Библиографическое описание:

Федоров В. Н. Типовые подходы к анализу сущности образовательного пространства [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 44-46.

Важной задачей современного этапа развития российского общества является создание единого образовательного пространства, объединяющего территориальные образовательные системы разного типа и уровня, и призванного обеспечить возможность равного доступа гражданам к образовательным ресурсам.

Понятие «пространство» является одной из важнейших основополагающих категорий в области научного познания и довольно широко используется в различных сферах деятельности. В педагогическом сообществе словосочетание «образовательное пространство» (или — среда, — социум, — сфера) и его производные — «географическое», «экономическое», «социальное», «геополитическое», «гуманитарное» и т. д. выделяются в философском, гносеологическом, семантическом, культурологическом, системном, синергетическом, герменевтическом и прочих аспектах, разрабатываемых в современной теории и практике образования.

В философии пространство — «это всеобщая форма бытия материи» [4, с. 519], ее важнейший атрибут; это абстрактное понятие, выражающее существование связи вещей друг с другом, порядок их размещения относительно друг друга. По мнению Алаева Э. Б., под пространством, очевидно, должна пониматься объективная, всеобщая и познаваемая форма существования географических объектов [1, 98 с.].

В научной литературе «предметные» пространства выделяются, как правило, по содержательно-функциональному признаку в соответствии с целями и задачами исследования, т. е. по природе установившихся связей между рассматриваемыми объектами.

Сформировалось несколько подходов к определению сущности понятия образовательного пространства:

  1. Личностно-средовой.

В педагогической науке «пространство» является концептуальной категорией, отражающей совокупность отношений между участниками образовательного процесса. Структурная композиция (форма сочетаний) и архитектура (модельное построение) пространственных элементов образования отражают исторические этапы его становления, закономерности и принципы организации в конкретных условиях социокультурной среды. С позиции средового подхода образовательное пространство — это социально-интегративная среда (или совокупность сред), оказывающая влияние на социализацию личности. При этом последняя предполагает обязательное присутствие субъекта образования и его активное взаимодействие с ближайшим окружением

  1. Ресурсный.

Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным характером и представляет собой ресурс (средство) моделирования образовательных систем, необходимым для «поддержания факторов процесса воспроизводства», что способствует устойчивому и комплексному развитию территориальных социально-экономических систем (общества, социума), а в нашем понимании — механизмом (инструментом) и средством (методом) их модернизации.

При этом в раскрытии сущностных его характеристик акцент делается на эффективность использования имеющихся внутренних возможностей и целевого привлечения внешних. Наличие ресурсного потенциала, несомненно, предопределяет содержание, структуру и направленность развития пространственных систем, характер внутри — и межотраслевого их взаимодействия.

Объединяя в себе взаимосвязанные территориальные рынки различного содержания, образовательное пространство обеспечивает необходимые условия для реализации прав граждан на получение доступа к образовательным ресурсам всех уровней и ступеней организации.

  1. Культурно-гуманистический.

Сущностной характеристикой образовательного пространства является его вариативность и многопрофильность, которые взаимосвязаны с многофункциональностью. Вариативность как разнообразие видов деятельности проявляется во всех пространственных компонентах (целевых, содержательных, процессуальных), способах и характере взаимодействия субъектов, формах их организации, специфике протекания интеграционных процессов и т. д.

Развитие социального партнерства, укрепление национальных традиций в семье и обществе, несомненно, укрепляют «поликультурное пространство», формируют толерантность поведения и создают условия для самоидентификации личности. Подобный аксеологический подход (от греч. axia — ценность и logos — слово, идея) базируется на культурно-гуманистической концепции образования и направлен на создание многомерного социально ориентированного пространства, позволяющего учитывать общечеловеческие ценности.

  1. Социально-географический.

Следует констатировать, что образовательное пространство является частью географического пространства, т. е. совокупностью природных, социально-экономических, историко-культурных, политико-правовых и пр. характеристик территории, взятых в их отношении к образованию.

В теории педагогики и географической науки понятие «образовательное пространство» используется, как правило, в ракурсе (контексте) территориальной приуроченности тех или иных объектов, процессов и явлений развивающихся во времени. Критериями их выделения являются «размер и протяженность», «масштаб (соразмерность) и компактность», «объемность и насыщенность», «вместимость и плотность», «привязанность к определенным координатам (местоположение)» и т. д. Это дает возможность объединить локальные образовательные учреждения и специалистов разного профиля и необходимой квалификации (в отличии от отраслевого подхода) в единое (комплексное) составляющее, установить общие правила, формы и методы сотрудничества и обеспечить совместную их деятельность и ответственность за конечный результат. Для него характерно межуровневое взаимодействие, когда одни и те же субъекты — участники образовательного процесса могут выступать как в роли управляемых агентов, так и управляющих органов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что образовательное пространство является сферой взаимодействия субъектов образования с окружающей природной, социо- этнокультурной средой. Это обеспечивает преемственность различных уровней образования, непрерывность обучения и интеграцию различных сфер общества в единое целое.

Территориальная организация образования направлена на обеспечение доступа к ее ресурсам, в т. ч. инновационным, на реализацию современных видов и форм взаимодействия учебных заведений в рамках социума. При этом территория (лат. territorium, от tеrrа — земля, страна) как особый вид «пространственного ресурса» и как фактор внешней среды обеспечивает взаимосвязь между субъектами образования, определяет их «взаиморасположенность и взаимоувязанность», упорядочивает характер взаимоотношений. В ее пределах (т.н. границах образовательного поля) функционируют образовательные группировки и комплексы, узлы и центры, зоны и округа и др. единицы разных таксономических уровней и форм сочетаний.

  1. Системно-функциональный.

Современное образование направлено на построение единого, но внутренне дифференцированного пространства на всех уровнях и ступенях его организации — от подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений до системы послевузовского профессионального образования. Многомерность образовательной деятельности призвана обеспечить непрерывность, целостность, преемственность учебного процесса, в который органично включены все его субъекты — семья, государственные и общественные организации, средства массовой информации и т. д. Это позволяет выстраивать образовательный процесс на основе социокультурного творчества и компентентностного подхода, сконструировать модели «личностно-ориентированной деятельности» и «индивидуальной образовательной траектории», разрабатывать различные формы педагогического сотрудничества.

В рамках системно-функционального подхода под образовательным пространством понимается совокупность разноуровневых систем, где «большая система по отношению к меньшим образует соответствующее пространство». В границах «пространственного базиса» современного общества, каковым является образование, реализуются образовательные услуги, направленные на подготовку «социально адаптированного индивида», способного к различным видам профессиональной деятельности в соответствии с освоенными компетенциями.

Принцип системности — это интеграция основных компонентов образовательного пространства в общую структуру, «их вертикальная и горизонтальная координация в целях преодоления эклектичности, ведомственной разобщенности и отраслевой дифференциации». В условиях динамичных преобразований в теории и практике образования системный подход к изучению многообразия форм и методов взаимодействия разнородных элементов позволяет выделить перспективные направления и разработать концепцию их развития с внутренними и внешними преемственными связями. Все это актуализирует проблему изучения механизма функционирования образования в рамках конкретной территории и исследования его роли в воспроизводственном процессе. Следовательно, системный подход позволяет рассматривать объект как единое целое, состоящее из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного.

  1. Сетевой.

Моделирование развития единого интегрированного многоуровневого образовательного пространства осуществляется на основе универсальных законов и закономерностей эволюции сложных систем. При этом системный анализ обеспечивает внедрение в практику современных форм, методов и технологий, способствует конструированию эффективных моделей взаимосвязей и взаимоотношений территориально разобщенных образовательных учреждений различных типов и направленности [2, c.90].

Проектирование форм и методов сетевого взаимодействия образовательных учреждений направлено на создание условий для доступа и повышения качества образовательных услуг, а также повышение эффективности управления ими в конкурентной среде. Архитектура взаимодействия включает не только внутренние элементы организации, но и предусматривает возможность привлечения внешних ресурсов. Так, внедрение сетевых форм и принципов организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных (в т. ч. дистанционных) технологий удаленного доступа к информационным ресурсам (сall-центр, Интернет, E-mail сервисы, электронная почта) обеспечивает эффективную реализацию модели «инновационной образовательной среды». Информационно-технические средства обучения способствуют интерактивному взаимодействию сетевых агентов, разработке технологических альтернативных моделей образования в рамках сетевого сообщества, способствуют продвижению новаций на рынок передовых педагогических технологий [3,45 c.].

Таким образом, сложность образовательного пространства как социальной системы, предполагает множественность аспектов рассмотрения каждого феномена и вариантов включения различных компонентов при их структурировании. Множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложного многоуровневого явления, включающего экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научно-методический уровни исследования.


Литература:

  1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983.- 350 с.

  2. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88–94.

  3. Павличенко Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования // Народное образование.- 2012..- № 1. — С.42–47.

  4. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.


Основные термины (генерируются автоматически): образовательного пространства, единого образовательного пространства, мирового образовательного пространства, образовательное пространство, современного мирового образовательного, сущности образовательного пространства, образовательного процесса, понятия образовательного пространства, характеристикой образовательного пространства, многоуровневого образовательного пространства, компонентов образовательного пространства, построения образовательного пространства, моделирования образовательного пространства, сложность образовательного пространства, создание единого образовательного, участниками образовательного процесса, Тенденции современного мирового, механизма реализации воспитания, участники образовательного процесса, границах образовательного поля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle