Библиографическое описание:

Янченко И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.

Рассмотрение сущности понятия карьера позволяет рассматривать ее как социально-психологический феномен, связанный с целевой активностью, самореализацией, самооценкой человека, положительной Я-концепцией, реализацией личностного потенциала, рефлексией с субъективным ощущением успеха деятельности — действий направленных на достижение вершин «акме» в профессии или карьере [5]. Современное понимание феномена карьеры выходит за рамки только профессиональной деятельности и связывается с проектированием всего жизненного пути, так Н. С. Пряжников связывает карьеру не только с успешностью в профессиональной деятельности, но и с успешностью всей жизни [3]. Ряд авторов (О. А. Елдышова, А. М. Рикель, О. А. Тихомандрицкая и др.), исследовавших различные аспекты феномена «карьеры», подчеркивают, что успешность человека в профессиональной деятельности определяется положительной профессиональной Я-концепцией. При этом отметим, что успешность в карьере связана с субъективным восприятием: человек может чувствовать себя абсолютно счастливым и удовлетворенным на посту охранника, повара, бухгалтера, менеджера и т. д. на протяжении всей жизни.
Понятие «Я-концепция» как родовое по отношению к видовому понятию «профессиональная Я-концепция», исследователями используется при описании глубинных структур и процессов личности, при этом сущность понятия «Я-концепция» в науке остается дискуссионной, в связи со сложностью, многообразию понятия самого «Я». Тем не менее, в подходах ученых в исследовании данной проблемы можно выделить единодушие, заключающееся в том, что Я-концепция рассматривается как формирующаяся в процессе жизнедеятельности человека система представлений о себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; и развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других. Опираясь на интегративный подход, исследователи А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова, выявили: Я-концепция личности понимается как системное интегральное психическое образование, реализующееся в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, мотивационная, поведенческая, аккумулирующих представления, знания субъекта о себе, личностные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки собственных свойств и качеств, своих возможностей и ограничений, ценностей, проявляющихся в стратегии жизни [2].
В психологической литературе с профессиональной Я-концепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей, нереализованность, гендерные аспекты и др. Различные авторы, как отечественные, так и зарубежные понимают профессиональную Я-концепцию как:
  • один из видов Я-концепции, как набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как соответствующие профессиональному выбору (Д. Сьюпер);
  • как совокупность представлений о себе как о профессионале (А. А. Реан);
  • как систему сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенную для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и обеспечивающих его собственное функционирование, саморазвитие / самореализацию в профессии (С. Т. Джанерьян) [4].
Приведенные понятия професииональной Я-концепции не противоречат друг другу, более того Н. Ветц отмечает, что если рассматривать Я-концепцию в контексте конкретных социальных, экономических и политических причин, то количество личностных характеристик может увеличиваться до бесконечности [4]. С. Т. Джанерьян выделяет центральное звено в профессиональной Я-концепции — смысловое отношение к профессии, нахождение глубинных смыслов деятельности, обеспечивающие регуляцию деятельности, взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере и пр. При этом исследователь отмечает, что профессиональная Я-концепция является динамическим образованием, что означает ее процессуальный характер, изменчивость с течением времени [1].
Определяя структуру профессиональной Я — концепции А. М. Рикель выделяет в ней поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты (рис. 1). Важнейшим элементом эмоционального компонента в структуре профессиональной Я-концепции выступает самооценка. Выделяются завышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. В исследованиях связанных с особенностями самооценки и ее формирования у студентов (Н. В. Кузьмина, В. Ф. Сафин, диссертационные работы Т. Д. Андроновой, С. Х. Асадуллиной, А. В. Захаровой, В. А. Семиченко, М. А. Ларионовой и др.) подчеркивается важная роль самооценки как личностного образования в процессе формирования личности и ее деятельности. В структуре профессиональной самооценки выделяют: самооценку результата (связанную с оценкой достигнутого и отражающую удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями); самооценку потенциала (связанную с оценкой своих профессиональных возможностей и отражающую веру в себя, и уверенность в своих силах).

Рис. 1. Структура профессиональной Я-концепции (А. М. Рикель)


По наблюдениям исследователей (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан) низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности и лежит в основе позитивной мотивации саморазвития. Объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности связаны не с упрощенной обобщенной самооценкой, с соотношением самооценки результата и потенциала личности.
Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности, самоэффективность Д. Сьюпер выделил пять жизненных стадий развития профессиональной Я-концепции (пробуждения, исследования, установления и консолидации, сохранения, пенсионерства) и соответствующие им цели профессионального развития [6]. Рассмотрим более подробно стадии, имеющие педагогический аспект.
Стадия пробуждения (детство и ранняя юность от 0 до 14 лет) — в представлении о «профессиональном Я» преобладают фантазии и потребности, и лишь к концу стадии приобретают значение интересы и способности. За счет предметных и социальных требований и побуждений, идущих от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. Кроме того, закладываются основы профессиональной Я-концепции, самоотношения, человек приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания нестабильны или фиксированы на профессиональные роли нереалистично.
На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость 15–24 года) происходит оценка своих способностей и возможностей, интересов, ценностей и потребностей. Молодые люди пробуют себя в той или иной профессиональной сфере, вступая на рынок труда или начиная профессиональное обучение, постепенно подходящая, с точки зрения личности, профессиональная сфера сужается, начинается овладение выбранной профессией. Возникает необходимость решить в первую очередь задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Я-концепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений, и реализация первого профессионального выбора в образовании или в трудовой деятельности. Для предпрофессионального поведения выделены следующие характерные признаки:
  • первоначально случайное, затем сознательное восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей;
  • рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей;
  • принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков.
На этой стадии проявляются субъектная позиция и индивидуальные различия в поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. На этом этапе возникает необходимость планирования дальнейшего профессионального развития в соответствии с субъективными представлениями о карьерном росте и жизнью в целом.
Стадия установления и консолидации (фаза пробы (25–30 лет), фаза стабильности (31–44 года)) после завершения профессионального образования связывается с адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к стабильной профессиональной позиции, становятся ясными карьерные цели и способы их достижения, происходит кристаллизация профессиональной Я-концепции. На этот период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшим профессиональным образованием и могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни.
Осознание и принятие образовательной деятельности как начального этапа построения карьеры, необходимости активного участия в образовательном процессе, в первых профессиональных пробах, рефлексивного видения себя и результатов деятельности обеспечит развитие положительной профессиональной Я-концепци и реализацию первого профессионального выбора как ответственного решения касающегося сферы планирования и реализации профессиональной деятельности и развития карьеры, что позволит легче преодолеть серьезные профессиональные кризисы. В связи, с чем выступает необходимость создания условий в образовательной системе вуза для реализации педагогических технологий способствующих формированию субъектной позиции студента в процессе получения высшего профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента. Данные условия полностью соответствуют гуманистической парадигме в философии и теории образования, и соответствует идеям личностно-ориентированного образования, сущностные характеристики которого находят отражение в содержании образования, в моделях и технологиях организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, выстраиваемых позициях студентов и преподавателей, способствующих самоопределению личности в выбранной профессии и возможных путях карьерного роста.

Литература:
  1. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. N 4. Приложение «Гуманитарные науки». С. 162–169.
  2. Иващенко, А. В. Агапов В. С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.
  3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. — 256 с.
  4. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 3.03.2013).
  5. Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» [Текст] / И. В. Янченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II/Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 102–105.
  6. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957, — 391p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle