примером могут служить следующие высказывания: Сеня вёз воз сена. Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

В начале каждого урока целесообразно предлагать ученикам тренажерную разминку: следует сначала прочитывать упражнения 1–3 группы, затем поработать над скороговоркой, что поможет развитию подвижности речевого аппарата. Такая разминка даст возможность ученикам переключиться с перемены на урок.

Приёмы работы:

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый

по 2 слова;

в) дети объединяются в пары и читают слова друг другу по очереди — 1–2 слова один ученик, 1–2 слова другой и т. д.

г) дети читают хором;

д) ученики читают для себя, отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Важно учить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет.

Тренажер может служить источником для подбора словарного материала на уроках русского языка. Например, можно спланировать работу по обучению звуко-буквенному анализу, при изучении глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корне, словарных слов. При работе с тренажёром на буквы Ч, Щ, Ж-Ш, Ц одно из упражнений направлено на повторение и закрепление орфограмм с данными буквами и сочетаниями:

Прочитай слова и запомни их написание: цып цыган цыплёнок цыпочки цыкнуть птицы — синицы — борцы — близнецы — куцый

станция — авиация — акация — коллекция

Пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма в пропуске букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. (бу…(кет), ком — корм).

Разнообразие приёмов, упражнений, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения.

При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим — не терять приобретенные ранее навыки.


Литература:

  1. Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty. narod. ru/ vsd04. htm

  2. Белова Н. Б. Пробуждать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. — 1990, № 4 с.13–15

  3. Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. — 2000, № 9 с.76–80

  4. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения.// Начальная школа. — 2001, № 8 с.48–58

  5. Джежжелей О. В. Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. — 1989, № 1 с.32–38

  6. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.// Начальная школа. — 1990, № 8 с.52–62

  7. Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы.// Начальная школа. — 2009, № 2 с.10–13

  8. Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах.// Начальная школа. — 1999, № 9 с.30–38

  9. Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11 с.31–33

  10. ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5–9 классы. // Изд-во «Просвещение», 2011.

  11. ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературное чтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle