Библиографическое описание:

Авазов К. Х. Cущность, задачи и содержание профориентационной работы в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 76-79.

Как указывает И.А. Хайдаров, профессиональная ориентация – это целенаправленный процесс деятельности педагогических коллективов школ по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии [1,с.16]. И.А. Хайдаров подчеркивает, что «Со времени обретения независимости в Республике Узбекистан осуществляются меры по развитию системы непрерывного образования, повышению качества обучения и воспитания учащихся, созданию условий для подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, будущей трудовой деятельности, адаптации к жизни в современном обществе» [1,с.15]. Автор указывает на фундаментальные идеи и инициативу Президента страны по коренному реформированию системы образования и созданию национальной системы подготовки кадров, которые легли в основу Национальной модели и программы по подготовке кадров[1,с.15].

Как утверждает К.Ишматов, профориентация – научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны [2]. Профориентация в рыночных условиях – это прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на реальность [2]. Как отмечают Ш.С. Шарипов, К.Давлатов, Г.С. Насриддинова, профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть», при этом необходимо, чтобы учащиеся глубоко любили избранную профессию [3,с.11].

Как указывает С.Б. Умаров, с учетом требований рыночной экономики, развитие производственных отношений в мире появления новых производственных отраслей, специализации, требовало подготовки кадров, отвечающих требованию современного рынка труда [4,с.15]. Автор указывает, исходя из требований времени, на то, что правительству Республики Узбекистан необходимо взяться за подготовку конкурентоспособных специалистов. Для решения назревших в системе образования проблем была создан система непрерывного образования. Продолжая свою мысль, С.Б. Умаров подчеркивает, что одной из главных задачей, поставленной перед системой непрерывного образования, является углубленное изучение общеобразовательных предметов и освоение основ профессиональных навыков, подготовка конкурентоспособных специалистов, отвечающим мировым стандартам образования и производства [4,с.15].

Как указывают Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов и А.В. Цой, «профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служат двум основным целям»:

-социальной и экономической защите личности (человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, успешнее его осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальных аспектах);

-укреплению экономической мощи государства (за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны)[5].Таким образом, автор считает, что профессиональная ориентация служит двум основным целям: профессиональному и материальному аспектам личности и полезности трудовой деятельности для государства. Профориентация учащихся в Узбекистане приобретает особую значимость в подготовке национальных кадров, в соответствии с их интересами, склонностями и является одной из основных задач государства.

Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов и А.В. Цой, рассматривая профориентацию как один из компонентов культуры, отмечают, что она «реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей социально-экономической ситуации на рынке труда.[5].Таким образом, во-первых, авторы считают профориентацию одним из компонентов культуры, а не как составную часть коммунистического воспитания (как считали до1991 г.). Во-вторых, акцент в профориентации сделан на содействии собственному профессиональному самоопределению с учетом интересов, потребностей и возможностей учащихся, а не комплектовании как раньше профессионально-технических училищ и привлечении рабочих на предприятия по мало престижным профессиям без достаточного учета интересов, и самоопределению самих учащихся.

Как подчеркивает И.А. Хайдаров, одной из первостепенных комплексных задач, поставленных Национальной программе по подготовке кадров, было создание сети центров профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся [1,с.15-16]. Такая сеть центров была создана на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан: «Об организации общего среднего образования» № 203 от 13.05.1998 г. и приказа Министра народного образования «Об организации центров профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся» № 103 от 5.06.1998 г. [1,с.16].В настоящее время, как пишет автор, в Республике действует один Республиканский, 14 региональных, 200 районных и городских центров [1.с,16]. Кроме того, как указывается на сайте республиканского центра профориентации, во многих крупных общеобразовательных учреждениях введены должности школьного психолога. Их сейчас в общей сложности 8699 человек [6]. Впервые, как указывается на сайте, в рамках Министерства народного образования служба профориентации стала системной, которая охватывает все систему народного образования. Впервые центром профориентационной работы стала школа, а ее главным субъектом – ученик, ребенок [6]. В Узбекистане за всю историю профориентации впервые выпускается специализированный профориентационный журнал « Мактаб ва хает» (Школа и жизнь), на страницах которого публикуются научные, методические, дидактические материалы по различным аспектам профессиональной ориентации подрастающего поколения [6]. Таким образом, в рамках Министерства народного образования, охватывающие всю систему народного образования, организованы центры профориентации учащихся.

Как отмечается на сайте центра профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся «Ташхис» (диагностика), целью его создания «является профессиональная ориентация учащихся, и их психолого-педагогическая диагностика и организационное, научное, методическое, информационное, программное обеспечение процессов выявления одаренности, интересов и склонностей учащихся».[6]. Основные задачи этого центра по профориентации, заключаются в:

- разработке научных и организационно-методических основ;

- координации деятельности областных, городских, районных центров;

- организации научно-методической и консультативной помощи;

- разработке нормативно-правовых документов;

- разработке и внедрении психодиагностических методик определения интересов, склонностей и способностей выпускников общеобразовательных школ;

-организации выдачи рекомендаций в учреждения среднего специального профессионального образования (академические лицеи и профессиональные колледжи) учащимися общеобразовательных школ;

-создании банка о существующих направлениях подготовки в средне-специальных образовательных учреждениях:

Основными направлениями деятельности центра являются:

-теоретико-методические основы профессиональной ориентации;

-психолого-педагогическая диагностика учащихся.[6].

Впервые в Узбекистане выпускники средней общеобразовательных учреждений получает профориентационные рекомендации-«Тавсиянома» по направлениям подготовки учащихся среднего специального, профессионального образования. В основу рекомендаций входят не только наблюдения педагогов, но и унифицированный комплекс психолого-диагностических методик, с помощью которых изучается ребенок.

Как указывается на сайте центра, ранее в Узбекистане в системе органов по труду действовали только 3 центра профориентации: Ташкентский и Самаркандский-городские, Учкуприкиский Ферганской области-сельский. В настоящее время в системе народного образования в Республике действуют более 200 центров профориентации во всех регионах [6].

Как отмечает С.Б. Умаров, для совершенствования и развития данного центра был принят ряд нормативных актов: «О профессиональной ориентации учащихся», «О кабинетах профориентации учащихся», « О региональных центрах профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся», «Устав Республиканского центра профориентации и психолога педагогической диагностики учащихся [4,с.17].

Как подчеркивает И.А. Хайдаров, в 2002 году авторами (Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов) разработана Концепция развивающей профессиональной ориентации учащихся [1,с.16]. Авторы рассматривают профориентацию как компонент общественного процесса и профессионально-личностного становления подрастающего поколения, которое выражается в поддержке развития природных дарований человека, содействии его профессионального самоопределения и выборе оптимального вида обучения и занятости с учетом личностных интересов и способностей [1,с.16].

Как указывает И.А. Хайдаров, в Концепции развивающей профориентации активная роль принадлежит самому школьнику, который в процессе профессионального самоопределения осуществляет выбор профессии и специальности [1,с.16].Таким образом, для развития системы профориентации в Республике приняты ряд нормативных и подведомственных документов, которые играют важную роль в развитии профориентации.

Как указывает Р.Х. Жураев, содержание профессиональной ориентации отражено в постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2000 г. № 1598. Исходя из этого акта следует постановление «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», а также принято постановление «Об утверждении Концепции профессиональной ориентации молодежи в республике Узбекистан» [7,с.1]. Автор отмечает, что профориентация учащихся включает профессиональную информацию – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [7,с.2]. В концепции определены основные принципы, цели, задачи и направления развития профориентации.

Основной целью концепции профориентации учащихся и молодежи является «удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах» [7,с.2].

Основными принципами концепции считаются: 1) равные возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения; 2) доступность профессиональной и другой информации о профессиях для выбора профессии, формы обучения; 3) добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп. Основным направлением концепции является создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы. Это «изучение и формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями» [7,с.4]. Кроме этого, поощряется привлечение учащихся во внеурочное время к внешкольным профориентационным работам, таким, как техническое художественное творчество, важность творчества в выборе профессии; организация экскурсий и ознакомления учащихся в учебном и внеучебном процессах с различными профессиональными образовательными заведениями, профессиями и специальностями [7,с.3].Таким образом, в Концепции определены основная цель, задачи, принципы, и направления развития профессиональной ориентации молодежи.

Программа непрерывной профориентации учащихся:

По И.А. Хайдарову «программа непрерывной профориентации учащихся содержит четыре этапа профориентационной работы» [1,с.16].

Первый этап - «Азбука профессий». Этот этап включает раннюю профориентацию детей в дошкольных учреждениях, в которых дается первичная информация о видах труда и разных профессиях с помощью различных игр и наглядных картинок.

Второй этап - «Кем я могу быть?». На данном этапе осуществляется начальная профориентация учащихся I-IV классов, которая заключается в ознакомлении с профессиями, беседами о профессиях на занятиях в школе, доступными пониманию младших школьников.

Третий этап - «Путешествие в мир профессий». На этом этапе осуществляется поисковая система профориентации учащихся V, VI, VII классов. Проводятся различные групповые занятия и индивидуальные беседы по профориентации, используется новые педагогические технологии такие, как плакаты, показ слайдов, видеофильмов на уроках труда и классном часе, предусмотрены экскурсии на различные объекты производства.

Четвертый этап - « Моя избранная профессия». Этот этап называется профессиональным самоопределением и осознанным выбором профессии, который реализуется с учащимися VIII- IX классов и включает: диагностику их личных интересов, склонностей, способностей; кроме этого в данном этапе проводятся тематические беседы, уроки, тренинги, индивидуальные и групповые профконсультации; одной из особенностей этого этапа являются экскурсии на предприятия, в организации, колледжи, лицеи; «выработка рекомендаций по выбору профессионального и образовательного пути для выпускников школ; встречи и беседы с родителями по вопросам профессиональной подготовки детей» [1,с.16].

Система работы по профориентации учащихся.

Как отмечает Р.Х. Жураев, современная система профориентации включает в себя профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профинформацию:

-профессиональная консультация - оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения в выборе профессии с учетом его психологических особенностей и возможностей;

-профессиональный подбор - это предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

-профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями [6,с.4]. Автор отмечает, одним из основных направлений развития профориентации молодежи в средствах массовой информации являются своевременное информирование о состоянии рынка труда, о потребностях экономики в профессиональных кадрах [6,с.4]. Таким образом, система профориентации включает длительный процесс для оказания помощи молодежи.

Как отмечает С.Б. Умаров, основными функциями системы профориентации являются: профессиональная информация, информация о профессиях, о путях и формах профессиональной подготовки [6,с.30]. Профинформационная работа в школе должна строиться так, чтобы профинформационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний о профессиях, чтобы эти знания помогли им принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения [4,с.30]. С.Б. Умаров подчеркивает, что профинформация должна иметь систематический и преемственный характер, и разделяет этот процесс на 3 этапа: работа с младшими школьниками, работа в средних классах, работа в старших классах [4,с.30]. Таким образом, по мнению автора, профинформация включает преемственность и систематический характер при профориентационной работе в школе.

Как указывается на образовательном сайте www.ziyo.net, неотъемлемой частью профориентации считаются агитационно-пропагандические работы, которые проводятся в Республике Узбекистан.

За последние годы в Республике опубликован информационно-справочный материал по 46 рабочим профессиям таких отраслей, как машиностроение, строительство, транспорт, связь и др., издательством «Укитувчи» выпущено три справочника «Выбирай свое будущее» по профессиям машиностроительной, легкой промышленности и строительства. Проводятся специальные передачи для старшеклассников по радио и телевидению, издаются красочные плакаты и афиши потребности в рабочих.

Например, «в 2007-2008 учебному году во всех областях Республики и в г.Ташкенте был проведен «Фестиваль профессий», в котором приняли участие 277011 учащихся 9-х классов, 94 256 родителей, 2 735 активистов махаллинской общественности. А также 1207 представителей Организация движения молодежи «Камолот», 768 работников отделов труда и социальной защиты населения, 878 членов женских комитетов, 3 770 педагогов образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования» [7].

Как указывают М.Г. Чередников и Т.Р. Ибрагимов, повышение эффективности профориентационной работы во многом зависит от современных информационных технологий. В связи с этим в систему профориентации учащихся внедрена электронная поисковая версия профессиональной ориентации учащихся «Мир профессии». В данное время во всех образовательных учреждениях Республики используется данная система [8,с.16]. Таким образом, для развития профориентации в школах в Республике ведутся крупномасштабные агитационные разъяснительные мероприятия с участием заинтересованных организации. Практика показала, что поднять качество профориентационных работ в школах возможно при помощи усилий общественных организаций


Литература:

  1. Хайдаров И.А.Профессиональная ориентация и подготовка выпускников школ к осознанному выбору профессии.-Ташкент.-Сборник статей.- 15.02.2012.

  2. Электронный ресурс. Ишматов К. Особенности организации профориентационной работы в условиях переходного периода рыночной экономике www.ziyo.net 2006.

  3. Шарипов Ш.С, Давлатов К, Г.С.Насриддинова Касбга йуналтиришнинг илмий асослари.-Тошкент.- Укув кулланма.- 2007 146 б.

  4. Умаров С.Б. Умумий урта таълим мактаблари укувчиларини касб-хунарга йуналтириш техналогиялари.-Тошкент .- 2005 дисс.пфн. 160 б.

  5. Электронный ресурс: Жураев Р.Х, Рашидов Х.Ф, Цой А.В. Профессиональная ориентация молодежи опыт . htt://tashis.narod.ru 2009

  6. Жураев Р.Х. Узбекистон республикасида укувчи ешларни касб-хунарга йуналтириш тизимини ривожлантириш концепцияси.- Тошкент.- // Мактаб хаети, 2002- № 2 , 28 б.

  7. Чередников М.Г,Т.Р.Ибрагимов, «Касбга йуналтиришнинг маълумот кидирув тизими» достурий воситаси(КЙМКТ).-Тошкент.-//Мактаб хаети,2004- № 6, 16 б.

  8. Электронный ресурс: Образовательный сайт, www.ziyo.net 2007

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle