Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 849 раз

Библиографическое описание:

Бадмаева, Б. Б. Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению / Б. Б. Бадмаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3327/ (дата обращения: 24.04.2024).

Необходимым условием проведения экспериментальной работы по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению является переоценка подходов к социально-педагогическим условиям. Для решения этой задачи важно обеспечить адекватную оценку состояния процесса адаптации учащихся к предметному обучению.

Существующая система контроля и оценки успешности обучения выполняет функцию определения персональной ответственности каждого учителя за качество обучения. Под качеством обучения для одного конкретного учителя становится успешность обучения в рамках его предмета.

Основными целями мониторинга процесса адаптации являются:

  • выявление психофизиологической напряженности учащихся пятого класса, изучение школьной документации для анализа академической успеваемости;

  • сбор данных для коррекции и развития поддержки учащихся 10–12 лет в период адаптации;

  • анализ собранной информации для повышения эффективности работы с учащимися, в том числе использование результатов мониторинга для оценки эффективности комплекса мероприятий по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению.

В качестве основных критериев адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению можно выделить продуктивность и успешность учебной деятельности (отношение к учебным предметам), включенность в деятельность (самоорганизация, самостоятельность), успешность взаимоотношений в системе «учитель-предметник-учащийся» (удовлетворенность отношениями с учителями-предметниками), стабильность психофизиологического состояния (напряженность).

В 2006–2010 годах в ходе эксперимента был осуществлен мониторинг процесса адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В эксперименте участвовало 135 учащихся четвертых и пятых классов; 5 учителей-предметников, преподающих в пятых классах, 8 классных руководителей, 8 педагогов. Эксперимент по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап состоял из теоретического обоснования, построения понятийного аппарата исследования, подбора диагностического инструментария. Были определены уровни адаптации; факторы, влияющие на адаптацию. Цель этого этапа заключалась в выявлении уровня адаптации учащихся пятого класса к предметному обучению до эксперимента. Диагностическая работа осуществлялась педагогом. Основным диагностическим инструментарием, определяющим адаптированность, является анкета «Напряженность» (авторы), разработанная для учащихся пятого класса. Показатели адаптации соответствующие уровням ниже среднего и низкому уровню в анкете были объединены в один уровень — низкий, как и уровни выше среднего и высокий — на высокий уровень. Кроме того, применялись педагогические методы исследования: наблюдение, изучение педагогической документации, анкетирование учащихся и их родителей. При этом несколько учащихся имели незначительные отклонения в состоянии здоровья и относились к числу «часто болеющих» детей. По результатам хронометража было выявлено, что при выполнении домашних заданий работают с желанием 16/69,5 %; быстро утомляются 7/30,4 %; имеют хроническое заболевание 3/13,04 % детей, часто болеют простудными заболеваниями (чаще трех раз в год) 9/45 %.

В ходе эксперимента были применены методики: изучение отношения к учебным предметам, хронометраж домашних заданий, социометрия, определение мотивации к учебной деятельности, которые позволили составить мнение об их эффективности для мониторинга процесса адаптации.

Основной этап экспериментальной работы включал поисковый и формирующий эксперимент. Поисковый был направлен на определение концептуальных основ содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы и построение модели содействия, с учетом специфики образовательного пространства.

Формирующий эксперимент был направлен на реализацию модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В результате исследования было выявлено, что успешность адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в пятом классе зависит от сформированности самоорганизации и самостоятельности, в этой связи большую роль играет создание предпосылок позитивной адаптации на этапе начального образования. Основными направлениями работы педагогов в четвертом классе начального этапа обучения являются: изучение детей и их семей, оказание помощи учащимся в осознании и принятии правил обучения в среднем звене; работа по профилактике рисков дезадаптации, созданию сотрудничества с учителями-предметниками, принимающих пятые классы; организация шефства над будущими пятиклассниками.

Модель содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению представляет собой комплекс мероприятий, который включал организацию обучающих семинаров по повышению психолого-педагогической компетентности для поддержки учащихся 10–12 лет в переходный период предназначенных для учителей начального и среднего звена. На этапе начального образования проведена работа по созданию предпосылок позитивной адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В рамках лектория для родителей были проведены тематические беседы, круглые столы. Для развития навыков саморегуляции и самоконтроля была разработана программа спецкурса для учащихся пятого класса «Я и мое здоровье». В пятом классе в течение адаптационного периода обозначены проблемы адаптации, сформулированы задачи, отражены направления и виды психолого-педагогической деятельности, указаны примерные сроки реализации мероприятий. В 2007–2008 учебном году был реализован проект «Ресурсный центр сопровождения детей», имеющий несколько направлений деятельности, основной целью которых являлось формирование осознанного отношения к здоровью и профилактика заболеваний.

В ходе эксперимента проводился анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до проведения эксперимента и после (табл.1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до эксперимента и после эксперимента

Уровни

Напряженность

2006–2007

2007–2008

2008–2009

2009–2010

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

Низкий

7 (25)

15

13(27)

20

18 (26)

20

15 (25)

25

Средний

Средний

8 (25)

9

6 (27)

7

3 (26)

6

5 (25)

0

Низкий

Высокий

10 (25)

1

8 (27)

0

3 (26)

0

5 (25)

0


Основу заключительного этапа экспериментальной работы составил контрольный эксперимент. Цель этого этапа заключалась в определении эффективности разработанной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению и результативности работы по данному направлению. Изучение изменений уровня адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению осуществлялось по определенным ранее критериям и с помощью методов диагностики, применяемых при проведении констатирующего эксперимента.

Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по реализации модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению показывает, что снизилась напряженность у учащихся, что привело к увеличению числа учащихся с высоким уровнем адаптации (рис. 1).

Рис. 1.

Таким образом, контрольный эксперимент позволил установить тенденцию к уменьшению количества детей низким уровнем адаптации и соответственно увеличению количества детей с высоким уровнем адаптации.

Анализ результатов исследования показывает, что работа по предложенной модели позволила существенно повысить у педагогического коллектива ответственность за выбор средств и методов работы по поддержке учащихся в переходный и адаптационный периоды; повысить уровень саморегуляции учащихся, сформировать навыки самоконтроля, увеличить самостоятельность; снизить напряженность.

Результаты экспериментальной работы позволяют судить об эффективности данной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): предметное обучение, эксперимент, экспериментальная работа, класс, содействие адаптации учащихся, адаптационный период, контрольный эксперимент, начальное образование, общеобразовательная школа, учебная деятельность.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому...

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа, учебная деятельность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, дошкольное образование, будущий первоклассник.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших... общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм...

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

Практика показывает, что продолжительность периода адаптации первоклассников к

С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью

От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.Четвёртое...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей

учебная деятельность, младший подростковый возраст, начальная школа, социальная среда...

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм, детская психика. Проблема адаптации в педагогической психологии.

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Обобщение и диссеминация педагогического опыта.

начальная школа, учитель, учебная деятельность, класс, ребенок, школа, адаптационный период, лучший образ, образовательный процесс, школьная жизнь.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках...

Автор делится собственным опытом работы психологического сопровождения в

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное образование, дошкольное

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому...

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа, учебная деятельность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, дошкольное образование, будущий первоклассник.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших... общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм...

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

Практика показывает, что продолжительность периода адаптации первоклассников к

С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью

От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.Четвёртое...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей

учебная деятельность, младший подростковый возраст, начальная школа, социальная среда...

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм, детская психика. Проблема адаптации в педагогической психологии.

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Обобщение и диссеминация педагогического опыта.

начальная школа, учитель, учебная деятельность, класс, ребенок, школа, адаптационный период, лучший образ, образовательный процесс, школьная жизнь.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках...

Автор делится собственным опытом работы психологического сопровождения в

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное образование, дошкольное

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.