Библиографическое описание:

Голованова Ю. В. Выбор направления вектора качества образования - актуальная проблема педагогики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях - актуальная проблема современности, требующая постоянного усовершенствования методов ее решения. В настоящее время она связана с конкуренцией на рынке образовательных услуг, резко протекающей во всех слоях образовательной сферы. Одна из причин такой конкуренции - снижение качества образования из-за некорректных приоритетов в этой среде. Благоразумная ценовая политика имеет в настоящее время большое значение. Нужно иметь в виду очень много различных факторов, порой трудно сочетаемых друг с другом. Например, спрос на определенные виды образовательных услуг, их платёжеспособность и качество. Качество - категория затратная, особенно если это касается образовательных услуг.

Качество в целом - это сложная философская, экономическая и социальная категория, которую можно определить через множество понятий. Последнее означает, что вопрос о качестве образования - очень сложный для восприятия и решения на практике.

Качество образования - это соответствие каким-либо нормам, продиктованным либо средой, либо потребителем. В динамике развития общества качество процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту надсистемы. Иначе в системе не будет прогресса развития. Это подразумевает, что качества должно быть в избытке, достаточном для развития и прогресса системы высшего образования [5]. Скорость развития потенциала качества должна опережать темпы развития системы. Качество образования должно опережать систему требований, которые могут предъявляться к нему со стороны различных направлений социального прогресса.

Кризис современного человеческого общества можно считать кризисом качества образования, которое должно быть центральной позицией всего образовательного процесса. Основное противоречие современности заключается в том, что новые социальные явления в основном раскрываются и толкуются с позиций устаревших взглядов и понятий, которые потом отражаются в различных образовательных стандартах.

Качество образования должно рассматриваться с точки зрения целостного процесса, который состоит из небольших частных процессов [2]. Таких как качество программного обеспечения, средств обучения, инфраструктуры, абитуриентов и студентов и многого другого. Все это и является составными частями качества высшего образования, которое, в свою очередь, является результатом качественного управления общей образовательной политикой и всеми частями многомерного и многоступенчатого образовательного процесса. Качество образования в первую очередь необходимо оценивать по качеству учебного процесса и качеству выпускников. А данное качество можно аттестовать в первом приближении как их соответствие нормам государственных стандартов. При этом следует учитывать реальные потребности рынка труда, которые далеко не всегда совпадают с содержанием стандартов. О рынке труда абитуриенты и выпускники знают слишком поверхностно и абстрактно. В последней информации нет систематики. Системы профессиональных описаний деятельности выпускников в конкретных производственных условиях практически не существует [1].

Чтобы улучшать и совершенствовать результаты и качество учебного процесса, чтобы была возможность правильной и подробной корректировки данного процесса на каждой ступени, необходимо правильно и в оптимальные сроки получать и анализировать текущую достоверную информацию. Таким образом, каждому высшему учебному заведению необходимо изучать и анализировать реальные потребности рынка труда и рынка образовательных услуг. Безусловным является то, что качество и содержание учебного процесса очень сильно зависят от творческих способностей преподавателя. Качество и сущность образовательного процесса объединяют в себе все то необходимое и лучшее, что должно входить в термин «Высшее образование», такие моменты как качество учебных программ, новых технологий, технических средств обучения, современно обустроенных аудиторий и лабораторий, кадрового потенциала, обновленной системы знаний и многое другое, что можно объединить в понятие качества научного потенциала вуза. Студенты должны ощущать динамику процесса, получать преимущественно новые, обновленные, «живые» знания, которые приобретаются в ходе занятий, проходящих в виде научных исследований и экспериментов, передаются педагогом, который их получил и переработал в ходе творческих поисков и исследований. Современное знание необходимо иметь в опережающей форме. Диспуты, интерактивная составляющая занятий, конференции, тематические тренинги, симпозиумы - возможные альтернативы коллективной работы и поиска необходимого гибкого знания. Все это является предпосылкой для научной работы студентов.

Правильно организованный учебный процесс является залогом успешного инновационного процесса, который должен проходить в высшем образовании России. Качество педагогов должно проходить гибкую оценку и стать залогом новой кадровой политики, где возможно оценить и потенциал педагога, творческие способности, этические нормы, но и ценить все данные качества педагога, его стремление применять все свои таланты и возможности, которые он использует в своей работе через адекватную систему оплаты труда.

Чтобы оценить качество образования в целом необходимо начать с целей и задач, которые должен поставить себе каждый вуз. Какова оценка данного учреждения среди множества других подобных вузов и в системе общего высшего образования в целом? Каковы цели и задачи развития, программа общего развития с внедрением инновационных подходов и методик? Должны быть поэтапные и многоуровневые цели, как местного значения, которые важны только для данного конкретного вуза, затрагивающие его специализацию, так и глобальные задачи, которые важны в системе и взаимосвязи, а возможно даже объединении различных вузов в подобие научной системы [3]. Используя и создавая, оформляя и претворяя в жизнь свои непосредственные цели и задачи конкретное высшее учебное заведение может создать свой образовательный стандарт, который будет развивать и культивировать, используя новые современные методики, но и не забывая фундаментальных основ высшего образования. Необходимо развивать основные принципы российского образования - фундаментальность, систематичность, последовательность.

Образование является довольно сложной категорией, в которой существует своя многокомпонентная система взаимосвязанных друг с другом критериев и компонент, которые дополняют и развивают друг друга - это передача знаний всеми существующими на настоящий момент способами, включая и творческую и экспериментальную составляющую данного процесса, и воспитание творческой, высоконравственной личности, которая сама может применять свой творческий потенциал для развития гармоничного общества.

Стремление усовершенствовать качество образования можно считать синонимом прогресса, формирования правильного высоконравственного и высокоинтеллектуального общества. Воспитание нравственного человека сводится не только к созданию его интеллектуального потенциала, но и к культивированию в нем гражданских, патриотических норм. Возможно, необходимо сделать упор на увеличение вектора потенциала студенческих советов. Качество образования - это коллективная, созидательная деятельность педагогов и студентов. Студенты не должны быть только объектами воздействия. Они должны быть вовлечены в совместную работу по построению правильного инновационного образования. В каждом высшем образовательном учреждении должна присутствовать система мер и концепций воспитательной работы, которая проистекает из систематизированного и планомерного взгляда на эту проблему. Необходимо данный процесс сделать организованным, укрепить позиции воспитательной роли, сделать должный упор на гуманитарные дисциплины, повысить роль преподавателей, кафедр и деканатов, как основных звеньев качественного его осуществления. Один из путей развития данного процесса - это формирование некоего корпоративного духа вуза, который суммируется из созданных принципов жизни данного вуза, кодекса жизни сотрудников и студентов. Также необходимо, чтобы эти правила оставались и далее распространялись выпускниками, обеспечивая взаимодействие и культурный обмен между вузом и обществом.

Подытожим рассмотренную ранее информацию. Качество образования - это сложный, ступенчатый, многосистемный процесс, который должен формироваться и совершенствоваться постоянно и динамично. Подход к оценке качества образования должен быть системным, планомерным и инновационным. Скорость развития вектора потенциала качества должна опережать темпы развития системы. Процессы повышения качества образования должны затрагивать все сферы жизни вуза - культурную, образовательную, воспитательную, техническую и общечеловеческую. Качество образовательного процесса есть система взаимосвязанных друг с другом компонент. Но если мы подразумеваем систему, то в ней должна присутствовать и иерархия элементов по значимости и наличие основного фактора. Такими элементами можно считать обучение и воспитание. Они скрепляют вуз как единую систему, в которой присутствует диалектика функционирования, развития и роста с течением времени, стремящаяся перейти в качественно новое состояние, обновляясь и совершенствуясь.


Литература:

1. Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Компетенции преподавателей вузов: мнение студентов.//Высшее образование в России. №12. 2009. С.143-146.

2. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования//Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2. - С.5-8.

3. Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа//Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2(25). С. 64-69.

4. Стародубцев В.А., Киселёва А.А., Федоров А.Ф. Возможности сервисов web2 для формирования персональных образовательных сфер//Высшее образование в России. №7. 2010.

5. «Система контроля качества профессионального образования». ч.1 «Педагогический контроль» Департамент образования города Москвы; Государственное учреждение города Москвы «Центр качества профессионального образования» (ГУ ЦКПО). М., 2009. С. 57.

Основные термины: Качество образования, качества образования, высшего образования, образовательного процесса, повышения качества образования, актуальная проблема, потенциала качества должна, образовательных услуг, учебного процесса, вектора качества образования, качество образования, снижение качества образования, качества высшего образования, качества образования должен, кризисом качества образования, качества профессионального образования», качества образования должны, темпы развития системы, мониторингу качества образования, развития потенциала качества

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle